ПОИСК
Інтерв'ю

Наталья Гвоздикова: «Режиссер „Большой перемены“ Алексей Коренев отомстил мне за то, что не ответила ему взаимностью»

8:00 10 листопада 2012
Популярному советскому телефильму исполнилось 40 лет

Есть фильмы советского кино, которые можно пересматривать сотни раз. К ним относится и четырехсерийная картина режиссера Алексея Коренева «Большая перемена». Ее съемки завершились осенью 1972 года, а в начале 1973-го она уже вышла на телеэкраны, собрав рекордное количество зрителей у телевизоров. Блестящий актерский состав, яркие характеры и великолепная игра — что еще надо для успеха? Фильм сразу же «растащили» на цитаты, а молодые актеры, сыгравшие в «Большой перемене», стали всеобщими любимцами. Часть успеха досталась и Наталье Гвоздиковой, сыгравшей Полину — молодую аспирантку, возлюбленную Нестора Петровича (актер Михаил Кононов). Правда, изначально роль Полины была гораздо больше, но в актерской жизни случаются всякие неожиданности...

«Нестора Петровича должен был играть Андрей Мягков»

— Недавно опять пересмотрела «Большую перемену» и порадовалась, какое хорошее кино мы сняли! — рассказывает заслуженная артистка России Наталья Гвоздикова. — Смотрят его с интересом до сих пор. А в чем секрет? В фильме есть любовь, страдания, юмор. Нет политики, крови... Уже не говоря о том, что на съемочной площадке собрались замечательные артисты Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Александр Збруев, Светлана Крючкова, Виктор Проскурин... Да любого из «Перемены...» назовите!

*Полина (Наталья Гвоздикова) и Нестор Петрович (Михаил Кононов). Кадр из фильма «Большая перемена». 1972 год

— Как вы попали в картину?

РЕКЛАМА

— В 1972 году, когда начались съемки, еще не было модного нынче слова «кастинги». Все артисты проходили кинопробы. И я в том числе. Помощник режиссера Алексея Коренева пригласил меня одной из первых. Правда, предварительно домой принесли сценарий. Признаюсь, он сразу мне понравился — добрая, трогательная история о скромном учителе истории. С выбором актера на главную роль была целая эпопея. Изначально на нее пробовался Андрей Мягков, но он не нашел общего языка с Кореневым. Тогда пригласили Сережу Торкачевского, я с ним даже отыграла несколько сцен на пробах. А вот с Михаилом Кононовым мы встретились в первый рабочий день. Я должна была играть бывшую возлюбленную Нестора Петровича Полину. Совершенно мой типаж...

— Брюнетка с короткими волосами?!

РЕКЛАМА

— Это выяснилось уже в начале съемок. Изначально Полина должна была быть блондинкой, но в картине получалось слишком много светловолосых героинь. Уже была утверждена на роль Светланы Афанасьевны Наташа Богунова, а на роль Нелли — Света Крючкова. Тогда оператор Анатолий Мукасей предложил, чтобы моя героиня стала черненькой. Я подумала: «А почему нет?» Мне надели парик, я посмотрела на себя в зеркало и сказала: «Очень даже неплохо». Все четыре серии снималась как брюнетка, пряча под париком длиннющие, по пояс, собственные светлые волосы. Причем одновременно была занята еще в двух картинах, и мне приходилось мотаться между съемочными площадками, а иногда и городами, заплетая и расплетая свои волосы, беспрестанно меняя прически.

«За необычной внешностью Савелия Крамарова мало кто замечал действительно глубокую личность»

— Где проходили съемки «Большой перемены»?

РЕКЛАМА

— Больше всего снимали в Москве, на «Мосфильме». Там построили несколько павильонов с квартирой Нестора Петровича, семьи Ледневых. Часть съемок проводили в столичном универмаге, который превратили в салон для новобрачных. Помните, когда Нестор видит сон, в котором я вроде бы стюардесса. Так вот, ради сюжета, где я схожу с трапа самолета, мы целый день работали в аэропорту Внуково. Часть съемок проходила в городе Ярославле, но самое приятное время было, когда переехали в Сочи, где доснимали часть эпизодов. В Москве уже начиналась осень, а нам понадобилось лето. Это было замечательно! Помню, стоял ноябрь, а я еще плавала в Черном море. А потом гуляла с Роланом Быковым и Савелием Крамаровым по Сочинской набережной.

— Вам приписывали роман с Савелием Крамаровым.

