Тимофей Елисеев: «Перед выходом на сцену я обязательно крещусь. И главное, чтобы бабушка стояла рядом, за кулисами»
Тимка растет без мамы. Ему было чуть больше года, когда она погибла. Мама везла его в коляске, как вдруг сзади в нее врезалась легковушка. Женщину так подбросило, что своим телом она выбила лобовое стекло автомобиля. Полученные травмы оказались несовместимы с жизнью. А Тимошка чудом выжил — от сильнейшего удара корзинку детской коляски сорвало и выбросило на бордюр. У малыша не обнаружили ни единой царапины, и даже одежда на нем не запачкалась.
С тех пор его воспитывает бабушка. Тима редко спрашивал бабушку о маме, ведь он ее не знал. Но недавно мальчик попросил отвести его на кладбище. Стоя у маминой могилы, Тима делился с ней своими успехами. Долго-долго с ней разговаривал…
«Береги этого ребенка! Бог зачем-то оставил его на земле»
— Пять лет назад хирург детского отделения Одесского института имени Филатова Валентина Петровна Хриненко, которой в то время было уже восемьдесят лет, делала Тиме вторую пластическую операцию на глазном веке, — рассказывает 61-летняя Лидия Елисеева, — и обратилась ко мне с такими словами: «Береги этого ребенка! Бог зачем-то оставил его на земле». Тогда никто не мог предположить, какие таланты откроются у нашего Тимошки и как он будет нас радовать. Он меня когда-то поразил своими амбициозными планами. Хочу, сказал, выступать в цирке, стоя на голове, и играть на баяне. И чтобы обо мне знали не только в Полтаве и в Украине, но и за границей. Не знаю, сможет ли он стать воздушным гимнастом — с протезом глаза ему не то что тяжело делать акробатические трюки, ему это противопоказано. А вот баян внук не выпускает из рук. И вокалом начал заниматься. Артистом растет! Только выходит на сцену, а ему уже хлопают.
*Талантливый мальчик занимается каждый день. «Я не думаю о том, как выступлю и получу ли за это очередную медаль. Просто игра на баяне доставляет мне удовольствие», — говорит Тимофей. Фото автора
Левый глаз мальчишка потерял за два месяца до той роковой аварии — упал на кухне на стеклянную банку с консервацией.
— Позже все окулисты в Харькове и в Одессе, у которых мы консультировались, уверяли меня, что глазное яблоко можно было спасти, — вздыхает Лидия Ивановна. — Знакомые настаивали на том, чтобы я подала в суд на «безрукого» хирурга, сделавшего внука инвалидом. Но глаз-то все равно не вернуть. Вот взгляните на фото, каким мы забрали Тимошку сразу после того, как ему в местной больнице оказали первую медицинскую помощь. Верхнее веко, закрывающее пустую глазницу, было пришито практически на середине переносицы!
Тимоше настолько изуродовали глазницу, что для того, чтобы ее восстановить, потребовалось пять пластических операций. Дважды делали пересадку его же тканей, и благодаря этому удалось добиться того, что искусственный глаз стал хотя бы немного двигаться. Увы, он слабо держался и часто выпадал. Тима где только не терял его: и в речке, и на отдыхе в лагере… Это иногда пугало детей и вызывало раздражение у воспитателей и педагогов.
*Мама Тимы погибла, когда ему было чуть больше года. И с тех пор мальчика воспитывает бабушка Лида
Однажды внук, сидя за партой, вставлял выпавший протез, а сидевшая рядом девочка завизжала от испуга. К Тимошке подбежала учительница, схватила его пенал и бросила на пол с такой силой, что он разломался. «Сколько раз я говорила тебе не делать этого!» — накричала она на несчастного малыша. Дети над ним стали издеваться. Как только не обзывали внука: и «стеклянный глаз», и «пластмассовый глаз», и «железный глаз». И внук замкнулся в себе.
Его спрашивают на уроке, а он молчит. И дома молчит, ничего не рассказывает о школе. «Тимофея нужно переводить на индивидуальное обучение, он не тянет школьную программу», — стала внушать мне учительница. Ну как же не тянет? В третьем классе был отличником, читал лучше всех! Он и сейчас, когда читает, словно в роль входит, так артистично у него получается. Я повела Тимку к психиатру. Она нашла к нему подход, и он показал ей фотографии в мобильном телефоне, сделанные сразу после «воспитательной беседы» учительницы. Взгляните, здесь четко видны красные пятна у него на щеках. Это следы от рук его, с позволения сказать, педагога — с такой силой она надавила на лицо ребенка за то, что он молчал на уроке.
Слава Богу, мне удалось отстоять внука перед директором. А сейчас он учится в 20-й школе, где его уважают и таких проблем, как раньше, нет. Но я не знаю, сколько должно пройти лет, чтобы у ребенка затянулась рана на душе.
«После каждого занятия в цирковой студии внук возвращался домой с синяками»
Еще неизвестно, сколько операций предстоит перенести Тимке, чтобы его искусственный глаз не так сильно привлекал внимание. В последний раз при финансовой поддержке спонсоров мальчика оперировали в киевской частной клинике «Детлор». Консилиум ведущих специалистов из нескольких лечебных заведений определил, что Тимофею следует из поврежденной глазницы вывести катетеры в нос. Из-за этого он бросил занятия в цирковой студии, где занимался с первого класса. Физические нагрузки ему категорически запрещены.
