ПОИСК
Історія сучасності

После перелета через Северный полюс в США Валерий Чкалов стал мировой знаменитостью. Даже Марлен Дитрих попросила у него автограф

11:15 19 червня 2012
75 лет назад Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на отечественном самолете АНТ-25 первыми в истории совершили беспосадочный перелет из Европы в Северную Америку, находясь в воздухе более двух с половиной суток

Всего за десять дней до начала беспрецедентного перелета из Москвы через Северный полюс в Америку в самолет АНТ-25, на котором экипаж Чкалова преодолел этот путь, врезался истребитель. Это произошло на глазах Валерия Павловича и его товарищей на подмосковном аэродроме Щелково, когда их крылатая машина стояла на земле. Истребитель, который шел на посадку, зацепил колесами правое крыло АНТ-25, перевернулся в воздухе и рухнул на землю. К счастью, пилот остался жив, а в крыле самолета-гиганта образовалась огромная дыра. Инженеры заявили, что дело — «табак»: машину придется разобрать и отправить на завод для ремонта. Тут нужно сказать, что решение о перелете через Северный полюс принималось на уровне правительства, поэтому к подготовке подключили лучших ученых и инженеров, целые научные коллективы. Специально для экспедиции создали топливо «экстра», позволившее значительно увеличить мощность и экономичность двигателя. Заказы для полета чкаловского экипажа выполнялись предприятиями как первоочередные. И вдруг такое ЧП! Летчики опасались, что ремонт затянется надолго и начнется жара. А при слишком высоких температурах загруженный под завязку горючим и припасами АНТ-25 не сможет взлететь.

«Температура в кабине самолета опускалась до девяти градусов мороза»

 — Ремонт поврежденного самолета удалось выполнить за неделю, — рассказывает исследователь биографии Валерия Чкалова киевлянка Людмила Молочная. — Чкалов настаивал на том, чтобы лететь в Америку как можно быстрее, но метеорологи твердили: это опасно, на маршруте придется столкнуться с циклонами. Окончательное решение после беседы с Чкаловым и совета со специалистами принял Сталин — в путь. Восемнадцатого июня, всего через день после того, как самолет вернули с завода на аэродром в Щелково, Валерий Павлович поднялся в воздух и взял курс на Северную Америку. Этот беспосадочный перелет продолжался больше двух с половиной суток — 63 часа и 16 минут.

*Людмила Молочная добивается, чтобы в Киеве вновь появилась улица Чкалова. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Экипаж все это время не спал?

РЕКЛАМА

 — Почему же? Сразу за креслом пилота на масляном баке обустроили спальное место. Дремали по очереди. Летчики Чкалов и Георгий Байдуков меняли друг друга у штурвала, а вот штурман был всего один — Александр Беляков. Так что ему приходилось особенно тяжело. Кстати, специально для этой экспедиции он прошел обучение в школе летчиков и, если бы понадобилось, мог повести самолет.

Полет проходил в тяжелых условиях — донимали циклоны. Приходилось подниматься очень высоко — до 6100 метров, — чтобы идти выше облаков. Однако кабина была негерметичной, поэтому на столь больших высотах люди страдали от кислородного голодания. И хотя у них был запас кислорода, приходилось жестко экономить. Кроме того, система обогрева оставляла желать лучшего — температура в кабине опускалась до минус девяти градусов.

РЕКЛАМА

— Какая экипировка была у летчиков?

 — Для них пошили кожаные штаны и куртки на очень теплом пуху птицы гагары. Такой костюм хорошо защищал от холода, не пропускал воду и весил относительно немного — четыре с половиной килограмма. Также были облегченные унты и шерстяные перчатки, поверх которых при необходимости натягивали еще и рукавицы. Имелись теплые шапки.

РЕКЛАМА

*Во время перелета летчики из-за кислородного голодания почти ничего не ели. На фото слева направо: Георгий Байдуков, Валерий Чкалов, Александр Беляков

— Чем они питались?

