ПОИСК
Політика

Административная реформа -- не пустые игрища, а весьма значительный элемент дальнейшего успешного развития экономики страны

0:00 8 серпня 2002
Інф. «ФАКТІВ»

Вряд ли у кого-либо возникают сомнения по поводу того, что Украина как независимое государство -- состоялась! Процесс этот проходил нелегко, были и ошибки, но результат получен вполне достойный. Только означает ли это, что мы уже преодолели весь путь демократизации общества, государственного строительства, и ничего менять теперь не требуется? Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость утверждать подобное открыто. Хотя в стране найдется немало людей, готовых многое сделать, чтобы все оставить как есть, заморозив те процессы, которые позволяют надеяться на полноправное вхождение Украины в большую европейскую семью. Не декларативно-бумажно, а по существу -- добившись и соответствующего уровня жизни людей, и отношений, отвечающих современным глобальным вызовам.

В самом отдаленном селе человек должен реально чувствовать -- и от его решения зависит будущее страны

Разумеется, направлений развития достаточно много. Еще больше различных проблем и препятствий, которые следует преодолеть, чтобы оставить потомкам государство, которыми они могли бы гордиться и которые они не стремились бы перестраивать. Я вовсе не претендую на обобщающий анализ и, тем более, на раздачу усовершенствованно-усредненных рецептов. Выделю лишь одну тему, которая, как мне кажется, является краеугольным камнем любого начинаемого нами процесса. Это -- причастность самых широких масс к управлению государством и ликвидация даже теоретически возможного отрыва конкретного человека от реальной власти и тех функций, которые она выполняет.

Дело не в том, что «кухарка должна уметь управлять государством». Управлять должны специалисты! Но они обязаны быть подотчетны народу, понятны ему, быть приняты им и, в конечном итоге, работать на его благо. В самом отдаленном селе человек должен реально чувствовать -- и от его решения, от его выбора зависит будущее страны. Причем не только в момент голосования, но ежедневно конкретно и весомо влиять на ход событий. Только в этом случае страна обретет национальную идею, о которой столько говорят и которую до сих пор никто внятно сформулировать не может. По-моему, она -- в развитии и укреплении местного самоуправления. Украина может и должна стать страной гордых людей. А основой гордости является право!

Сегодня нет такой нации, которая могла бы пренебрегать мировым общественным мнением. Если, конечно, народ не решил стать изгоем и идти своим собственным оригинальным путем, который непременно приведет его в экономический, политический и моральный тупик. Всем остальным приходится думать: что скажут в мире и о поступках государства в целом, и о царящих в нем порядках? Причем это равнозначно как для «гарантов демократии», уже доказавших своей историей и развитием собственную зрелость, так и для тех, кто только-только выходит на мировую арену. Наша страна пока, естественно, относится ко второй группе.

РЕКЛАМА

Делиться властью с регионами самостоятельно чиновники торопиться вряд ли будут

Десять лет независимости -- ничтожно малый срок для развития и становления государства. Тем более приятно, что негласный рейтинг уважения к нашему государству имеет динамику роста. За счет взвешенности и продуманности действий страны, позиции ее руководства, осознания важности грамотных решений. Вступая в Совет Европы и желая быть равными среди равных, Украина, например, подписала и ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления -- серьезный документ, выполнение которого оказалось не под силу (или не по желанию?) даже некоторым странам с развитой демократией. Присоединиться мы присоединились, публично признал недавно Президент Леонид Кучма, но пока только на бумаге. Главный фактор местного самоуправления -- юридическая обособленность, экономическая самостоятельность и финансовая самодостаточность территориальных общин -- остался декларацией…

Согласитесь, достаточно горькое признание для главы государства, зарекомендовавшего себя взвешенным, но решительным политиком. Естественно, слова эти он произнес не ради простой констатации факта, а, скорее, как обозначение задачи, решение которой надо искать в кратчайшие сроки. Кстати, возможно ли вообще это решение в наших условиях, когда страна только-только начинает выходить из глубочайшего экономического кризиса? Вновь процитирую Леонида Даниловича: «Развитие местного самоуправления и преодоление кризиса городов и сел -- это безотлагательная задача, решение которой запоздало почти на десятилетие… Среди наиболее болезненных проблем -- неурегулированность межбюджетных отношений, следствием чего является нищенское состояние местных бюджетов, неопределенность в распределении полномочий и ресурсов между властями разных уровней, кризисное состояние коммунального хозяйства… Я убежден, что пока муниципальные преобразования будут осуществляться сверху, мы не сдвинемся с места! Только инициатива снизу может стать основой для реальных преобразований в сфере местного самоуправления и проведения административной реформы на местном и региональном уровне».

