Павел Гвоздик: закон об амнистии евромайдановцев «не смогут применить на практике ни милиция, ни суды»
Как уже сообщали «ФАКТЫ», Президент Виктор Янукович подписал принятый парламентом Закон «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания относительно событий, которые имели место во время проведения мирных собраний». Документ, в частности, предусматривает освобождение от ответственности людей, принимавших участие в протестных акциях. Сегодня текст закона опубликовали «Урядовий кур'єр» и парламентское издание «Голос України».
Между тем накануне вступления в силу так называемого закона об амнистии в СМИ появились комментарии юристов, подвергших сомнению его действенность. Так, член Совета судей Украины, заместитель главы Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Павел Гвоздик заявил: «Этот законодательный акт не смогут применить на практике ни милиция, ни суды». Павел Гвоздик отметил, что в украинском законодательстве отсутствуют механизмы реализации предложенных и утвержденных парламентом норм. По его словам, в документе четко не определены лица, на которых распространяется действие закона, а термин «участники акций протеста и массовых мероприятий» не конкретизирует, кто именно таковыми является. Ведь, отмечает юрист, в указанный в документе период времени — с 21 ноября по 25 декабря — в стране проходили не только протестные акции, но и много других массовых мероприятий, например, концерты и выставки.
По словам, судьи, Уголовный кодекс Украины, как это и должно быть, содержит исчерпывающий перечень случаев, когда человек может быть освобожден от уголовной ответственности. «Принятый закон предусматривает фактически новый вид освобождения от уголовной ответственности, не предусмотренный УК. Как следствие, в Уголовно-процессуальном кодексе отсутствует процедура его применения… На сегодняшний день единственным видом освобождения от ответственности, который может произойти по решению Верховной Рады, является амнистия. Однако в принятом законе амнистия не упоминается», — подчеркнул Павел Гвоздик.
Еще в процессе обсуждения документа в стенах Верховной Рады инициаторы закона настаивали, что его действие не должно распространяться на силовиков, принимавших участие в избиении демонстрантов. Как пояснял «ФАКТАМ» один из авторов законопроекта, Павел Петренко из фракции «Батькiвщина», «именно поэтому определение «лица, связанные с участием в акциях протеста» было изменено на «участники акции».
А вот у «регионала» Владимира Олейника на этот счет имеется иная точка зрения: «В законе выделено две категории. Одна — „участники акций протеста“, которыми сотрудники милиции быть не могут… А к „участникам массовых мероприятий“ относится милиция и другие граждане, которые не являются участниками официальных акций».
Народный депутат Владимир Олейник также считает, что участников акций протеста могут привлечь к ответственности, если те не освободят административные помещения и продолжат нарушать законы после вступления в силу подписанного Президентом документа. «Захватили помещения. Если приняли амнистию, пожалуйста, освободите помещения — и никакой ответственности. Если вы продолжаете удерживать чужое имущество или помещение, то есть преступление длится, безусловно, будут привлекаться к ответственности. Это же не индульгенция на всю жизнь», — цитирует политика «Интерфакс-Украина».
«Принятый закон не является идеальным юридическим документом, но это закон», — сказал «ФАКТАМ» адвокат Роман Греба, защитник одного из девяти задержанных участников протестных акций под Администрацией Президента. По мнению юриста, после вступления в силу документ декриминализует действия лиц, подпадающих под его действие. Все уголовные дела подлежат закрытию, а люди, которым вынесли приговор, подлежат реабилитации и не должны считаться судимыми. В том числе и его подзащитный — 41-летний Геннадий Черевко.
Как уже писали «ФАКТЫ», житель города Лубны, приехавший в Киев на евромайдан, пострадал в столкновениях с «Беркутом». Прямо в больнице скорой помощи, куда он попал с переломом руки, разбитой головой и многочисленными ушибами, ему вручили подозрение в организации массовых беспорядков, а потом взяли под стражу. «Сейчас мой подзащитный находится в статусе подозреваемого, в отношении него ведется уголовное производство. Я жду вступления закона в силу, чтобы ходатайствовать о закрытии уголовного дела», — отметил адвокат.
Своеобразный итог дискуссии о юридически выверенных или слабых нормах так называемого закона об амнистии евромайдановцев подвел сегодня на пресс-конференции Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак: «Я не комментирую законы, которые приняла Верховная Рада конституционным большинством. Все понимали, что это больше политический, а не юридический документ. Считаю, что парламент поступил правильно…»
2566Читайте нас у Facebook