«Глазной протез у Тимы постоянно выпадал»: юному герою «ФАКТОВ» сделали сложную операцию в Киеве
За несколько дней до поездки в Киев на операцию мы встретились с Тимофеем и его бабушкой.
— А вы знаете, как выглядит мой протез, когда я сплю? — неожиданно спросил меня Тимка. И тут же, улыбаясь, зажмурил правый глаз. При этом левый так и остался открытым — веки на нем не смыкались. Историю этого мальчика я знаю хорошо — дважды писала о нем. И очень хотела, чтобы удача ему улыбнулась.
…Тимофей не знает, что такое видеть мир двумя глазами. Мальчику был годик с небольшим, когда он упал на стоявшую в кухне банку с консервацией. Осколки разбившегося стекла пронзили глазное яблоко. Глаз спасти не удалось, неудачные операции изуродовали ребенка. А буквально через несколько месяцев Тимофей остался сиротой: маму, гулявшую с ребенком, сбил автомобиль, женщина погибла на месте, коляску же отбросило на тротуар. Тима не пострадал, у него не было даже царапин. С тех пор бабушка Лидия Ивановна воспитывает внука одна — с отцом Тимофея дочь не успела оформить отношения, и он не принимает участия в жизни сына.
За двенадцать лет мальчик перенес шесть операций на глазнице и веках. И все только ради того, чтобы держался протез, который Тимофей не раз терял — то в школе, то на речке, то в детском лагере. Каждый раз окружающие пугались, а некоторые просто отворачивались. Как только ни дразнили Тиму — «стеклянный глаз», «пластмассовый», «деревянный глаз»…
— Внук так намучился с этим протезом, который выглядел гораздо больше здорового глаза и постоянно выпадал! — говорит бабушка мальчика 63-летняя Лидия Елисеева. — Поэтому, когда я узнала, что известный пластический хирург Ростислав Валихновский готов бесплатно сделать Тимофею операцию, просто расплакалась. Доктор пообещал, что после операции глазной протез почти невозможно будет отличить от здорового глаза. В это трудно было поверить, но так и произошло.
Нынешним летом после статьи в «ФАКТАХ» о талантливом 13-летнем баянисте со сложной судьбой Тимофее Елисееве, победившем на международном конкурсе в Болгарии, узнали наши коллеги с телеканала «Украина». Они пригласили юного музыканта вместе с бабушкой на ток-шоу «Говорить Україна». В традициях этой передачи — оказывать реальную помощь людям, о которых рассказывают. Телевизионщики подарили Тимофею профессиональный баян «Рубин» и маленького песика, о котором он мечтал с тех пор, как у него кто-то увел домашнего питомца. Но самым большим подарком стала организованная коллективом редакции во главе с ведущим Алексеем Сухановым консультация у доктора Валихновского. И вот реконструктивная операция — уже седьмая по счету — позади.
— Правда, глаз выглядит лучше? — спрашивает меня Тимофей, поглаживая два тоненьких кусочка белого лейкопластыря, которые прикрывают три шва, наложенные под нижним веком. — Хирург сказал, что разрезы глаз у меня теперь будут одинаковыми.
* То, что у мальчика искусственный глаз, теперь практически незаметно
— Когда мы вернулись домой после операции и я увидела, что во время сна оба глаза у Тимки были закрыты, очень обрадовалась, — улыбается Лидия Елисеева. — Теперь за тем, как идет заживление, хирурги наблюдают по снимкам, которые я отправляю с айфона. Нам скажут, когда можно будет приехать в Киев для снятия швов.
— С такими травмами, как у Тимофея, не так часто приходится встречаться, — говорит пластический и реконструктивный хирург кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины Ростислав Валихновский. — Ситуация усугублялась тем, что ребенку уже провели несколько операций. Нам же надо было выровнять положение глаз и укрепить нижнее веко. Мы сделали подтяжку уголка глаза, благодаря чему разрез травмированного стал таким же, как здорового. Это уже на всю жизнь. Однако череп ребенка еще будет расти, и потребуется замена протеза. Мы берем на себя ответственность за каждого пациента, поэтому и в дальнейшем будем наблюдать за Тимофеем, производить необходимую коррекцию. Но сейчас благодаря проведенной операции мальчик почувствует себя более уверенно, избавится от комплексов.
* Тимофей рад, что после операции, сделанной командой хирургов под руководством Ростислава Валихновского, разрезы обоих глаз выглядят одинаково. Фото со страницы Ростислава Валихновского в Facebook
…После полученной травмы Тимка попал, что называется, не в те руки. Из полтавской больницы ребенка выписали с изуродованным лицом: его верхнее веко, прикрывавшее пустую глазницу, было пришито к переносице. И что самое обидное — позже многие офтальмологи, которым показывала Тимофея его бабушка, говорили, что поврежденный глаз можно было спасти.
— Увидев страшные увечья, мы с дочкой повезли внука на консультацию в Одессу, в Институт глазных болезней и тканевой терапии имени академика Филатова, — рассказывает Лидия Ивановна. — Это была пятница, нас записали на прием к специалисту на понедельник, и Таня говорит: «Дешевле вернуться в Полтаву и приехать обратно, чем снимать жилье в Одессе». Увы, в субботу вечером ее не стало — дочку, вышедшую на прогулку с детской коляской, сбила машина. Тиме было чуть больше года.