— Внук с рождения, как вьюн, — хвалит Тимошку Лидия Ивановна. — Бывало, сядет маленьким перед телевизором — ноги за шеей сложит и качается, как маятник. Потом научился стоять на голове. А затем попросился отвести его в цирковую студию. В городском Доме культуры с ним занималась Лариса Валерьевна Семенова — очень талантливый педагог. Буквально через пару месяцев Тима уже принимал участие в фестивале для детей с ограниченными возможностями. Первое его выступление в Днепропетровске было отмечено медалью и дипломом участника. А следующие конкурсы для Тимофея были призовыми. У него 35 разных наград. Хотя победы давались внуку непросто — после каждой тренировки возвращался домой с синяками на теле.
…Тимошка крепко прижимает подбородком старый баян «Ленинград» без лямок. Его Лидии Ивановне подарил директор школы, в которой она училась, Александр Ефимович Колодяжный. Ветеран с этим «Ленинградом» не расставался всю войну и перед смертью передал в надежные руки — Тимофею. Мальчишка играет на нем для меня задорную молдавскую народную мелодию «Ласпелат», с которой он стал лауреатом международного детского конкурса «Звездные мосты», проходившего этим летом в Болгарии.
Музыка — еще одно серьезное увлечение этого одаренного ребенка. Видимо, она жила в нем на уровне подсознания, поскольку на гармошке и баяне играли его дедушка по линии отца и покойный дядя, сын Лидии Ивановны.
— Видите, у Тимоши даже обои в комнате тематические — в картинках с разными музыкальными инструментами, — улыбается бабушка. — Когда мы делали здесь ремонт, то из множества видов обоев внук выбрал именно эти. Хотя о занятиях в музыкальной школе он тогда даже не помышлял.
В музыкальную школу Тимофей попросился во втором классе. Правда, набор в группы тогда уже закончился. Но, узнав, что мальчишка сам захотел играть на баяне, и убедившись, что у ребенка абсолютный слух, преподаватель Людмила Шмыголь начала с ним заниматься. И уже в начале декабря Тима играл на инструменте и пел в хоре. Его первое участие в городском конкурсе принесло вторые места по классу баяна и по классу вокала. В марте нынешнего года Тимофей Елисеев занял первое место на областном фестивале, а уже в мае стал обладателем Гран-при и получил путевку на международный конкурс «Звездные мосты» с прилагающимся к ней сертификатом на 300 евро.
«Если я всю ночь буду играть возле фонтана, смогу заработать себе на гироскутер?»
Домой Тимофей вернулся с победой, причем получил первые места сразу в двух международных конкурсах.
— Конкурс проходил в небольшом болгарском городке Китен, — продолжает Лидия Елисеева. — Внук занял там первое место за игру на баяне. Но тут мы услышали, что рядом, в Приморско, проходит еще один творческий конкурс — «Звезды ХХІ века». Чтобы принять в нем участие, достаточно было заплатить десять евро и сыграть шесть мелодий. Тима решил попробовать. Кстати, его конкурентом на этом конкурсе был Максим Гасан из полтавской музыкальной школы № 2, который занимается баяном уже восемь лет. Но жюри во главе с народной артисткой Украины Ниной Матвиенко поставило их на один уровень, разделив первое место между Максимом и Тимофеем. Это при том, что в конкурсе принимали участие около тысячи человек! Еще внук победил среди вокалистов.
А в перерывах между выступлениями мальчишки выходили играть на улицу, чтобы подзаработать денег. Прохожие были более щедры по отношению к Тимошке. «Бабушка, как ты думаешь, если я всю ночь буду играть возле фонтана, смогу заработать себе на гироскутер?» — спросил меня внук, принеся заработок. Так ему хотелось его иметь. В Болгарии на гироскутерах ездит и стар и млад, особенно по горной местности. Хорошо, что депутат, который нас уже давно поддерживает (он просит не называть его фамилию), помог нам с расходами на поездку. Я добавила к заработанным внуком, и мы смогли приобрести гироскутер.
Теперь Тимофей ездит на нем, выделывая замысловатые фигуры, и заодно играет на баяне. Лидия Ивановна сняла один из таких «цирковых номеров» на айфон и выложила в Интернет. Количество просмотров бьет рекорды!
Но что же помогает Тиме всегда выходить победителем? Бабушка считает: его трудолюбие.
— Мы три года с ним трижды в неделю ездили в цирковую студию и столько же на занятия по сольфеджио, музыке и хоровому пению, — рассказывает Лидия Елисеева. — Вот сейчас каникулы, а наш Тима на даче разучивает новые композиции на баяне. Два дня — и уже «Песенку шофера» поет под собственный аккомпанемент.
Сам Тимофей не знает, почему у него все так хорошо выходит:
— Я не думаю о том, как выступлю и получу ли за это очередную медаль. Для меня это не важно. Просто нравится делать то, что доставляет мне удовольствие. Но обязательно крещусь перед выходом на сцену. И главное, чтобы бабушка стояла рядом, за кулисами. К ней всегда бегу после выступления и бросаюсь на шею.
Лидия Ивановна — самый главный человек в жизни Тимофея. Все, чего мальчишка достиг, это благодаря его неугомонной бабушке. Тимкин отец живет отдельно, и они практически не общаются. Но чем старше становится ребенок, тем острее чувствует отсутствие в его жизни мамы. Ему так много ей хочется рассказать…
2095Читайте нас у Facebook