Народный артист россии валентин гафт: «у никиты михалкова я готов сниматься даже в массовке»
«В фильмы к Рязанову я попадаю случайно: кого-то заменяю»
- Валентин Иосифович, вы влюбчивый человек?
- Любовь — это естественное состояние живого организма. На ней держится весь мир. Мне нравится та любовь, которая не носит молниеносный характер. Сейчас все только и говорят что о сексе. Повторяют: «Моя любовь внизу живота». А я считаю, что любовь — это тайна, которую нельзя трогать, и замечательное ощущение, без которого нельзя работать творчески.
- Отчего же тогда не снимаетесь вместе со своей очаровательной супругой — актрисой Ольгой Остроумовой?
- Сейчас мы действительно и не снимаемся вместе в кино, и не играем в театре. Вернее, заняты в одном спектакле, но так, что на сцене даже не встречаемся. Мы слишком хорошо знаем друг друга, чтобы еще и притворяться. Это мешает. А Олечка — удивительная, грандиозная артистка. Я вообще считаю ее одной из лучших в России.
- До того, как попасть в «Современник», много театров поменяли?
- Я окончил Школу-студию МХАТ и собирался идти в «Современник», но меня не приняли. Ефремов звал, а вот Галина Борисовна Волчек была против. Но это даже очень хорошо, потому что я сразу попал к Гончарову в Театр Маяковского, потом к Эфросу в Ленком. Поработал с великими мастерами. В «Современник» же пришел только в 1969 году — играл с Андрюшей Мироновым в «Фигаро». А сейчас мне кажется, будто в «Современнике» я всю жизнь.
Должен вам сказать, что наш русский театр и отечественная актерская школа — одни из лучших в мире. Мы когда были в Америке, наш спектакль «Скука» пересмотрел весь Голливуд. Отзывы были приблизительно следующие: «Боже, как это гениально!». Джейн Фонда дважды приходила на спектакль. Аль Пачино, посмотрев его, остался и три часа беседовал с нами. Просил у Волчек: «Дайте мне хотя бы маленькую роль»
- Как сейчас складываются ваши отношения с Волчек? Стали вы ее любимым актером?
- Долгое время она не давала мне ролей, и вот 13 апреля — свершилось. Мы представили на суд зрителей спектакль «Заяц Love story». Обязательно привезем его в Киев. Интерес у публики сумасшедший: полные аншлаги, даже стулья приставные ставить негде.
Это очень необычный спектакль. Мы играем вдвоем с Ниной Дорошиной, которую зрители хорошо знают по роли Надюхи в комедии «Любовь и голуби». Замечательная артистка, я за 38 лет впервые с ней столкнулся на сцене. И влюбился. Без обожания, преклонения и восхищения не проходило ни одного дня репетиции.
- А в кино что у вас новенького?
- Снялся у Михалкова в фильме «12 рассерженных мужчин». Неделю назад первый раз посмотрел эту картину. Никита собрал актеров у себя на даче и показал нам фильм. Замечательный! А работа над ним — просто два месяца наслаждения. Сценарий — фельетон. Действие происходит в суде присяжных. Артисты играют один лучше другого. Один я — хуже всех, хотя Никите понравилось.
Моими партнерами по площадке были Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Миша Ефремов — все фантастические актеры. Мы просто жили на съемочной площадке: приходили рано, уходили поздно, иногда — в пять утра. Никита работал на износ. Думаешь, бывало, как же сыграть эту сцену, — и тут он предлагает потрясающее решение, которое никому и в голову не приходило. Это было счастье, я вспоминаю об этой работе с восторгом. Обязательно посмотрите. Михалков осенью покажет этот фильм на кинофестивале в Венеции, а потом у нас
Еще я сейчас снялся у Никиты Сергеевича в картине «Утомленные солнцем-2». Он позвал меня на небольшую роль, но к нему я и в массовку пойду сниматься. После него никого не хочется.
- Слышал, вы, жуткий самоед по натуре, не особо любите рязановский «Гараж», хотя герой ваш там замечательный да и комедия удалась
- В «Гараж», кстати, я попал случайно. Шура Ширвиндт не пришел на съемку, а я в соседнем павильоне снимался в другой картине. Шуры нет — Рязанов зол, а Лиечка Ахеджакова, моя давняя подружка, с которой я очень много в театре играю, говорит: «Тут Гафт в соседнем павильоне». Рязанов стал сопротивляться: «Не на-а-адо, он меня заговорит, я его не знаю». Но Шурика не было — и меня привели. Эльдар Саныч сказал: «Вот текст, попробуй». Я сыграл. «Ну ладно, — сдался он, — будешь сниматься». А что не люблю Наверное, я все-таки не прав, раз картина живет и до сих пор очень актуальна.
После «Гаража» я играл у Рязанова в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» — полковника. Эту роль писали специально для меня. А позже были «Небеса обетованные», куда я тоже попал случайно: умер Жора Бурков, и Рязанов пригласил меня вместо него. Вот видите: я всегда кого-то заменяю.
- И при этом снялись в 101(!) фильме
- Это что-то вы загнули. Многовато!
- Правда-правда, я пересчитывал. Вы, наверное, давно к собственной фильмографии не обращались?