 — Паек состоял из бутербродов с ветчиной, телятиной, говядиной, сыром, икрой, кусочка кекса, шоколада, яблок, апельсинов и лимонов. Суточный запас еды на каждого весил килограмм. Плюс чай с лимоном, который хранился в термосе. Однако летчики почти ничего не ели — разве что яблоки и апельсины. Ведь при кислородном голодании человек чувствует себя плохо, ему не до еды. Аварийный запас продовольствия был рассчитан на месяц. Это порядка ста килограммов высококалорийных консервов, упакованных в пергаментную бумагу, фольгу и уложенных в десять резиновых мешков. Плюс надувная шелковая палатка и раскладывающаяся лодка, примус (он не гаснет даже на сильном ветру), а также другие вещи, которые могли пригодиться в случае вынужденной посадки. Для уменьшения веса и размеров припасов делалось все возможное, например, деревянные весла для лодки заменили дюралевыми. Однако, как ни старались, на борту было довольно тесно.

— Но для туалета наверняка выкроили площадь?

 — Для этого использовали так называемые шары-пилоты — надувные резиновые емкости. Их затем следовало сдать медикам для анализов. Но в полете продукты жизнедеятельности пришлось использовать в качестве… жидкости для системы охлаждения двигателя. Произошло следующее: вначале обледенел прозрачный фонарь кабины, сидевший за штурвалом Байдуков высунул через форточку руку с финским ножом и стал соскребать лед. Взглянув в очищенное окошко, он ахнул — так называемый «чертик», показывающий уровень жидкости в системе охлаждения, скрылся из виду. Это означало, что система пуста, и если ее не заполнить, мотор начнет «чихать», а затем и вовсе заглохнет. Бросились к запасу воды в резиновых мешках, но она почти вся превратилась в лед. Той, что не замерзла, было недостаточно, и тогда решили залить в систему еще мочу и оставшийся чай. Это спасло ситуацию.

«В витринах фешенебельных магазинов одежды Портленда красовались летные куртки и штаны Чкалова, Байдукова и Белякова»

— Это правда, что внушительный запас горючего для перелета находился в крыльях самолета?

 — Да, их размах необычайно большой — 34 метра, — продолжает Людмила Молочная. — Создатели АНТ-25, выдающиеся авиаконструкторы Павел Сухой и Андрей Туполев, поместили в крыльях топливные баки, объемов которых оказалось достаточно для столь протяженного перелета — 8504 километра. Но это еще не был мировой рекорд. Спустя три недели, учтя опыт перелета чкаловского экипажа, на АНТ-25 через Северный полюс в Америку полетели Михаил Громов, Андрей Юмашев и Сергей Данилин. Топлива они взяли на 500 литров больше и сумели преодолеть свыше десяти тысяч километров, установив мировой рекорд.

В августе того же года в полет через полюс, но уже на другом отечественном самолете — ДБ-А — полетел экипаж из шести человек во главе с Сигизмундом Леваневским. К сожалению, самолет исчез и причина гибели этого экипажа остается не разгаданной до сих пор. В последнем радиосообщении, отправленном с борта на вторые сутки полета, говорилось о плохих метеоусловиях и о том, что отказал крайний правый двигатель (всего их у ДБ-А четыре). Кстати, первым попытку пролететь через Северный полюс в Америку предпринял именно Леваневский в 1935 году. Но из-за того, что в полете начало травить масло, ему приказали вернуться.

— Как встречали экипаж Чкалова в США?

 — Они приземлились на военном аэродроме который находился на окраине небольшого города Ванкувера (штат Вашингтон). Кров пилотам предоставил в своем двухэтажном особняке генерал Маршалл. Хозяин дома предложил летчикам сменить теплую авиационную одежду на летнюю и дал свои цивильные костюмы. Но, как вспоминал Георгий Байдуков, все от души смеялись, когда, примеряя брюки, он вынужден был застегивать пуговицы чуть ли не на подбородке. Даже самому высокому из членов экипажа — штурману Белякову — не подошли внушительных размеров вещи гостеприимного генерала.

В это время позвонили из Москвы, летчики доложили об успешном приземлении и легли спать. Когда проснулись, подступы к особняку были запружены журналистами, операторами кинохроники, фотографами и горожанами, и это несмотря на дождь. Торговые фирмы соседнего города Портланда прислали своих представителей с одеждой, а также портных, которые подогнали новенькие костюмы по фигурам членов экипажа. Через прибывшего полномочного представителя СССР в США Александра Трояновского Маршалл передал летчикам просьбу владельцев магазинов предоставить на время одежду, в которой экипаж совершил перелет. Так кожаные штаны и куртки летчиков оказались в витринах лучших магазинов города Портленда.