Читайте также: Как сохранить зрение ребенку, — советы офтальмолога
Мальчик рос, постепенно замыкался в себе. И только музыка и сцена были его отдушиной. Тимофей с раннего детства начал заниматься в цирковой студии и мечтал, чтобы о нем когда-нибудь узнали не только в Полтаве, но и в мире. Однако мир услышал о нем не как об акробате, а как о талантливом баянисте и певце. Тима ушел из цирковой студии — с протезом глаза ему противопоказано выполнять акробатические трюки. Сосредоточился на другом своем увлечении — игре на баяне. И уже в прошлом году стал лауреатом сразу двух международных творческих конкурсов, которые проводились в Болгарии, — «Звездные мосты» и «Звезды ХХІ века». Вернулся победителем, а в этом году получил приз еще и по вокалу.
* Тимофей серьезно увлечен игрой на баяне. Он стал лауреатом двух международных творческих конкурсов
— Местные хирурги настолько изуродовали Тимоше глазницу, что некуда было вставить кусочек пластмассы, имитирующей орган зрения, лунку приходилось постепенно углублять, — объясняет Лидия Ивановна. — Только в три с половиной годика Тимке поставили в Одессе «бусинку». Потом ему выстелили лунку твердой мозговой оболочкой, через некоторое время — слизистой, которую брали из губы внука, затем — лоскутком кожи. При этом веки сшивали вместе, чтобы протез не выпадал.
Лидия Ивановна показывает на своем айфоне Тимкино фото, сделанное после одной из таких операций. Я ужасаюсь: на нем ребенок похож на какого-то инопланетянина с синим кругом, состоящим из отдельных пластинок, вместо отсутствующего глаза.
* Протез, который был у Тимы, выглядел неестественно и доставлял массу неудобств
— Когда сшивают веки, под каждый стежок вставляют прокладку из пенопласта, чтобы не было пролежней, — объясняет бабушка. — Это как маленькие подушечки с одной и с другой стороны шва. Конечно, выглядит жутко, на люди выйти в таком виде невозможно. Внуку приходилось прятать глаза за темными очками. Но самое страшное было, когда вшитая ленточка, которая должна была подтягивать нижнее веко и удерживать протез, начала выгнивать. Это продолжалось месяцев восемь и сопровождалось обильными гнойными выделениями из шва, постоянным воспалением и покраснением век. Дорогие капли не помогали, даже гормональные! Слава Богу, одна опытная медсестра посоветовала промывать протез и глазницу хозяйственным мылом. Никакого дискомфорта при этом внук не ощущал. А кусочки ленточки, которую отторгал организм, я срезала ножницами. Руки дрожали, слезы катились, но что было делать? Тимка отказался удалять эту ленту под наркозом — он его начал бояться. Но самое обидное, что все наши страдания не имели должного эффекта: протез сильно выделялся, выглядел неестественно.
От доктора Валихновского Тимофей с бабушкой впервые услышали о последней разработке американских офтальмологов — глазном протезе, который подсоединяется к нерву, что позволяет видеть им очертания предметов. И у них появилась робкая надежда.
Читайте также: Благодаря уникальному методу киевские офтальмологи вернули нормальное зрение пятилетнему ребенку
Домой бабушка с внуком вернулись уже на третий день после операции под большим впечатлением от клиники.
— Я, честно сказать, глазам своим не поверила, когда увидела индивидуальную палату, — рассказывает Лидия Ивановна. — В ней была широкая кровать для пациента с красивым постельным бельем, мягкая современная раскладушка для человека, который находится с ним, а также общая кухня.
Медперсонал очень внимательный. Очнувшись после наркоза, Тима пожаловался, что ему нехорошо, так его тут же подключили к аппарату для измерения давления и наблюдали за показаниями на мониторе несколько часов. Перед выпиской Ростислав Любомирович проверил швы. А его брат Тарас, тоже участвовавший в операции, дал нам с собой особый лейкопластырь для заклейки швов.
В общем, все по-современному и, главное, по-человечески. А результат — именно такой, какого мы добивались все эти долгие годы. В клинике Валихновского помогают тем, от кого все отказываются. Берутся за самые сложные случаи. Наверное, Бог послал нам этих людей за все наши страдания.
— Волновался перед операцией? — спрашиваю Тимку.
— Ну, мысли всякие были, — отвечает он уклончиво. — Когда же меня уложили на операционный стол, я в ожидании наркоза начал петь что-то веселое. Чтобы бригаде хирургов не так скучно было со мной…
— А может, чтобы не так было страшно самому, — поправляет внука Лидия Ивановна. — «Бабушка, я тебя очень прошу: молись за меня!» — обнимая меня, несколько раз повторил Тимошка перед тем, как его забрали в операционную. И я два часа читала молитвы едва ли не всем святым. А накануне Лена, сотрудница телеканала «Украина», возила меня в Свято-Покровский Голосеевский монастырь, где я просила помощи у Блаженной матушки Алипии.
Слава Богу, все прошло замечательно. То, что новый искусственный глаз выглядит значительно лучше, чем прежний, было заметно, как только внука завезли в палату после операции. Через несколько часов Тимка уже играл на ноутбуке (еще один подарок телевизионщиков).
Единственное, что огорчает мальчика, так это то, что за него не может порадоваться мама. Он даже стихотворение об этом написал:
«Мама моя, рідненька моя!
До тебе життя не вернеться ніколи…
Мама моя, ти люба моя,
Я учусь підніматися вгору.
І мені, сироті, у цьому житті
Ти потрібна тепер, як ніколи.
Мама моя, ти рідна моя,
Прийди, подивися,
Ти будеш пишатися мною!"
Напомним, ранее «ФАКТЫ» рассказывали историю 14-летнего героя из Черкасс, который спас из ледяной воды двух девочек. Подростку бесплатно поставили новый глазной протез, изготовленный по лучшим мировым технологиям.
Фото автора
2404Читайте нас у Facebook