Максим Дунаевский: "В Украине я написал песни к фильмам "Д’Артаньян и три мушкетера", "Зеленый фургон", "Карнавал"…"
Накануне своего юбилея композитор Максим Дунаевский рассказал «ФАКТАМ» о своем знаменитом отце Исааке Дунаевском (автор музыки к фильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта» и многим другим, а также к опереттам и балетам. 30 января Исааку Осиповичу исполнилось бы 115 лет), а также о том, что связывает его с Украиной и как создавались песни, ставшие хитами.
— С юбилеем вас, Максим Исаакович! Счастья, здоровья, удачи! Дата вас радует или огорчает?
— С одной стороны, огорчает, потому что время быстро бежит. С другой стороны, радует — мой организм еще (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) очень работоспособен и молод во всех отношениях. Физически я чувствую себя прекрасно! Поэтому семьдесят вроде как и не семьдесят.
— На сколько же лет вы себя чувствуете?
— В Америке я каждый год прохожу обследования. Компьютер определяет биологический возраст человека по состоянию организма. На сегодня мой — 45 лет, и это меня вполне устраивает!
— В чем же секрет такого результата?
— Думаю, восемьдесят процентов — генетика. Специально ничего не делаю. Хотя на самом деле с некоторых пор стал следить за собой: правильно питаюсь, меньше ем, курить давно уже бросил. То есть какие-то усилия прикладываю. Сохраняю нормальный спортивный вес, не толстею, держу себя в форме. Но все делаю без насилия над собой.
— О каком подарке мечтаете?
— Да нет никаких особых мечтаний. Давно уже придерживаюсь японской мудрости: «Чистое небо над головой и простая пища — это все, что надо человеку».
— Как собираетесь отмечать юбилей?
— Планирую юбилейный тур по России, Германии, Израилю. В московском Международном доме музыки состоится мой юбилейный концерт, в котором примут участие многие известные артисты. После концерта устрою фуршет для друзей и коллег. Конечно, скромно отметим и в домашней обстановке.
— Какое блюдо у вас любимое?
— Их много. Борщ, вкусно приготовленная рыба… Очень люблю украинскую домашнюю колбасу, в том числе кровяную. И сало у меня в холодильнике всегда есть. Будет оно и на праздничном столе. Ведь мой отец родился на Полтавщине — в городе Лохвица. 30 января ему бы исполнилось 115 лет. Помню, как он отмечал свои дни рождения, — шумно, в больших компаниях. В ресторанах праздновали редко, обычно собирались дома. На дачу к нам приезжали по 20—30 человек.
— А ваши дни рождения как отмечались в детстве, когда еще был жив отец?
— Они проходили при большом стечении детей. Все было очень красиво. Конечно, присутствовали ребята с нашего двора. Но превалировали на празднике девочки. Это я запомнил.
— Что вам дарил отец?
— Это были крупные подарки. Например, педальная машина, в которую я садился и мог еще и пассажира посадить рядом. Или, например, детская железная дорога. Все это были редкости в наше время.
— Бывали вы на родине отца?
— В Полтаве я работал с 1978-го по 1984 год. К слову, в Украине написал музыку к фильмам «Д'Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Зеленый фургон», «Карнавал»… На местной студии и записывал песни.
— Знаю, в Киеве вы часто бывали в гостях у Юрия Рыбчинского.
— И останавливался у него, и жил. Мы работали с ним вместе, дружили и дружим до сих пор. Юра — мой большой друг. Последний раз я был в Киеве, который обожаю, года два назад. Я приезжал на три дня и, конечно, встретился с Юрой.
— В одном из интервью Юрий Рыбчинский рассказывал, что песню «Позвони мне, позвони», которая прозвучала в фильме «Карнавал», вы написали у него дома.
— Совершенно верно. Музыка родилась в Киеве, а записывалась (на слова поэта Юрия Ряшенцева. — Авт.) в Полтаве. Режиссеру фильма Татьяне Лиозновой сначала песня не понравилась, просила ее доработать. Я приносил ей вариант за вариантом, она каждый раз отвергала. Человеком Татьяна Михайловна была очень сложным и требовательным к себе и к тем, кто с ней работал.
И вот спустя какое-то время я принес ей очередной вариант. Она прослушала и сказала: «Ну вот, наконец. Именно то, что надо». Но это был как раз… первый вариант песни.