Затем была поездка по Соединенным Штатам, встречи с тысячами людей. Домой возвращались на пароходе «Нормандия», на котором в Европу плыла звезда кинематографа той эпохи Марлен Дитрих. Экипаж АНТ-25 в то время находился на вершине славы, и неудивительно, что Дитрих попросила у Чкалова автограф.

*Этот снимок сделан незадолго до гибели Чкалова. Прославленный летчик сфотографировался с женой Ольгой, сыном Игорем и дочкой Валерией

Валерий Чкалов в 1930-е годы был, возможно, единственным советским человеком, у которого имелся собственный самолет. Крылатую машину У-2, а также американский автомобиль «Паккард» любимцу Сталина подарило правительство. Государство назначило Чкалову и личного водителя. Самолет выручал знаменитого пилота и депутата, когда нужно было добраться до своих избирателей в городки и поселки Горьковской области и Чувашии, где в те времена было бездорожье. На У-2 он летал отдохнуть из Москвы на родину — в расположенный на берегу Волги поселок Василево (ныне город Чкалов), катал земляков.

 — Сохранилась фотография, на которой Чкалов сидит в передней кабине У-2, а в задней — его мачеха Наталья Георгиевна, — рассказывает Людмила Молочная. — Впрочем, он называл ее мамой, ведь его настоящая мать Ирина Ивановна умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Кстати, когда Валерий родился, повитуха подумала, что младенец мертв — он молчал. В таких случаях было принято подносить к личику ребенка огонь. Бабка это сделала — и малыш закричал.

— Кем был отец Чкалова?

 — Павел Григорьевич работал котельщиком в казенных мастерских. Он сам построил добротный дом, который сохранился до сих пор. Сейчас там музей.

Отец устроил сына Валерия вначале в школу, а затем в техническое училище. Летчиком паренек решил стать в 15 лет, когда впервые в жизни увидел аэроплан. Шла гражданская война. Валера бросил работу кочегара на пароходе, ходившем по Волге, записался в Красную армию. А через год его направили в школу военных летчиков.

— Много написано о том, что он неоднократно сидел на гауптвахте и даже трижды судим за отчаянные выходки в воздухе…

 — Чкалов был новатором, недаром ведь стал летчиком-испытателем. Понятно, что ему было сложно летать строго по правилам, следуя наставлениям. Отсюда и взыскания. К счастью, за Чкалова заступались люди, занимавшие высокие посты, в том числе нарком Климент Ворошилов. Именно он представил талантливого летчика Сталину в 1935-м. Спустя год вождь поручил Чкалову возглавить беспосадочный перелет на АНТ-25 из Москвы на Дальний Восток, а затем — в Америку.

— Вы дружите с дочерью Чкалова Валерией. Она рассказывала, как познакомились ее родители?

 — Ее мама Ольга Орехова училась на филологическом факультете в родном Ленинграде и пела в драматическом кружке. На занятия кружка и концерты часто приходили молодые летчики Первой ленинградской истребительной эскадрильи. Ольга обратила внимание, что один из этих пилотов смотрит на нее с восторгом и аплодирует громче всех. Однажды он подошел познакомиться, они стали общаться. Девушка даже представила своего избранника отцу, однако он высказался не в пользу жениха. Молодые люди расстались. Спустя какое-то время они случайно встретились на мосту и больше не разлучались. В 1928 году у них родился сын Игорь, а в 1935 — дочь Валерия. Младшая дочь Ольга появилась на свет после трагической гибели Чкалова.

— Существует версия о том, что ему подстроили авиакатастрофу за отказ от предложения Сталина возглавить НКВД…

 — Версий несколько. Доподлинно известно, что Чкалова вызвали из отпуска для проведения испытаний нового истребителя, имевшего значительные конструктивные недоработки. 15 декабря Валерий Павлович завез беременную жену в поликлинику и отправился на аэродром. Этот день стал последним в его жизни.

…В Киеве многие годы была улица Чкалова, но ее переименовали. Инициативная группа внесла в мэрию предложение, чтобы улицу Механизаторов (Соломенский район) переименовали в честь этого выдающегося человека.

2381

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів