Руслан Жаботинский: "После операции папа не пришел в сознание, сгорел за два дня"
Тяжелоатлета Леонида Жаботинского называли самым сильным человеком планеты. Он установил 19 мировых рекордов, 20 рекордов СССР и 58 рекордов Украины. Был победителем двух Олимпиад (в 1964 и 1968 годах). А еще — чудесным мужем, отцом двух сыновей и кумиром молодежи. Причем как в родной стране, так и за рубежом. Железный Арни — киноактер и бывший губернатор американской Калифорнии Арнольд Шварценеггер — считал Леонида Жаботинского образцом для подражания.
14 января Леонида Ивановича не стало. Он ушел на 78-м году жизни. Несмотря на различные заболевания и подтачивавшие его здоровье травмы, этот выдающийся человек, по мнению родных, мог бы встретить и ближайший день рождения, и последующие. Увы…
«Так получилось, что я родился в одно и то же время с новым мировым рекордом отца»
— Папа провел в больнице в общей сложности четыре месяца: попал туда осенью из-за перелома ноги, — рассказывает старший сын знаменитого спортсмена Руслан Жаботинский. — Восстановился. Потом случился микроинсульт — опять подлечили. Еще 10 января он, находясь в клинике, чувствовал себя отлично. Скоро должен был выписываться, но заразился гриппом. У него произошел острый тромбоз кишечника (грипп же поражает кишечную систему). 13 января отцу сделали операцию, часть кишечника удалили. После операции он не пришел в сознание, умер в 0.50 14 января. Получается, за два дня папа сгорел…
Легендарный спортсмен успел увидеть книгу «Мой отец — Леонид Жаботинский», выпущенную по инициативе сына. Книга стала своеобразным подарком по случаю 50-летия победы на Олимпийских играх в Токио. В ноябре прошлого года ее презентовали на Всемирном конгрессе перед чемпионатом мира по тяжелой атлетике. Правда, в руки Арнольда Шварценеггера (а там есть их совместная с Жаботинским фотография) книга еще не попала. Руслан Леонидович планирует вручить это издание американскому актеру в марте на конкурсе бодибилдинга «Арнольд-классик».
*Арнольд Шварценеггер считал Леонида Жаботинского образцом для подражания (2004 год, с сыном Русланом)
Из книги «Мой отец — Леонид Жаботинский»:
«В мае 1962 года в Тбилиси проходило личное первенство страны по тяжелой атлетике. Мировой рекорд в жиме в тот период составлял 188,5 кг. Жаботинский взял 190 и превзошел свой предыдущий результат, набрав в сумме 512,5 кг, установил новый мировой рекорд… Случилось это буквально накануне моего рождения. Вечером 18 мая отец вернулся в Запорожье, всю ночь дежурил возле роддома, ожидая рождения своего первенца, но я появился на свет только к вечеру следующего дня — 19 мая. Так получилось, что я родился в одно и то же время с новым мировым рекордом отца…
В 1969 году в нашей семье произошло еще одно судьбоносное событие — родился мой брат Вилен. Нашего роду, как говорится, прибыло… Семья держалась на добрых и крепких взаимоотношениях родителей… Мама посвятила ему всю жизнь, постоянно заботится о его благополучии, как говорят в армии, мама — надежный тыл отца. Она говорит, что 50 процентов папиного олимпийского «золота», — а медали все весом в 25 килограммов — по праву принадлежат ей, потому что, когда он отстаивал чемпионские титулы, она хранила семейный очаг…
В свои редкие передышки между тренировками и соревнованиями отец появлялся дома. К тому времени у него уже была любимая машина — белая «Волга». Именно на ней я, с помощью отца, осваивал уроки вождения, начиная с 14 лет. На машине мы ездили на остров Хортица, Азовское море, в Крым…"
Право называть Жаботинского своим земляком оспаривают сразу две области. Спортсмен был почетным гражданином Запорожья, депутатом городского совета. Детско-юношеская школа олимпийского резерва по тяжелой атлетике «Спартак» — его детище. А родился легендарный штангист в селе Успенка Краснопольского района Харьковской (ныне Сумской) области. В Харькове он работал на тракторном заводе, попутно занимаясь спортом, там же в 1964-м окончил пединститут. К тому времени он уже олимпийский чемпион, кумир молодых спортсменов.
