ПОИСК
Історія сучасності

Если в канун Ивана Купалы попариться в бане с веничком из целебных трав, можно... омолодиться

6:30 6 липня 2016

Сегодня ночью — с 6 на 7 июля — наступает один из самых таинственных и веселых народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством Рождества Иоанна Крестителя. В украинском фольклоре, пожалуй, самое большое количество преданий и легенд связано с этим праздником. Наши предки верили, что раз в году — в Иванову ночь — Земля-мать одаривает своих детей целебными силами, а огонь защищает от всяких несчастий. Именно поэтому в ночь на Ивана люди всем миром собирались на берегу рек или озер, где разводили костры, прыгали через очищающий огонь, первый раз купались в водоеме, а главное — просили у Бога мира, здоровья и семейного благополучия.

День Ивана Купалы наши предки всегда отмечали весело. Причем гулянья не считались чем-то греховным, даже несмотря на Петров пост (который заканчивается 12 июля). Начинался праздник накануне, 6 июля (23 июня по старому стилю). В народе этот день назывался Купальниця. «Красуня Купальниця поспішає зустрітися з Купалом, тому допомагає дівчатам прикрашати житло вінками з квітів i трав», — говорили люди, расставляя в доме пышные букеты цветов.

Девчата и парубки в этот день встречались на околице села, в лесу или у реки, где устраивали забавные игры, водили хороводы, пели… Например, выбирали самых красивых в компании парня и девушку — Молодого и Молодую, а также их родственников и разыгрывали целую свадьбу, чтобы таким образом помочь всем хлопцам и девчатам найти в нынешнем году свою пару. Конечно же, нетерпеливым девушкам было интересно, каким будет суженый. Поэтому на Купальницю девчата обязательно гадали. Чтобы узнать свою судьбу, полагалось вечером принести в дом двенадцать трав, среди которых обязательно должны были быть чертополох и папоротник. Перед сном букет клали под подушку со словами: «Суджений-ряджений, прийди в мiй сад погуляти!» Кто приснится, тот и жених.

Люди семейные в канун праздника хлопотали по дому, чтобы все привести в порядок. Рано утром хозяин отправлялся на поле и с молитвой срезал несколько колосьев, щоб нива родила. В это время женщины готовили обед. Поскольку длится Петров пост и есть мясо, яйца и молочные продукты не полагается, к празднику жарили грибы и рыбу, лепили вареники с ягодами, пекли медовые коржики, бублики и пироги с вишней. Еды делали много, ведь на Ивана в доме всегда ждали гостей. А еще выпечкой было принято угощать нуждающихся соседей, вдов и сирот.

РЕКЛАМА

Постный пирог из ржаной муки с картофелем

Для приготовления потребуется: 2 стакана ржаной муки, 1 стакан воды, 0,5 ч. ложки соли. Для начинки: 7—8 картофелин, 5 луковиц, треть стакана подсолнечного масла, соль.

РЕКЛАМА

В миску высыпать муку, добавить воду, соль и замесить тесто. Раскатать его в виде прямоугольника толщиной 0,7 сантиметра. Затем перенести тесто (можно сделать это, накрутив его на скалку) на смазанный маслом противень и наколоть вилкой в нескольких местах. Сверху выложить начинку, распределить ее равномерно и придавить ложкой. При этом следует оставить свободными края теста шириной 2 сантиметра. Края загнуть по периметру. Пирог смазать подсолнечным маслом. Выпекать 20 минут при температуре 200 0С. Сразу после выпекания снова смазать маслом, чтобы корочка не была жесткой.

Приготовление начинки. Лук мелко порезать и поджарить на растительном масле. Картофель почистить и отварить в подсоленной воде до готовности. Воду слить, картофель размять, добавить лук, соль, перемешать.

РЕКЛАМА

Закончив домашние дела, отправлялись в баню. Считалось, что, если накануне Купалы хорошенько попариться с веничком из целебных трав, можно навсегда избавиться от болезней и даже омолодиться. Видимо, чтобы усилить лечебный эффект, немощных и старых заносили в баню на вязанках крапивы, а после парилки угощали специально сваренной сладкой ячменной кашей с маслом — кутьей.

Как только солнце садилось, на смену Купальниці приходил Купала. Имя Иван прибавилось к названию с распространением христианства на Руси. Iван-травник, Iван-лопушник, Iванець — со временем стали говорить наши предки о Купале. Считалось, что в этот день Иоанн Креститель освятил воду и прогнал все злые силы. А еще в старину люди верили, что в праздник «відчиняється Небесна брама i Господь чує всi молитви людей».

Вечером накануне Иванова дня молодые люди отправлялись к реке или озеру и на берегу устанавливали деревце — Купалу. На Волыни и Подолье его делали из вербы, которую девушки украшали цветами, венками и лентами. Хлопцы в шуточных битвах отбирали у девчат вербу, ломали ее и разводили из веток огонь. Молодые люди вместе водили вокруг костра хороводы. На Полтавщине вместо деревца было соломенное чучело в костюме замужней женщины, но с девичьими лентами на голове. Еще делали чучело Марены, или Мары, яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом. В течение праздника Мару нужно было всячески ублажать, а после уничтожить. В некоторых регионах Украины куклу изготовляли из веток вишни, клена или плели из травы. На юге носили к морю украшенные лентами ветки черешни.