- Да-а, может, но хороших из сотни почти ни одного (улыбается).
- Не скромничайте! В прошлом году с размахом прошла премьера «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко. А в 1994-м режиссер Юрий Кара тоже снял по булгаковскому «Мастеру» фильм, в котором вы сыграли Воланда. Но об этом мало кто знает, поскольку картина легла на полку
- Прошло 15 лет с тех пор. А месяц назад я впервые посмотрел этот замечательный фильм. Очень обидно за его судьбу. Кстати, музыку к нему написал Альфред Шнитке. А какие там прекрасные актеры! Вертинская — Маргарита, Ульянов — Понтий Пилат, Бурляев — Иешуа. Я играл Воланда. И хоть неудобно говорить, что я, мол, хорошо играю, но думаю, это моя лучшая роль!
- Есть надежда, что зрители ее все-таки увидят?
- Там началась неразбериха с авторскими правами, продюсерами — какая-то шахер-махер. Но вроде бы уже договорились, что лента будет сокращена до двух часов, хотя там полноценных три с половиной, и выйдет-таки в прокат. Продюсер тем временем показывает ее в зале при своем ресторане. Многие члены Думы, олигархи, звезды уже посмотрели
- Соглашаясь на мистическую роль Воланда, не боялись неприятных последствий?
- Не боялся. Я считаю, что в Воланде ничего мистического нет. Ерунда! Это представитель высшей Божьей силы, посланный на землю утратившим веру людям. А когда люди теряют веру, они становятся глупыми: при них могут оторвать кому-то голову, а они будут смеяться. По-моему, Воланд был благороднейшим человеком, освобождавшим массы и соединившим двух любящих людей. Он понимает, в какую страну он опустился. И чертовщина — в стране, а не в Воланде. Вот и все!
«Если бы не Киев, я бы не появился на свет. Здесь встретились мои родители»
- Народ вас знает еще и как прекрасного мастера эпиграмм. По-прежнему пишете?
- А как же?! Вот, на старости лет еще и стихи стал писать.
- Коллеги на эпиграммы не обижаются?
- Я никого не хочу обидеть. Эпиграммы не значат, что я вот лучше, а ты — такое дерьмо. Наоборот, я сочиняю эпиграммы на людей очень талантливых. Просто хочется сказать правду. Надо найти в человеке, каким бы он ни был хорошим, некоторые шероховатости, показывающие его с другой стороны. Но с юмором и не обидно. Другое дело, что мне приписывается много всякого дерьма. В интернете. И даже как-то книжечка вышла «Эпиграммы Гафта». Там ничего моего нет! Я не знаю ни одного человека, который бы на меня обиделся. Ни-ког-да!
- На политиков тоже сочиняете?
- Среди политиков мало интересных людей, которые заслуживают эпиграмм. Не за что зацепиться. Но на некоторых все же есть. На нашего посла в Украине Виктора Черномырдина, на Жириновского, Лужкова
- На украинских тоже? На них сейчас самое время эпиграммы писать
- Не-е-ет. Не надо трогать то, что не очень понимаешь. Чужое!
- Вы далеки от политики?
- Мне кажется, представитель власти должен быть в первую очередь интеллигентным человеком. Сталин, к примеру, был образованным, но — дьяволом. Никита Сергеевич был народным любимцем, а на самом деле оказался тупым малоинтересным жлобом, который загубил культуру на самом ее пике и расцвете. Он не виноват — такая система. Брежнев книг вообще никогда не читал, но государство крепло
- Кстати, за написание книги не хотите засесть? Сейчас это модно — все кому не лень пишут: Ксения Собчак, Борис Моисеев, Андрей Малахов
- Они — популярные фигуры, мелькают на экранах, у них есть почитатели. Если есть потребность в этом, пусть пишут. Но лично я их читать не буду.
- Как-то на телевидении, Валентин Иосифович, вы вели программу «Прогулки по Москве». По Киеву не хотели бы прогуляться?
- Наш Первый канал предлагал мне совершить путешествие по Украине. Но пока нет времени. В будущем — возможно. Интересно было бы побывать там, где я был мальчишкой, глянуть на все. Когда-то давно меня поражали эти маленькие хатки, страшный голод, сады вишневые, кукурузные поля, потрясающий украинский борщ, который я с тех пор обожаю. Я был в Украине, как раз когда люди возвращались с войны. Видел, как встречались оставшиеся в живых. Знаю, как платили копейки за трудодни, как описывали двух-трех свиней, чтобы потом получать колоссальные налоги. Это была жуткая жизнь
- У вас украинские корни?
- В Украине родились мои папа и мама, и сейчас даже трудно себе представить, что теперь для меня это — другая страна. Здесь прошло мое детство. Здесь я, будучи школьником, отдыхал каждое лето. Здесь у меня осталось много родни. Кстати, 22 июня 41-го утром мы должны были ехать всей семьей в Украину
А в Киеве встретились мои родители. Не будь этого, я не появился бы на свет. Отец мой, когда слышал ваши песни, всегда плакал. Красиво поете! Мне, кстати, очень приятно слышать украинскую речь.
- Что, и говорить на украинском умеете?
- Ха, а как же! «Що такэ?», «Що воно ко мнэ лизэ?»
507Читайте нас у Facebook