— Для меня Жаботинский всегда был не Леней, а Леонидом Ивановичем, — рассказывает олимпийский чемпион по тяжелой атлетике (1972 год, Монреаль), многократный чемпион мира и Европы Юрий Зайцев. — Я услышал о нем еще юношей, когда жил в Казахстане и учился в профессионально-техническом училище. В тяжелую атлетику пришел, можно сказать, благодаря Леониду Ивановичу, полюбил этот вид спорта, глядя на его выступления. А встретиться довелось, когда я уже был мастером спорта международного класса и попал в сборную страны в 1974 году. В Феодосии и я, и Леонид Иванович готовились к чемпионату Европы в Италии. Когда мы познакомились, я был в восторге от того, что вживую увидел знаменитого штангиста. Мы оба по разным причинам так и не поехали в Италию. Но стали друзьями, и я потом много раз с ним общался на соревнованиях, куда он приезжал как судья. Давал ли он подсказки? Да он подавал пример всей своей жизнью…
«Всех друзей я угощал своими соленьями. Каждому с собой в пакетах выдавал. Леня больше всего любил моченые арбузы»
Завершив спортивную карьеру 40 лет назад, Леонид Иванович не потерял смысл жизни. Он брался за новые дела и во всем добивался значительных успехов. Когда ему предложили получить военное образование, окончил Одесское артиллерийское училище им. Фрунзе и несколько лет был тренером сборной Вооруженных Сил. В 1987—1991 годах работал военным советником по спорту от Минобороны СССР на Мадагаскаре.
— И знаете, за очень короткий срок тяжелая атлетика начала пользоваться популярностью в этом островном государстве, а местные спортсмены показывали высокие результаты на соревнованиях! — рассказал «ФАКТАМ» бывший городской голова Запорожья Евгений Карташов, которому также довелось сотрудничать с Жаботинским.
Леонид Иванович стал кандидатом педагогических наук, защитившись в Киевском институте физкультуры. Почти два десятилетия работал в различных должностях в московских вузах. А несколько лет назад вернулся в Запорожье.
*Завершив спортивную карьеру, Леонид Иванович получил военное образование, а затем стал кандидатом педагогических наук, защитившись в Киевском институте физкультуры
— Мы с Леней с молодости знакомы, еще с Олимпийских игр, — вспоминает 75-летний Иван Пейчев, давний товарищ Леонида Жаботинского. — 30 лет ходили к нему в клуб тяжелой атлетики «Спартак». Когда он на днепровском берегу дом начинал строить, я ему помогал, а затем мы семьями, компаниями туда приезжали на шашлыки. Однажды Леня пострадал в ДТП. У него тогда была 24-я «Волга», и он со «Спартака» ехал с Петей Близнюком по острову Хортица. Там автомобиль потянуло в кювет, и он перевернулся. Мне позвонили с поста ГАИ. Я ночью примчался их вытаскивать, заказал «дежурку» свою с завода. А потом эту машину чуть ли не месяц восстанавливали. Возил Леню в мастерскую на своих «жигулях».
Обычно в компании я всех друзей угощал своими соленьями и национальными болгарскими блюдами: люблю делать яблоки в бочках, арбузы и капусту головками. Товарищи так и говорили: «Собираемся на «соленья по-пейчевски». Каждому с собой в пакетах угощения выдавал. Как Леня любил арбузы моченые! Я их укладывал целиком в 200-литровые бочки, затем заливал маринадом по особому рецепту…
16-летний воспитанник спортивного интерната Влад Овчаренко из Бердянска дважды принимал участие в турнире по тяжелой атлетике на призы двукратного олимпийского чемпиона Леонида Жаботинского, более 20 лет подряд проводимом в Запорожье.
— На последних соревнованиях я взял вес на первый разряд — 125 килограммов в весовой категории 85 килограммов, — говорит Влад. — К лету планирую «поднять» вес на кандидата в мастера спорта. Леонид Жаботинский — необыкновенный человек, он остается для нас примером.
Известно, что аплодисментами провожают в последний путь мастеров сцены. Но на церемонии прощания с Леонидом Жаботинским люди в едином порыве тоже устроили благодарную овацию мастеру помоста. Похоронили его на Первомайском кладбище Запорожья.
*В последний путь выдающегося тяжелоатлета провожали аплодисментами (фото автора)
Возможно, вскоре одна из улиц в Запорожье будет названа в честь Леонида Жаботинского — с таким предложением выступил один из местных депутатов. И уже начали сбор средств для установки монумента спортсмену.
— Хочется, чтобы молодые ребята учились на примере моего отца, — говорит Руслан Жаботинский. — И прославляли наш Запорожский край на весь мир.
10361Читайте нас у Facebook