Роман Виктюк: «Когда Ада Роговцева попыталась пройти на мой спектакль, дежурная ее не пропустила, сказав: «Если я это сделаю, меня уволят »
Она вошла в историю украинского театра навсегда. Ада Роговцева мечтала стать журналисткой, но поступила в Киевский театральный институт за компанию с подругами. Здесь она нашла свое призвание и любовь всей жизни. Кость Степанков, преподававший у юной белокурой студентки, влюбился в нее без памяти и после получения Адой диплома предложил ей руку и сердце. К тому времени Роговцева уже снималась в кино и была приглашена на работу в знаменитый Театр русской драмы имени Леси Украинки. Кстати, протекцию юной актрисе составил Олег Борисов.
Ровно 35 лет Ада Николаевна отдала Театру имени Леси Украинки. Ушла актриса по собственному желанию, ни разу больше не переступив порог родного театра. Ада Роговцева была любима и знаменита. В 23 года она стала заслуженной артисткой Украины, а в 40 — народной артисткой СССР. «На Аду Николаевну» ставят известные режиссеры Эдуард Митницкий, Роман Виктюк, Андрей Жолдак. Ее обожают в кино…
Двери квартиры Роговцевой и Степанкова в самом центре Киева всегда были открыты для гостей. О шумных посиделках, в которых принимали участие Иван Миколайчук, Сергей Параджанов, Олег Борисов, Евгений Паперный, ходили легенды. Двое детей звездной пары Костя-младший и Екатерина стали режиссерами. Первая большая беда пришла в дом Ады Николаевны со смертью Костя Петровича восемь лет назад. Но она нашла в себе силы вновь начать работать и посвятила любимому мужу книгу поэзии «Мой Костя». За 15 дней до 75-летия актрису постигла еще одна утрата — смерть сына Кости, как две капли воды похожего на своего знаменитого отца. Теперь они оба похоронены на сельском кладбище под Киевом. Небольшой дом в селе Жовтневое был любимым местом Костя Петровича, а теперь и Ады Николаевны. Роговцева признается, что именно там она обретает душевное равновесие…
«Лучший подарок для актрисы — новая роль. Вот ее я и преподнесу Адочке»
— В понедельник, 16 июля, непременно буду в Киеве, — сказал накануне режиссер и давний друг Ады Роговцевой Роман Виктюк. — А как же иначе! Я хочу быть с Адочкой в этот день. Знаю, что сейчас ей непросто, тем ценнее поддержка верных друзей.
— Подарок уже приготовили?
— Знаете, какой подарок может быть самым лучшим для актрисы?! Новая роль. Вот ее я и предложу Адочке.
*Аду Роговцеву и Романа Виктюка связывает не просто давняя дружба. Их отношения — нечто большее: это огромное уважение и любовь друг к другу. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Давно известно, что именно Ада Николаевна считается одной из ваших любимых актрис.
— Да что ты такое говоришь! Адочка — одна из двух актрис, которых называю легендами прошлого века. Вторая — Алиса Бруновна Фрейндлих. Думаю, не скоро родятся такие мощные индивидуальности, которые так умели бы аккумулировать в себе энергию времени. Алиса и Ада — две совершенно чистые, прозрачные, как я их называю, «монады». Для меня это люди, направляющиеся к нам откуда-то сверху.
— И зачем же?
— Чтобы мы помнили: есть не только материальный мир, но и духовный, из которого мы пришли и в который рано или поздно уйдем. Так вот если бы не было таких носителей света, как Адочка и Алисочка, мир был бы гораздо страшнее и мрачнее. А они двое умеют на своем жизненном примере, несмотря на любые трудности, прокричать: «Надо жить!» Хотя, признаюсь, думая об Аде Николаевне, погружаюсь в грусть. Это первая актриса украинского театра, которая лишена работы на родной сцене.
— Вы имеете в виду Театр имени Леси Украинки?
— Конечно. Я несколько раз всем украинским президентам говорил и со сцены, и в личной беседе: «Как же такое может быть, что актриса номер один не может работать в театре, носящем имя Леси Украинки?» Ведь она когда-то сама играла в спектакле Лесю Украинку! Чиновники обещали восстановить справедливость, успокаивали и… ничего не делали.
— Посвятив сцене 35 лет, Ада Николаевна ушла и ни разу не переступила порог родного театра.