— Правда, что Алла Пугачева обиделась на вас за то, что вы не предложили ей спеть эту песню?
— Нет, никаких обид не было. Просто, когда я как-то пришел к ней в гости, она сказала: «Как жаль, что я не спела эту песню». Я ответил, что не предлагал, поскольку песня закадровая. На что она говорит: «Ну и что? Я же у Рязанова в картине „Ирония судьбы, или С легким паром“ пела за кадром. И эту бы спела». Так что никаких обид.
— Юрий Рыбчинский с гордостью рассказывал, что приобщил вас к теннису.
— Можно сказать, что действительно по-настоящему я полюбил теннис в Киеве. Мы с Юрой играли вместе.
— Теннис ведь был увлечением и вашего отца?
— Хорошо играть он научился еще в юности. Но в зрелые годы из-за тромбофлебита уже не мог позволить себе играть.
— Как Исаак Дунаевский относился к своей славе?
— Отец был человеком, любившим простые человеческие радости. Не имел болезненного честолюбия и больных амбиций, которые мы сегодня наблюдаем у многих популярных людей.
— Тем не менее ведь очень переживал, что ему не дали звание народного артиста СССР?
— Ну, надо знать то время — получать звания было важно. Без государственного признания человек чувствовал себя не очень уверенно. И если звание не давали такому человеку, как отец, это что-то значило. Причем не очень хорошее.
— По слухам, Сталин недолюбливал композитора за то, что песня Дунаевского о нем не стала такой популярной, как другие произведения Исаака Осиповича.
— Отец не был лично знаком со Сталиным, и даже по телефону никогда с ним не разговаривал. Но существует вот какая байка. У отца не было ни одной песни о Сталине, и тот возмутился по этому поводу. Тогда Исаак Дунаевский написал песню. Сталин ее прослушал и якобы сказал: «Да, несмотря ни на что, Дунаевский все-таки хороший композитор». Фраза двусмысленная: мол, несмотря на то, что песня не удалась, он хороший композитор. Она действительно популярной не стала, как, впрочем, и песни о Сталине других авторов.
— А правда, что песня «Широка страна моя родная» претендовала на роль гимна СССР?
— Об этом постоянно шли дебаты в творческих кругах, но на государственном уровне такой вопрос никогда не поднимался.
*Исаак Осипович Дунаевский, автор музыки к знаменитым кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», и актриса Любовь Орлова, которая сыграла в них главные роли (снимок сделан в 1930-е годы)
— Читала, что ваш отец, совершенствуя песню, создал 37 вариантов музыки.
— Конечно, варианты были, но не в таком количестве. Отец писал быстро. Он ведь много занимался общественной деятельностью, встречался с людьми. Для творчества оставалась ночь или раннее утро. Тем не менее успевал очень много сделать. Вставал в шесть утра, два-три часа успевал поработать. Продолжал начатое поздним вечером. А днем, даже сидя в ресторане, мог что-то написать.
— А вы как работаете?
— Тоже, переняв привычку у отца, преимущественно ночью. Для меня очень важны сроки: если надо через неделю сдать, я напишу.
— Что в вашем доме напоминает об отце?
— Остались его рояль, кое-что из мебели, фото, портсигары.
— Любопытно, каким человеком он был в быту? Например, как одевался?
— Отец был пижоном, любил одеваться модно, по-американски. Шляпа, костюм… Брюки носил клешные. Имел модные машины: «ауди», представительский «хорьх». Хотя водить умел сам, все-таки имел шофера, так как был близорук, а очки не носил.
Исаак Осипович был состоятельным человеком. Ведь практически все его произведения становились суперпопулярными, много исполнялись, приносили приличные авторские гонорары. При этом отец отличался щедростью по отношению ко всем. Мама всегда получала от него фантастические подарки: бриллиантовые кольца, одежду, привезенную из Парижа.
— У Исаака Дунаевского было два брака?
— Официальный — один. А с мамой он прожил, как сейчас это называется, в гражданском браке 15 лет. Отношения у родителей были очень нежные, словно у влюбленных. Когда отец скоропостижно умер, для мамы это стало таким горем, что у нее на время отнялись ноги. Было ей тогда 34 года.
— Исаак Дунаевский прожил всего 55 лет. От чего он умер?