— Да какой роман! Ничего особенного между нами не было. Савелий испытывал ко мне симпатию, несколько раз даже подвозил на машине. Я с ним кокетничала, но не более. Мне нравилось с ним общаться, он был обаятельный, умный, начитанный, интеллигентный человек. Совершенная противоположность чудаковатому и простоватому образу, который создавал на экране. Савелий был немногословен и всегда его мнение по какому-то поводу расходилось с общепризнанным. Просто за его необычной внешностью мало кто замечал действительно глубокую личность. Кстати, когда Крамаров эмигрировал в США, его фамилию убрали из титров «Большой перемены». Он стал чуть ли не врагом народа. Ну, это пусть будет на совести других людей...

— Фильм Алексея Коренева изначально был рассчитан на две серии, а в результате их получилось четыре.

— Первый раз просмотр на «Мосфильме» устроили, когда были сняты две серии. А вообще планировалось три. Руководству картина понравилась, и тогда Коренев сказал, что придумал еще несколько эпизодов, которые могли бы войти в кино. Руководство посовещалось, и на следующий день Алексей пришел на съемочную площадку окрыленный — ему разрешили снять еще одну серию.

— Это увеличивало и ваш гонорар.

— Получается, что да. Больше всех заработал, конечно, исполнитель главной роли Миша Кононов — почти пять тысяч рублей. Я получила немногим больше тысячи. Немалые деньги — чуть ли не годовая зарплата советского инженера. Кстати, роль Полины изначально была прописана больше и интереснее, чем это получилось в картине. Алексей Коренев таким образом отомстил мне, убрав несколько уже отснятых кадров.

— За что?!

— Он был неравнодушен ко мне и хотел взаимности. Приставал. Я не ответила на его чувства, вот он и «рассчитался» со мной, урезав роль Полины. Признаюсь, в моей актерской жизни часто приходилось сталкиваться с подобными вещами. Но я никогда не позволяла себе переходить грань, смешивая чувства и работу. Тем более что Коренев был мне не симпатичен. Поэтому не могу сказать, что довольна своей Полиной в «Большой перемене». На самом деле роль могла стать гораздо заметнее.

«Изначально это был фильм „Приключения школьного учителя“, но чиновники из Министерства образования попросили изменить название»

— Правда, что фильм получил свое название буквально накануне премьеры?

— Он был снят по книге Георгия Садовникова «Иду к людям». Правда, в отличие от первоисточника, в сценарии появились новые персонажи. Например, у Нелли на самом деле в классе учился не папа, а мама. Но Евгений Леонов блестяще сыграл Леднева-старшего. А героя Савелия Крамарова не было вообще. Когда приступили к съемкам, фильм назывался «Приключения школьного учителя». Но в конце работы к режиссеру обратились из Министерства образования с просьбой изменить название. Мол, комедия об учителях уменьшает значимость их профессии. Тогда все стали судорожно думать над новым названием. В результате «Большую перемену» придумал Анатолий Мукасей, за что, по-моему, был даже премирован бутылкой коньяка. Вообще, все, что происходило тогда на съемках, которые заняли примерно полгода, сейчас мне представляется сплошным праздником. Выезжая из Москвы, мы жили в гостиницах, занимая целый этаж. Все время проводили в каких-то розыгрышах, посиделках. Не было замкнутости, никто из нас не считал себя звездой. Мы совершенно спокойно могли подойти к знаменитому актеру МХАТа Михаилу Яншину и пошутить с ним. Мне кажется, тогда и время было другое...

— Вы были воспитанницей знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Учились во ВГИКе вместе с Натальей Белохвостиковой...

— Ну, Белохвостикова меня мало волнует. Вместе со мной учились Наташа Бондарчук, Наталья Аринбасарова. А с Белохвостиковой меня никогда ничего не связывало! У нас не было никаких отношений... Надо признать, что все актеры, которые учились у Герасимова и Макаровой, были особенными. Нас во ВГИКе называли особой кастой. Герасимов и Макарова — учителя не только мастерства, но и жизни. Роскошнее женщины, чем Тамара Макарова, я не встречала. А Сергей Аполлинариевич был сама галантность. Они горой стояли за своих учеников. Да и мы были одержимы профессией. Первые два курса нам категорически было запрещено сниматься. Потом уже разрешалось, но с минимальным ущербом для учебы. Может, из-за этого я и потеряла какие-то роли, но... Бог всему судья.

— Вы о чем-то жалеете?

— Наверное, нет. Я до сих пор снимаюсь. Вот только закончила работу над очередной картиной — сериалом для канала Россия с рабочим названием «Нелюбимая». О чем же мне жалеть? Объездила многие страны, творила, любила и была любимой. Кстати, свою настоящую любовь встретила у вас в Киеве. Познакомились с моим Женей Жариковым на съемках сериала «Рожденная революцией». Правда, это уже совсем другая история...

9381

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів