В праздник Покрова Пресвятой Богородицы запорожские казаки выбирали нового кошевого атамана
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября — всегда был днем запорожских казаков. Наши предки верили, что Дева Мария охраняет мужественных воинов, оберегает их от вражеских пуль и сабель, а также дарует мудрость в принятии сложных решений. Не случайно именно на Покров казаки выбирали своих командиров.
Стоит отметить, что в старину этого дня ждали не только казаки. Девчата и парубки верили, что именно на Покров лучше всего создавать семью. Люди зрелые радовались, так как к этому времени наконец-то завершались все тяжелые работы в поле, а значит, можно было отдохнуть от трудов праведных. К 14 октября старались закончить строительство домов и справить веселое новоселье. Ждали праздника и совсем пожилые члены семьи, чтобы увидеть, как внуки «стали на рушничок щастя», благословить их иконой Богородицы и спеть на свадьбе величальные песни.
«В того, хто на Покрову одягне сироту, дiти та онуки в сорочцi народяться»
Наши предки знали: каким теплым и продолжительным ни было лето, с Покрова начинается зима: «Прийшла Покрова — всохла дiброва». К этому времени заканчивали полевые работы, с пастбищ пригоняли скот и приступали к активной подготовке своих домов к холодам. Накануне хозяйки мазали и белили хаты, утепляли окна и двери. Чтобы тепло держалось в доме всю зиму, ночью накануне Покрова женщина вставала и растапливала печь, приговаривая: «Прийшов Покров — не нагрієш хату без дров!»
Более того, праздник был лучшим днем, чтобы закончить строительство и справить новоселье — «завжди пiд покровом будеш». Естественно, в дом въезжали не просто так, а соблюдая древние традиции. Вечером накануне переезда в хату пускали петуха. Наши предки верили, что птица примет на себя все несчастья и неприятности, которые могли бы пасть на семью в новом жилище. Этот обычай сохранился и доныне в западных областях Украины, но претерпел некоторые изменения. Сейчас перед новосельем в квартире или доме на ночь оставляют в холодильнике тушку курицы. Кстати, в старину, даже если менять хату не собирались, на Покров к порогу дома прибивали новую подкову: «щоб той, хто поночi конi сiдлати любить, у хату не пхався» (имя нечистого старались не упоминать даже в поговорках).
На Покров закладывали фундамент церкви. Существует легенда о том, что Богородица помогла монахам построить один из храмов Киево-Печерской лавры. В память об этом событии и по сей день в городах и селах, где есть церкви, построенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устраиваются пышные храмовые праздники.
Особенно почитали Покров запорожские казаки. Они верили, что Богородица их охраняет, считали ее своей заступницей. В храме после праздничной службы в честь Девы Марии казаки стояли отдельный молебен, прося Богородицу даровать им мудрость в принятии сложных решений. По старинной казацкой традиции каждый год именно в этот день воины выбирали нового кошевого атамана — «щоб цiлий рiк пiд покровом мудростi та сили бути».
А еще этот праздник был днем милосердия. Готовясь к зимним холодам, наши предки обязательно помогали бедным родственникам и соседям. Обычно накануне торжества мужчины целыми артелями ходили по дворам и чинили крыши домов, где жили одинокие старики, вдовы и сироты — «щоб щастя їх долю вiд бiди накрило». Женщины несли деткам теплую обувь и ткань на сорочки. Существовало поверье, что у того, кто на Покров оденет сироту, дети и внуки в сорочцi (счастливыми) родятся.
Девчата и парубки тоже помогали нуждающимся: кололи дрова, поправляли заборы, носили воду, мазали печи. Справедливости ради стоит отметить, что со стороны молодых людей забота о бедных не была абсолютно бескорыстной. Ведь после Покрова заканчивались вечерние посиделки во дворе, а зимой вечорницi устраивались в домах у одиноких людей. Так что праздничная помощь способствовала переговорам о том, где вскоре будут собираться парни и девушки.
Покровский стол всегда был щедрым и богатым
Но главное — Покров Пресвятой Богородицы считался лучшим днем для сватанья. Ведь согласно старинным украинским традициям давать жениху гарбуза в этот праздник не положено. С почестями принимали всех старост. И даже если жених не нравился, его не прогоняли, а просто тянули с ответом, ожидая лучших сватов. Ну, а если больше никто не появлялся, назначали дату венчания, ведь каждая мать знала: «Минула Покрова — заревiла дiвка, як корова».
Накануне праздника девушки от волнения практически не спали. Мало ли кто попросит руки… Они гадали на суженого и молили Богородицу послать мужей молодых, красивых и состоятельных. Девчата выходили за порог родительской хаты и говорили: «Свята Покрівонько, покрий голiвоньку!»
Чтобы узнать, каким будет супруг, прибегали к ворожбе. Профессию будущего мужа и сегодня можно выяснить, используя старинный способ гадания. Вечером накануне Покрова нужно выйти на улицу, присесть у порога своего дома и взять из-под левой ноги горсть земли. Если в руке окажется чистая земля, значит, посватается хлебороб (городские барышни считали, что это будет продавец недвижимости или крупный землевладелец), щепки и веточки обещают супруга-плотника или резчика по дереву (а сейчас, наверное, директора мебельного магазина), обрывок бумажки сулит «чоловiка, що з паперами має справу» (нынче — преподавателя, юриста, банкира или даже депутата), острые предметы говорят о том, что муж будет военным (или милиционером).
Праздничное утро начиналось со сборов семьи в церковь. Особенно торопились девчата, чтобы первыми прийти в храм и подарить Пресвятой Богородице рушничок: «Матінко Господня, на тобі від мене, дай мені від себе. Як я тебе покриваю, так i ти мене покрий». Особенно усердствовали засидевшиеся в девках:
«Свята Покрівонько!
Покрий менi голiвоньку
Хоч онучою,
Бо дуже дiвкою надокучило,
Та прикрий паляницею,
Щоб я була молодицею!»
После службы вся семья спешила домой, чтобы получить от матери благословение на весь год. Дети становились на колени, а мама прикладывала к голове каждого ребенка икону Богородицы и трижды повторяла: «Як покровом на Покрову накривала Матiр Божа землю вiд усiляких бiд, так i я приступаю до своєї дитини. Як Матiр Божа, Цариця Господня, покровом землю усю накриває, так i я плiд лона свого накриваю вiд всякої напастi. В iм’я Отця, i Сина, i Святого Духа. Амiнь». После детей женщина крестила иконой и мужа. А потом, неся перед собой образ, шла на кладбище к могиле матери и просила: «Благословiть, мамо, бо ви там, а там бiльше права i бiльше закону».
Вот теперь можно было приступать к праздничному обеду. Покровский стол всегда был щедрым и богатым. Хозяйки выпекали много калачей, булок и пирогов с разной начинкой. Кроме того, жарили мясо и рыбу, лепили вареники, варили капустняк или борщ со свининой и грибами. Еды готовили много, ведь было принято не только устраивать застолья с кумовьями и, если повезет, со сватами, но и угощать бедных.
А еще наши предки верили, что на Покров земля укрывается и засыпает на зиму, поэтому в этот день люди отмечали еще и праздник матери-земли. Кормилицу провожали в царство сна с большими почестями: на вышитых рушниках в поле выносили паляницы и калачи. Сдобу ломали на кусочки и раскладывали по краям нивы, чтобы земля, перед тем как уснуть, могла насытиться хлебом. Тогда, говорили люди, во время отдыха она наберется сил и даст летом богатый урожай.
Пироги и свежеиспеченный хлеб несли в этот день и соседям. Протягивая буханку, говорили: «Бог дав менi, i я даю вам — на щастя, на здоров`я, на злагоду!» В ответ полагалось также угостить пирогом или хлебом и пожелать: «Хай вас Господь благословить, як ви нас, грішних, благословили».
С праздника Покрова обычно начинались холода. Наши предки говорили: «Свята Покрова землю вкриє де листком, а де снiжком». Считалось, что если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то зима будет мягкой, а если не все, то суровой, с сильными морозами. Если ветер с севера — жди холодной и снежной зимы. Если в этот день не выпал первый снег, не будет его и в ноябре. Заметив заглядывающую в окошко синичку, хозяйки знали: скоро заморозки. Отлет журавлей до 14 октября обещал ранние холода. А вообще, перелетных птиц к Покрову, как правило, уже не было. Поэтому люди заботились о птичках, оставшихся зимовать. Отец вместе с сыновьями выходил в сад и развешивал на ветках кормушки, «аби та Божа пташка, що з рiдного дому нiкуди не йде, не голодувала». Наши предки считали: «що вдiлиш другому, то й сам матимеш у достатку». Поэтому мамы вместе с дочками насыпали в кормушки пшеницу и приговаривали: «На, Божа пташко, їж, aби й ми голоду не знали».
А еще на Покров хозяин скармливал скотине последний сноп овса. Зерно отдавали курам, «щоб товстими були».
10479Читайте нас у Facebook