— Знаете, я вот уже много лет принимаю защитно-профилактические лекарства от давления, тромбов. А в те годы таких препаратов не было. Внезапно оторвался тромб — и мгновенная смерть. Когда это произошло, дома он находился один. Внизу его долго ждал шофер, потом пошел узнать, почему Исаак Осипович не идет. И таким образом первым обнаружил, что папа умер.
— Ходили слухи, что Исаак Дунаевский покончил жизнь самоубийством.
— Чушь! Отец был большой жизнелюб.
— Вас часто сравнивают с отцом?
— Раньше очень часто, теперь уже свыклись с тем, что есть два Дунаевских.
— Как считаете, для композиторской деятельности какое время благоприятнее: то, когда жил и творил ваш отец, или то, в которое выпало сочинять музыку вам?
— Несомненно, отцовское, оно открыло столько имен композиторов, писателей, поэтов. Но и я счастливый человек, так как моих коллег-ровесников еще знают. А сейчас мы не знаем практически никого. Может быть, назовете несколько имен, но не более, к сожалению. Сегодня во всех сферах в основном знают горлопанов. А те, кто тихо и по-настоящему делают свое дело, в основном никому не известны. Поэтому так и живем — мелко.
— Из-за этого в 1990-е годы вы уехали в США и прожили там почти десять лет?
— Да, потому что стало тоскливо, профессионалы здесь почувствовали себя никому не нужными. Тогда многие уехали. Я работал и в Голливуде, и на американском телевидении, и в газетах — везде, где мне было интересно. К счастью, в моей биографии не было такого, как у многих наших артистов, которым там пришлось работать массажистами, при этом они еще немножечко снимались. Я занимался только тем, чем умею. Хотя, конечно, не в том количестве и качестве, как хотелось бы.
— Голливуд вас разочаровал?
— Нет, ну что вы! Наоборот, очень многому научил. В Голливуд я даже в какой-то степени влюблен. Там много творчества, талантливые люди, колоссальные технологии, огромные достижения…
— Так, может, стоило там задержаться дольше?
— Вы знаете, возраст подсказывал мне, что большего я не добьюсь. Туда нужно приезжать очень молодым. А я, когда приехал, был уже не так молод. И «перебиваться» тем, что раз в пару лет дадут сделать, для меня было явно недостаточно. Я вернулся в Москву, когда почувствовал, что здесь смогу быть опять востребованным.
— Над чем сейчас трудитесь?
— Работаю над оперой «Шинель» по Гоголю. И скоро приступлю к реализации интересной идеи — многосерийному фильму об Исааке Дунаевском. Это будет музыкальная картина. Знаете, отец мне часто снится. Я ему говорю: «Папа, хочу, чтобы ты послушал, что я делаю». Во сне всегда веду его куда-нибудь за руку, а он молчит, улыбается. И мне так хочется многим поделиться. Я тороплюсь рассказать, но всегда не успеваю… Такой сон вижу постоянно.
— Вашего отца не стало, когда вам было всего десять лет. Если бы он мог знать на том свете, какие чудесные произведения вы создали, гордился бы вами.
— Наверное, знает, раз вот так приходит ко мне в снах.
— Верите в мистику, чудеса?
— Удачу можно, наверное, тоже считать мистикой. То, что встретились Дунаевский, Утесов, Александров, Орлова, стало событием не только для каждого из них, но и для всей страны. Фильм «Веселые ребята» имел международную славу.
В моей жизни тоже случались чудеса. Одно из них — фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». Он стал знаковой картиной, которая сделала судьбу многих людей, в том числе мою. Его я называю моими «Веселыми ребятами».
— Какой подарок судьбы стал для вас особенно дорогим?
— Наверное, дочка Полина, которой сейчас 12 лет. Она — мой бриллиантик.
— У вас было семь браков. Что для вас значат любовь и семья?
— Несмотря на количество браков, семья для меня очень важна. Без нее я не могу. Любовь, семья, дом — огромный стимул для меня трудиться, писать музыку.
— Скажите, чего вам не хватает для полного счастья?
— Не могу сказать, потому что счастье — это мгновенное ощущение.
— Чего вы сами себе пожелали бы в день рождения?
— Наверное, чтобы как можно подольше пожить в здравии, в хорошем состоянии духа и тела.
— И я вам того же желаю!
— Спасибо. А я хочу пожелать читателям «ФАКТОВ» в 2015 году мира и благополучия. Пусть Новый год принесет что-то новое, очень радостное и хорошее!
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
5197Читайте нас у Facebook