Бари Алибасов: "Самолет за считаные минуты сгорел дотла. Невероятно, что все наши ребята успели выбраться"
Среди хитов группы «На-На», которая в этом году отмечает 25-летний творческий юбилей, — «Упала шляпа», «Фаина», «Где ты была», «Месяц май» и многие другие песни. Родился коллектив в 1989 году. А создателем его стал известный музыкант и продюсер Бари Алибасов.
— Бари Каримович, с творческим юбилеем вас!
— Спасибо. Нынешний год для нас действительно юбилейный. И мы это событие отмечаем. В августе прошел концерт в Театре киноактера в Москве, нас поздравили друзья и коллеги. А в ноябре там же покажем свою очередную программу — «Шок-шоу».
— В Украине огромное количество поклонников вашего творчества.
— Два года назад мы выступали в Одессе — концерт прошел с большим успехом. В этом городе, кстати, живет моя первая любовь. У меня одна из бабушек — украинка. И моя любимая кухня — украинская. Вареники с картошкой и шкварками и свиная рулька — это необычайно вкусно.
Последний раз в Украине я был в январе прошлого года. В Киеве с замечательным украинским режиссером Максимом Пасюком мы снимали клип «Дышу я тобою». Условия съемки оказались невероятно трудными. Зима была лютая — мороз стоял тридцатиградусный. Снимали клип на Киевском водохранилище. Артисты не выдерживали перед камерой больше сорока секунд. Замерзнув, тут же бежали в автобус отогреваться. Но мы рады, что людям наш клип понравился. Он получился философский.
— По сюжету, «нанайцы» — пришельцы с другой планеты. А как вы думаете, мы одни во Вселенной?
— Я абсолютно уверен, что нет. И, вне всякого сомнения, обязательно будем осваивать космос. Главное — сохранить мир и жизнь на Земле. Интересно было бы побывать в будущем лет через сто. Очень жалко, что меня там не будет. А дети, которые сейчас рождаются, думаю, смогут жить минимум двести лет. Внешние признаки возраста уйдут. Люди, независимо от числа прожитых лет, станут выглядеть, как двадцатипятилетние.
Наука в мире развивается стремительно. Предполагаю, что буквально лет через тридцать мир изменится настолько же, насколько изменился за прошедшие три десятка лет. Могли ли вы в 1980-х представить, что, достав из кармана телефон размером со спичечный коробок, сможете общаться с кем-то из знакомых в другой точке мира?
— Нет, конечно.
— Ну вот. Тридцать лет назад у меня не было даже городского телефона. Я стоял в очереди на его установку и с трепетом ждал этого момента. Могло ли тогда прийти в голову, что по такой «фитюльке» смогу спокойно говорить хоть с Америкой, хоть с Таиландом? И не только говорить, но и видеть собеседника и картинку с изображением того, что там происходит.
— Несколько лет назад я брала интервью у основателя индустрии мобильных развлечений продюсера Леди Гага Ральфа Саймона, придумавшего рингтон. Он рассказывал, что вскоре появится устройство, способное записывать сон человека. Проснувшись, сможет посмотреть его как фильм.
— Интересно! Причем все эти механизмы ведь будут встроены в человеческое тело, не придется ничего нажимать. Не исключено и то, что люди смогут читать мысли друг друга. Сегодня это кажется фантастикой — так же, как когда-то казались мобильный телефон и Интернет.
— Бари Каримович, а как считаете, через сто лет будут слушать группу «На-На»?
— Вполне возможно. К примеру, как сегодня я с удовольствием слушаю Вертинского или Козина. Кстати, группа «На-На» поет песню «Дорогой длинною», которую почти сто лет назад 25 октября 1917 года — в день революции в Петрограде — Вертинский исполнил на своем концерте в Москве.
— Название вашей группы необычно. Как оно родилось?
— Появилось совершенно случайно. Это был первый выход группы на сцену на международном фестивале «Face to Face». Она еще никак не называлась. Конферансье Олег Марусев спросил меня: «Как представить?» Я ему сказал: «Придумай пока что-нибудь сам, я над названием завтра подумаю». Марусев стоял за кулисами. У него были дорогие сигареты, и все их у него «стреляли». Он раздавал: «На», «На»… А потом вышел и объявил: «Группа «На-На». Успех был сумасшедший! На следующий день все газеты написали, что самым ярким событием международного фестиваля стала группа «На-На». И поэтому название мы менять уже не стали.
— Создавая группу, в 1989 году вы объявили в газете творческий кастинг, на который пришли тысячи соискателей. А сегодня добиться успеха, не имея начального капитала и связей, возможно?
— Вполне реально. Обратите внимание: бедные красивые девочки идут в модели и нередко им удается пробиться и выбраться из нищеты. Кроме того, Интернет сегодня дает возможность проявить свои яркие способности, таланты и стать успешным. Кто-то придумал новую поисковую систему, кто-то новую социальную сеть…
*Бари Алибасов: «Думаю, буквально лет через тридцать мир изменится настолько же, насколько изменился за последние три десятка лет» (фото с «Фейсбука»)
— Собственно, и вы ведь стали успешным человеком, происходя из обычной семьи, проживавшей в казахском поселке…
— Да, я родился в железнодорожном поселке, который, наверное, совершенно случайно, по недосмотру назвали городом. Но мне кажется, что все-таки в советское время у человека было больше шансов проявить свои способности, чем сейчас. Тогда только требовалось, чтобы тебя увидели и услышали, заметили твой дар. Сегодня мы видим и слышим людей талантливых, но многие из них, к сожалению, так и не могут выкарабкаться.
— Говорят, что вы очень строгий руководитель.
— Во многих коллективах руководители довольно требовательны к артистам. Талант — вещь очень хрупкая, его легко разрушить, разбить, как хрустальную вазу. И чаще всего это делает сам человек. Сам себя уничтожает, потому что не знает границ и барьеров. Вы же прекрасно знаете, чем иногда заканчиваются судьбы талантливых людей. Наркомания, алкоголизм… С дрянным характером нигде не уживаются, отовсюду уходят. Именно поэтому руководителю нужно быть крепким, чтобы удержать такую «хрустальную вазу», чтобы она не вывалилась из рук и не разбилась.
— Ходили слухи, будто вы с самого начала поставили условие вашим подопечным: даже не думать о женитьбе…
— Когда они пришли в группу, все были женаты, просто об этом зрители не знали. И у нас категорически запрещалось афишировать информацию о женах и любимых девушках. Чтобы артист мог раскрыть свой талант и оставаться востребованным, он не должен распространяться относительно личной жизни. Роль героя-идеала создается актером. А он — человек, в жизни которого полно проблем. И когда зритель знает о них почти все, поверит ли он в этот романтический образ, даже если артист сыграл блестяще?
Именно поэтому в советское время мы так мало знали о личной жизни исполнителей. И я всегда, как только вижу, что артист кино, театра, эстрады начинает «рекламировать» свою семью, предупреждаю: «Вот смотрите: это начало его конца!» Как правило, уже через год этого артиста не видно и не слышно…
— А как же в Голливуде? Пресса пестрит сообщениями о свадьбах, разводах, любовных похождениях… Кажется, что голливудские звезды не делают тайны из всего этого.
— Отнюдь! Преимущественно рассказывают о личной жизни не сами актеры, а папарацци, которые снимают актеров из вертолетов или прячась в кустах. И всегда эта информация на уровне догадок, предположений и домыслов. Подробности мы узнаем только тогда, когда актер уже завершил свою карьеру.
— Бари Каримович, а правда, что ваша группа однажды чуть не сгорела в самолете?
— Да, это было в Сургуте утром первого января 2011 года. Самолет загорелся и за считаные минуты сгорел дотла. Невероятно, что все наши ребята успели выбраться. Ведь несколько пассажиров все же погибло. Жертв могло быть значительно больше, если бы в салоне не оказался экипаж другого рейса. Они действовали профессионально: открыли люки и повыталкивали людей.
К слову, случаев, когда группа оказывалась на грани жизни и смерти, было много. Коллектив выступал в Белграде, когда его бомбили, и только подъехал к мосту, как на него упала бомба. От смерти ребят отделяли какие-то секунды. Если бы они оказались на мосту, вместе с ним рухнули бы вниз.
— А что это за трагическая история, когда во время одного из выступлений группы «На-На» погибло несколько зрителей?