Помимо купальской куклы, наряжали самую красивую незамужнюю девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной или Купалой. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девушке завязывали глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит венок из свежесорванных цветов — селян ожидает благополучный год. Достанет увядший — жди голода и несчастий.

Праздник Ивана Купалы не обходился без очищающего огня. Для купальского костра иногда использовались ветки вишни, а также крапива, которая, согласно поверью, проганяє злих духiв. Парни и девушки брались за руки и первыми с разбега прыгали через пламя. Если рук не разнимали, это был знак, что скоро поженятся и семья будет крепкой. Прыгали через костер и те, кто еще не встретил свою половинку. Чем выше над огнем окажешься, тем счастливее будешь в любви, верили люди. У детей был свой «костер». Мальчики и девочки надевали на головы веночки и старались перепрыгнуть огромные кучи крапивы или чертополоха. Позднее сорняки бросали в воду. Кстати, в купальское пламя кидали сорочки больных детей, щоб хвороба згинула. А еще считалось, что гасить костры нельзя, они должны сами дотлеть.

Ночью в реку скатывали большое горящее колесо — символ того, что после праздника летнее солнце начинает спускаться с вершины небесной горы и его горячие лучи погаснут в дождевых потоках грядущей осени.

Главным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на венках. С их помощью девушки выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны пожалуют сваты. Ночью приносили на берег реки сплетенные из 12 трав венки, прикрепляли к ним зажженные свечи и пускали на воду. Пока венки плыли по течению, девчата шли за ними вдоль берега и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким…» Если венок плывет ровно и свеча не гаснет — это знак, что девушка скоро выйдет замуж и будет счастлива. Если крутится на месте — скасується весiлля, потухла свеча — наречений бiдним буде. Хуже всего, если венок тонет, поскольку это означает скорую смерть близкого человека. А еще следили, к какому берегу веночек пристанет, ведь оттуда и жених будет. Парубки прекрасно знали, что ночью девчата будут гадать. Поэтому подплывали к этому месту поближе на плотах или лодках, чтобы поймать желанный венок и таким образом провiстити долю коханiй.

У гуцулов девушки гадали еще и так: на ночь на крышу дома, забор или ворота вешали небольшой веночек, а утром смотрели, не зацепился ли за цветы и травы волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.

В старину считалось, что в праздник Рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую волшебную силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Прежде чем зайти в воду, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мої тiло й душу».

Супруги, не имеющие детей, вечером накануне Купалы отправлялись с гостинцами к сиротам. По преданию, именно в этот праздник можно вымолить у Бога ребенка. Люди надеялись, что благодаря заступничеству Иоанна Крестителя (который, согласно Евангелию, родился у очень пожилых пророка Захарии и праведной Елисаветы) в семье появится долгожданный малыш.

С верой в чудодейственную силу предпраздничной ночи связан также обычай купаться в росе. Так, на западе Украины женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст. Собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав, который должен был защитить их красоту от увядания.

Иванов день наши предки считали лучшим для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Карпатах мужчины ходили в лес, чтобы спилить верхушку смереки — «царя». Такой оберег прикрепляли над входной дверью как защиту от злых духов и удара молнии. Люди говорили: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi».

Ну, а знахари запасались лекарственными травами. Собранные с росой на заре, они назывались иванками. Их обязательно освящали в церкви. Череду рвали и сушили, чтобы лечиться от золотухи, с помощью медвежьих ушек избавлялись от нарывов, ромашку и полынь давали детям от боли в животе, тысячелистник употребляли для аппетита. Прежде чем сорвать иванки, просили: «Земле-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкапывая корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль, приговаривая: «Не бануй, землице, що тя оголили, ми на тя, землице, хлiба положили». На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»

Девчата одними целебными травами не довольствовались, а искали еще и приворотные. Стебли прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!»

По народному поверью, в ночь на Ивана на папоротнике расцветает цветок счастья. «Рiвно опiвночi в темнiй глушинi iз трiскотом, наче грiм з неба, квiтка спалахує, умить виростає i горить блакитним вогнем, але зараз же i осипається…» — говорится в древней легенде. Храбрецу, который успеет найти и сорвать пылающий цветок папоротника, откроются все тайны мира, он не будет бояться злых сил, отвернет от своей нивы любую беду, будет здоров и богат, узнает, где спрятаны клады, а также женится на самой красивой девушке на свете. Добыть цветок может только парень, девчатам он не показывается. Но если девушка выйдет замуж за такого счастливца, то будет вечно молодой и прекрасной, а их дети — здоровыми и работящими.

Также в день Ивана Купалы следили за погодой, чтобы узнать, каким будет урожай. Например, считалось, что если 7 июля пройдут грозовые дожди, то орехи пустыми окажутся. Если погода солнечная, сад порадует обильным урожаем фруктов.

Фото EPA/UPG

2381

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів