Как сэкономить на лечении: в Украине создан сервис по поиску и доставке лекарств по самым низким ценам
С Антоном Авринским мы пообщались сразу после того, как его проект стал лучшим стартапом на IT Arena во Львове. За победу команда Антона получила 10 тысяч долларов. Кроме того, несколько судей заинтересовались логистической моделью сервиса LIKI24, которая позволяет выполнить рекордно большое количество доставок одним курьером за день.
— Мы общались с двумя инвестиционными фондами из Америки, их очень заинтересовала как сама логистическая модель, так и наша схема взаимодействия с платформами, — рассказывает Антон Авринский. — Потому что мы доставляем лекарства не только обычным людям, но и клиникам, и фармацевтическим производителям. Мы разработали пакеты преимуществ для каждого участника платформы.
— Что вам дала победа на IT Arena? Как потратите выигранные 10 тысяч долларов?
— Для нас это подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении. Представьте, стартапы судили 14 судей. Десять из них — это лучшие иностранные специалисты компаний и инвестиционных фондов. Они заполняли анкеты, ставили баллы каждому стартапу по пяти критериям. Таким образом, мы получили подтверждение от 14 независимых экспертов, что делаем крутой продукт.
Ну, а средства, которые мы выиграли, направим на развитие. В улучшение нашего продукта, в усиление команды. Я не могу сказать, что это большие деньги (для старта нам понадобилось значительно больше — несколько сотен тысяч долларов), но теперь мы сможем улучшить продукт, подключить специалистов, которые нам нужны, — с энтузиазмом говорит Антон.
Кроме денег, команде сервиса LIKI24 подарили приглашение в Нью-Йорк — для участия в американском акселераторе (компании, бизнес которой состоит в помощи другим компаниям) и год участия в коворкинг-центре (коллективном офисе) на Манхэттене. Кроме того, предоставили возможность участия в аналогичной польской программе. Это, по словам Антона, оказалось очень кстати — ведь команда LIKI24 уже задумывается над тем, чтобы развиваться не только на украинском, но и на польском рынке.
— А как возникла идея анализировать цены на лекарства и доставлять их?
— Началось все с того, что у меня родились дети (улыбается). И, соответственно, участились походы в аптеки — то подгузники, то детское питание, то лекарства, — объясняет Антон. — Однажды я совершенно случайно узнал, что один и тот же препарат в одной аптеке стоил 400 гривен, а за сто метров от нее — 180 гривен. Колоссальная разница, согласитесь. Когда начал разбираться, то обнаружил, что в Киеве цены в аптеках могут отличаться в два-три раза. Затем возник еще один вызов: когда детям назначали какой-то препарат, особенно дорогой, его очень трудно было найти, надо было или ходить по аптекам, или сидеть на телефоне и обзванивать их. Иногда препарат был лишь в пяти аптеках города, о существовании которых я даже не догадывался.
Я понял, что такая проблема возникает у многих. Тогда-то и придумал ее решение. Наш сервис делает несколько основных вещей: собирает данные о ценах и наличии лекарств во всех аптеках столицы, эту информацию выводим на сайт. Затем клиент, воспользовавшись поисковиком, видит наличие лекарств и цены на них в различных аптеках и на основе этого делает заказ. А потом наша система выдает задания курьеру, он едет в разные аптеки, покупает препараты и привозит их клиентам. Услуга курьера стоит от 49 до 65 гривен. В результате клиент экономит в среднем 30 процентов средств, которые он потратил бы, покупая лекарства самостоятельно. К этому добавьте еще и потраченное время.
— Как на вашу инициативу отреагировали владельцы аптек?
— Когда мы начали работать с несколькими аптеками, другие сами к нам обратились. Аптеки заинтересованы в нашей деятельности, потому что мы помогаем им продавать больше товара. Например, есть аптека, которая расположена в отдаленном районе. У нее дешевле аренда, соответственно и лекарства. Но она может обслужить только тех людей, которые живут рядом, остальные не поедут на окраину. А благодаря нам эта аптека может обслуживать людей со всего города.
Читайте также: Украинский стартап: киевлянин создал программу для поиска и покупки билетов на поезд
— Можете доказать, что вы взяли не какую-то конкретную выборку аптек и не пиарите только их?
— Очень просто: мы работаем со всеми аптеками, которые готовы дать нам данные для работы. На сайте мы выводим диапазон цен во всех аптеках, которые нашли. Показываем средние цены на препараты. И дальше человек сам решает.
По словам Антона, доставку лекарств его сервис осуществляет уже год. В Киеве фирма имеет своих курьеров, поэтому, если вы делаете заказ до 15 часов, его доставят сегодня же. Также есть срочные доставки, ими можно воспользоваться, если сделать заказ до 20 часов. В столице сервис охватывает около 70 процентов всех аптек. Ежедневно курьеры LIKI24 выполняют до 150 заказов. Работают шесть дней в неделю. В воскресенье заказы тоже принимаются, но их доставляют уже в понедельник. LIKI24 работает и в регионах. Препараты, не требующие специальных условий транспортировки, доставляют «Новой Почтой». В ближайших планах — открыть офисы с курьерами в Одессе, Львове, Днепре и Харькове.
— Кто-то еще занимается чем-то подобным?
— В Украине есть сайты, которые помогают увидеть цены в аптеках. Это лишь часть того, что мы делаем. Также есть определенные сети аптек, которые осуществляют доставку своих лекарств. А еще есть сервисы, где можно нанять человека, чтобы он пошел в аптеку, купил и принес клиенту все необходимое. Это сервисы поиска помощника. Мы же делаем огромную аналитическую систему, которая анализирует данные, находит лучшие цены и потом привлекает курьеров для доставки лекарств. Это более сложный процесс.
Насколько мне известно, мы первопроходцы. К примеру, в сентябре я две недели был в США, и мы анализировали запуск нашей платформы с американскими экспертами. Выяснилось, что в Штатах тоже есть сервисы сравнения цен, есть сервисы доставки из конкретных аптек. Однако сервисов сравнения и доставки одновременно нет.
Костяк команды LIKI24 — это пять человек. Сам Антон характеризует их как «технические мозги» и «суперсильные разработчики». Чтобы на основе идеи создать первый прототип системы, им понадобилось полтора месяца. Еще через полтора месяца начали делать тестовые доставки. Затем несколько месяцев разрабатывали саму систему управления поставками.
* «Зачем стоять в очередях, переплачивать, если можно заказать товар и тебе привезут его по адекватной цене? Это наша миссия», — говорят члены команды сервиса LIKI24
— В результате мы разработали не просто сервис, мы сделали программный продукт, — говорит Антон. — Мы будто аптечный Uber — наш сервис управляет всеми задачами, выдает задачи курьерам, сразу на смартфон посылает адрес аптеки, рассчитывает маршрут. Без этого сервис не мог бы работать с большими объемами.
Читайте также: Письмо в будущее: украинцы создали мобильное приложение, позволяющее поделиться мыслями с потомками
— Стартапу LIKI24 исполнился год. Вы можете сказать, что уже зарабатываете?
— Сейчас мы на грани операционной безубыточности. Проще говоря, операционные затраты на работу сервиса сейчас равны доходам от деятельности. Мы растем примерно на 15—20 процентов в месяц. Планируем в ближайшее время стать прибыльными. Сейчас 98 процентов клиентов говорят, что довольны нашей работой. И, что важно, у нас 53 процента повторных заказов. Это значит, что сервис нужен людям и люди ему доверяют. Зачем тратить время, стоять в очередях, переплачивать, если можно заказать товар и тебе привезут его по адекватной цене? Это наша миссия.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как с помощью мобильного приложения можно арендовать место в багаже другого человека.
2210Читайте нас у Facebook