— Это произошло в Казахстане. У нас был большой мировой тур, начавшийся в Астане и завершившийся в Париже и Тель-Авиве. На концертах собиралось 100—150 тысяч зрителей. А чем больше людей, тем больше вероятность того, что может произойти какое-то чрезвычайное событие. В Петропавловске на центральной городской площади, где мы выступали, люди залезли на крышу строящегося здания, чтобы посмотреть концерт. А строение рухнуло…
— Ужасно. Фанаты бывают людьми одержимыми, поэтому преград для них не существует.
— В течение десяти лет у дома, где все мы жили одно время, круглосуточно дежурили как минимум 50—60 поклонниц. Это же как цунами, как лавина… Чудили девчонки много и по-разному. И до сих пор стоят, хотя и не в таком большом количестве. Но я вам скажу, поклонницы — это всегда приятно.
— Знаю, что среди ценителей вашего творчества — королевская семья в Таиланде.
— Ей действительно очень нравилась наша группа. Мы записали на тайском языке целый альбом, и помогала нам в этом семья короля Таиланда Рамы IX. Согласно их религии, это будущий Будда. У нас сложились прекрасные отношения с королевской семьей, мы регулярно ездили в Таиланд, нас награждали, для нас лично создали золотые украшения с названием нашей группы.
— C кем из мировых знаменитостей вы дружны?
— Мой кумир — величайший музыкант Рэй Чарльз, который имел огромное влияние на джазовую музыку, на блюзовую, на кантри и, естественно, на рок-н-ролл… Последние двенадцать лет он никому не давал интервью. А мы с ним подружились, когда работали в Америке. Он нас принимал, разрешал снимать себя и мы даже пели с ним. Дружили мы с группой KISS. А продюсировал нашу группу в США основатель музыкальной индустрии Дик Кларк.
— Вы автор музыки и слов многих популярных песен. А правда, что на создание вашего знаменитого хита «Фаина» вас вдохновила ваша домработница Фаина?
— Это не домработница, это моя соседка баба Фая. Она ко мне очень тепло относилась, поила и кормила меня, стирала и убирала в доме. Всех моих друзей встречала необыкновенными беляшами. Кстати, безумно любила эти беляши София Ротару. Когда приезжала в Москву, спрашивала, когда мы пойдем к бабе Фае их кушать. Все относились к бабе Фае с симпатией. И когда для гастролей в Турции нужно было написать песню с восточной тематикой, появилась «Фаина».
— Одна из моих любимых песен в исполнении группы «На-На» — «Упала шляпа». Столько в ней оптимизма!
— Первой ее услышала Алла Пугачева и сразу сказала, что это суперхит. И тут же песня попала в ее ближайшие «Рождественские встречи». Для съемок Пугачева привезла из Германии сорок шляп и надела их на всех участников.
— Бари Каримович, вы человек успешный. А богатый ли?
— Меня деньги вообще не интересуют. По гороскопу я Близнец. А для Близнецов важнее создавать, творить, строить — причем что-то такое, чтобы оставить потомкам или что-то необычное для современников. Близнецами по знаку зодиака были и Пушкин, и Петр Первый. Пушкин, как известно, умер в нищете. Он отдавал себя творчеству, и это было для него главным. А Петр Первый не стремился, подобно другим монархам, к роскоши. Ему интересно было строить флот, государство.
— Раньше вы увлекались фотографией. А что, кроме творчества, занимает вас сегодня?
— Только закончил ремонт в квартире и от этого еще не отошел. Получилось дизайнерское произведение искусства.
— В чем же необычность?
— Зайдите в Интернет, наберите «квартира Бари Алибасова» и вы найдете огромное количество фотографий, на которых видно, как все выглядит.
— Поделитесь вашими дальнейшими планами.
— Очень хочется отдохнуть.
— Интересно, какие места предпочитаете для отдыха?
— Люблю Китай, его культуру, философию. Мне нравится просто сидеть на какой-нибудь улице, кушать необыкновенно вкусную еду и смотреть, как общаются люди. И особое удовольствие — посещать суперсовременные города, где все необычно и футуристично.
— Чего вам не хватает для полного счастья?
— Полностью счастливы, наверное, лишь люди душевно больные. Жизнь имеет смысл тогда, когда человек в движении — к чему-то стремится, что-то ищет, что-то находит, когда переживает достижения и неудачи, провалы и победы… Это и есть жизнь.
6263Читайте нас у Facebook