— Однажды она таки нарушила свой обет. Это было, когда я привез спектакль театра «Современник» «Сон Гафта», где играли Валентин Гафт, Александр Филиппенко. Гастроли проходили на сцене Театра имени Леси Украинки. Я, Валя и Саша пригласили Аду прийти к нам на спектакль. Но Адочка ответила: «Рома, я не знаю, как смогу попасть в театр». Мы договорились, что будем ждать ее на служебном входе. Все посетители должны пройти через металлическую вертушку, как на фабрике «Красное дышло». Дежурная сидит и по своему желанию нажимает на кнопку, которая приводит эту махину в движение. И вот Адочка подошла к этому «дышлу», а оно не крутится. Мы с Валей закричали с другой его стороны: «Откройте, это же Ада!» Но дежурная трагическим голосом произнесла: «Если я это сделаю, меня уволят». И тогда мы с Сашей подняли легкую, как пушинку, Адочку над вертушкой и передали в руки Гафту. Помню, когда она появилась среди зрителей в зале, публика отреагировала фантастически. Раздался шквал аплодисментов, казалось, никто уже не обращал внимания на сцену. Мне кажется, у Ады тогда стояли в глазах слезы. И поверь, тот спектакль в Киеве мы играли только для нее. Потому что она за многие годы впервые оказалась в своем доме.
«В «Даме без камелий» Ада играла на разрыв аорты. За это я и сегодня ее обожаю»
— Вы думаете, Ада Роговцева по-прежнему мечтает вернуться в Театр русской драмы?
— Она человек терпеливый. И я знаю, что все еще ждет момента, когда кому-нибудь хватит ума сказать: «Для вас, Ада Николаевна, двери на служебном входе открыты». И встретит ее там с цветами. По крайней мере, я очень четко вижу такую мизансцену. Как говорит Ада Николаевна, я пессимист по знаниям и оптимист по вере.
— Какой из спектаклей, поставленных для Ады Николаевны, наиболее вам дорог?
— Да все они мои дети. Но «Священные чудовища» Кокто, пожалуй, могу выделить. Там Роговцева играла феноменально. Помню, мы репетировали этот спектакль летом в Одессе в Театре музыкальной комедии. Стояла страшная жара, духота. Репетиции проходили в небольшом помещении под самой крышей. Пот катился со всех актеров градом, ведь оттачивали роли по пять часов. Честно говоря, мне с трудом верилось, что актеры могут это вынести. Помню, в конце репетиции я им сказал: «Всем спасибо, вы превзошли мои ожидания, но «Бессарабка» придет посмотреть на вас лишь один раз»…
— Бессарабка?!
— Так я называю Театр имени Леси Украинки, расположенный недалеко от Бессарабского рынка. Был уверен, что труппа не будет ходить на этот спектакль. Но как я оказался неправ! Эту фантастическую пьесу полюбили все. На одном из последних прогонов спектакля я был в радиорубке на втором балконе. Из дверей этого помещения выходишь сразу в коридор. И вот я случайно стал свидетелем, как известная артистка Театра имени Леси Украинки в финале спектакля выскочила из ложи, захлопнула дверь и стала от отчаяния рычать и царапать эту дверь. Вот она, творческая ревность. Я не видел подобного больше никогда. Слава Богу, актриса не заметила, что я наблюдал эту ужасающую сцену. Знаешь, я рассказываю тебе сейчас это, вспоминаю, и у меня начинают дрожать коленки. Потому что представляю, в каком «зверинце» Адочке приходилось выживать. Всем казалось, что Роговцевой не под силу сыграть коммунистку Петрушевскую, но она справилась с ролью блестяще! А «Дама без камелий»?! Да Адочка играла там на разрыв аорты, так, как умеет только она. За это я и сегодня ее обожаю. И по-прежнему уверен: ей надо немножко по-до-ждать, перетерпеть, и Бог услышит ее молитвы…
— Тем не менее последние годы судьба не балует Аду Николаевну…
— А знаешь, это проверка ее стойкости. Ведь Роговцева пережила потерю театра, утрату близких тоже переживет. По-моему, ее отправили на землю для того, чтобы мы увидели: есть души, способные на самопожертвование.
— Не слишком ли дорогой ценой?
— Помню, всю жизнь Адочка говорила, что нет ничего дороже тех минут, когда ей выпадает счастье приехать в село в свой маленький домик, покопаться в огороде. В этом селе она и похоронила своего любимого Костя Петровича. Туда же отвезла и сына. Но какие бы страшные испытания не выпадали на ее долю, у Ады есть какое-то удивительное единение с землей и небом. Она отправлена к нам с небес в назидание, в науку. Я в это верю.
Фото с сайта ria.ru
2589Читайте нас у Facebook