У Вадима Гетьмана были два дня рождения: официальный и настоящий, о котором знали только близкие
Глава Украинской межбанковской валютной биржи, народный депутат двух первых созывов Верховной Рады Вадим Гетьман был застрелен 22 апреля 1998 года в лифте своего дома в центре Киева на Печерске. Киллер выпустил в 62-летнего финансиста и политика, возвращавшегося с работы домой, семь пуль. Дерзкое убийство Гетьмана ошеломило всю страну. Ведь Вадим Гетьман, собрав команду профессиональных экономистов, создавал финансовую и банковскую систему независимой Украины. Он же считался основателем отечественного валютного рынка и «отцом» украинской гривни. Подпись Вадима Гетьмана, главы Нацбанка с 1992 по 1993 годы, стоит на первых купюрах национальной валюты. «Крепкие деньги, сильные банки нужны всем: и левым, и правым, но прежде всего они нужны экономике страны», — говорил Вадим Гетьман.
Убийство известного финансиста и политика в 2001 году взял на себя член луганско-донецкой банды Кушнира некий Сергей Кулев, которого приговорили к пожизненному заключению. Параллельно Генпрокуратура выдвинула против бывшего премьер-министра Павла Лазаренко обвинение в причастности к заказу убийства народного депутата, однако официального подтверждения в суде эта версия не нашла. «Выводы следствия вызывают большие сомнения из-за многочисленных нестыковок, — говорил „ФАКТАМ“ сын Вадима Гетьмана Игорь. — Например, лишь после года содержания в СИЗО киллер Сергей Кулев, на счету которого не одно убийство, признался в том, что убил моего отца. Складывается впечатление, что для Кулева преступлением больше, преступлением меньше — не имеет значения, вот и повесили на него еще одно. К тому же все члены банды, якобы готовившей преступление и в состав которой входил Кулев, мертвы. При этом следствием так и не установлен мотив убийства, а орудие преступления не найдено. Когда к власти пришел Виктор Ющенко, можно было более детально разобраться в том деле, но, к сожалению, этого не сделали».
Сам Ющенко, который обязан своей банковской карьерой именно Вадиму Гетьману, будучи уже президентом Украины на вечере памяти своего друга и учителя в 2005 году констатировал: «Нация не знает, кто заказал преступление против Гетьмана». В том же году Виктор Андреевич вручил орден «Державы» вдове Вадима Гетьмана и свидетельство о присвоении ему звания Героя Украины (посмертно). Но ни заказчиков убийства, ни мотивов физического устранения известного финансиста и политика при президенте Ющенко также не нашли.
Напомним, что Гетьман, создав и возглавив в 1990 году первый в Украине акционерный коммерческий банк «Украина», назначил Виктора Андреевича своим заместителем, а в 1993 году предложил кандидатуру Ющенко на пост главы Национального банка. Более того, Вадим Петрович уже тогда считал Виктора Андреевича потенциальным кандидатом на пост президента. Народный депутат второго созыва (1994 — 1998 гг.), бывший начальник Главного управления разведки Министерства обороны Александр Скипальский, возглавивший в 2004 году службу безопасности кандидата на пост президента Ющенко, в одном из интервью вспоминал, что Гетьман «имел твердое желание привести одного из своих учеников к президентской должности…».
Адвокат Виктор Никазаков, с которым незадолго до своей смерти Гетьман заключил договор об участии в деле против лиц, оклеветавших его в ходе парламентской избирательной кампании 1998 года, не исключает, что убийство Гетьмана связано с банком «Украина», который попал под влияние определенных людей и вскоре оказался банкротом. «При жизни Гетьмана такого бы не случилось», — говорил юрист.
Как бы там ни было, но Вадим Гетьман, слывший мастером компромисса, никогда не пользовался услугами телохранителей. «Считаю, что охраняться должны три человека в государстве: президент, председатель Верховной Рады и премьер-министр… В моем подъезде живет один молодой банкир. Он приезжает домой на двух машинах: одна набита охраной, в другой — он сам… Этот банкир отводит глаза, когда встречается со мной. Представляете, я иду один, а он с толпой телохранителей. Хорошо, хоть стесняется», — рассказывал Вадим Гетьман.
Действительно, следствие не обнаружило доказательств того, что кто-либо угрожал Вадиму Петровичу, жил он скромно, больше переживал за других, чем за себя. Водитель политика Анатолий Шендрик в интервью «ФАКТАМ» рассказывал: «Гетьман был очень привязан к семье. Обедал только дома, после семи вечера всегда ехал домой. Вадим Петрович следил, чтобы и я вовремя поел. И всегда за один стол с собой усаживал. Потом, после его гибели, во время следствия милиционер, рассматривая наши фотографии, спрашивал: «С чего бы это глава биржи и водитель за одним столом обедали?»
По словам бывшего прокурора-криминалиста Генпрокуратуры Виктора Боярова, участвовавшего в расследовании убийства Вадима Гетьмана, в подобных разбирательствах с участием известных лиц, которые имеют обыкновение «зависать», практически всегда через некоторое время всплывает «чернуха» о потерпевшем: женщины, грязные сделки, внебрачные дети, нетрадиционная сексуальная ориентация и прочее. «С Гетьманом такого не было, — вспоминал бывший прокурор-криминалист. — Очень тщательно отрабатывалась его личность, все связи. Его мама — преподаватель немецкого языка. Вероятно, именно она предложила назвать сына необычным именем — Адим, которое он впоследствии поменял на более благозвучное — Вадим. Да плюс еще проблемы с датой рождения». Вадим Гетьман родился в 1935 году в райцентре Оржица Полтавской области. У него было два дня рождения. Официальный — 12 июля, записанный в паспорте, и настоящий — 18 января, о котором знали только родственники и ближайшие друзья. Говорят, что дату рождения поменял Гетьману отец в 1953 году, помогая сыну избежать призыва на войну в Корею. Вот, пожалуй, и весь компромат. Не было счетов в банках, из недвижимости — квартира в престижном доме на улице Суворова и дача под Киевом…
Родители Гетьмана Нина Леонтьевна и Петр Трофимович работали учителями в сельской школе на Полтавщине. Мама преподавала немецкий, отец — украинский и русский языки и литературу. Между прочим, Вадим Гетьман окончил школу с серебряной медалью из-за одной четверки по русскому языку, которую ему поставил родной отец. В 1956 году Вадим Петрович получил диплом Киевского финансово-экономического института (сегодня — Национальный экономический университет имени Гетьмана. — Авт.). После окончания вуза был направлен в Запорожье в областную контору «Сельхозбанка». «Я работала в том же банке, но в отделении города Приморска: ездила по колхозам выбивать долги из неплательщиков, — вспоминает вдова Вадима Петровича Валентина Афанасьевна, с которой он прожил 41 год. — Сдала на права и управляла тяжелым мотоциклом „Иж-49“… Когда в областной конторе „Сельхозбанка“ появилась вакантная должность, Вадим попросил управляющего банком перевести меня в Запорожье. Чтобы выехать из Приморска, пришлось выпрашивать в колхозе трактор: осенью у нас там была непроходимая грязь. На второй день после моего переезда мы с Вадимом подали заявление в загс и расписались… Мы всегда жили скромно…»
Фото в заголовке Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
2737Читайте нас у Facebook