РЕКЛАМА

Проще говоря, первое должностное лицо государства весьма недвусмысленно определяет собственную позицию, которую он сформулировал в итоге весьма образно: «Сегодня я вижу путь к решению муниципальных проблем в том, чтобы дать местным властям, как говорил бывший российский президент, столько самоуправления, сколько они могут нести… ». Естественно, после такого заявления, ставшего достоянием общественности во время Всеукраинских муниципальных слушаний, которые только что завершились в Судаке, вряд ли кто-либо из чиновников может позволить себе «быть против расширения прав местного самоуправления». Сделать это -- значит, противопоставить себя Президенту. Но и делиться властью с регионами самостоятельно тоже торопиться вряд ли кто-либо будет. Не в наших это правилах…

Может быть, именно общность реальной боли и делает людей более сговорчивыми?

Никто не может сказать, что процесс упрочения местного самоуправления начинается сегодня на пустом месте. Тому доказательство и уже упомянутые муниципальные слушания, и наличие в стране практически сорока общественных организаций. Они на разных уровнях в той или иной форме, с тем или иным упорством занимаются решением наболевших вопросов. Что является еще одним доказательством важности проблемы для государства и общества, подчеркивая одновременно и разобщенность тех, кто думает об одном и том же. Но по-разному! Я далек от мысли, что причина здесь такая же, как и «секрет» огромного количества различных политических партий в стране. Наверное, дело все-таки не в «вождизме» и не в желании «засветиться», а в самом процессе рождения истинного народоуправления. Настоящих традиций его -- это приходится констатировать -- у нас все-таки не было.

РЕКЛАМА

В подтверждение мысли об отсутствии «вождизма» приведу такой аргумент: если партии не торопятся объединяться даже на основе родственности идеологии, то организации самоуправления все-таки куда активнее собираются вместе для решения общих проблем. Кстати, может быть именно общность реальной боли и делает людей более сговорчивыми? Настолько, что сегодня можно признать: на поле местного самоуправления Украины есть четыре наиболее весомых, авторитетных и влиятельных игрока: Ассоциация сельских, поселковых и городских советов, Ассоциация городов Украины, Ассоциация местных и региональных властей Украины и Союз лидеров местных и региональных властей, которым я руковожу не первый год. Именно сотрудничество Ассоциации городов, Союза лидеров, Ассоциации поселковых, сельских советов и Ассоциации местных и региональных властей позволило разработать проект Концепции государственной региональной политики, проекты законов «О местном самоуправлении» и «О внесении изменений в Закон «О местных государственных администрациях», а также согласовать действия при принятии Бюджетного кодекса.

В середине апреля в Киеве собрались представители региональных политических элит и после непродолжительных дебатов подписали хартию о создании Конгресса местных и региональных властей. А в начале лета на собрании Ассоциации местных и региональных властей ее члены предложили мне стать президентом этой организации.

Все это «общественное строительство» является свидетельством того самого проявления инициативы снизу, которая и должна стать основой основ. Тем более, что все больше представителей и бизнеса, и управленцев, и политиков начинают прекрасно понимать: административная реформа назрела, она -- «не пустые игрища», а весьма значительный элемент дальнейшего экономического развития страны. И появление на свет того же Конгресса местного и регионального самоуправления стало бы обретением властью и обществом весьма эффективного инструмента для этой очень тонкой операции, где стоимость ошибки катастрофически высока. Можно уверенно говорить: объединение -- это веление времени!

Проблема не в законах, а в уровне личных отношении тех, кому народ и страна доверили право принимать решения

Хотя наше государство и проделало огромный путь в направлении демократизации общества, а с принятием нового Основного Закона местное самоуправление получило конституционное закрепление, тем не менее мы продолжаем говорить о недостатках в организации местного самоуправления, его низкой эффективности. Многие предпочитают кивать на слабую законодательную базу, которая якобы не позволяет развернуться в полную силу. На эту проблему ссылаются и тогда, когда речь идет о многочисленных конфликтах между представителями исполнительной и законодательной ветвей власти на местах. Не скажу, что Луганщина в этом отношении -- рай земной. Но мне приятно, когда и в личных беседах, и в общественном мнении звучит: в нашем регионе конфликтов нет, исполнительная и законодательная власти дружно тянут упряжку требующих разрешения проблем. Именно это и является основой значительных успехов в экономике (Луганщина -- один из национальных лидеров по темпам прироста промышленного производства). Нам с губернатором Александром Ефремовым удалось наладить нормальные взаимоотношения, основанные на уважении друг к другу и признании опыта, который есть за плечами у каждого. Это и позволяет заниматься реальным делом, а не политическими интригами в борьбе за власть и решении извечного вопроса «чей черт старше»…

Александр Ефремов дважды избирался в областной Совет и пользуется безоговорочной поддержкой подавляющего большинства депутатов. Чувство ответственности перед своими избирателями, поиск разумных компромиссов, а не пестование глупых амбиций, конструктивность региональных лидеров и являются, на мой взгляд, тем решающим фактором, который не позволяет перерасти сложным взаимоотношениям органов местного самоуправления с исполнительной властью в конфликт. Считаю, что во многом здесь весьма позитивную роль играет и Совет регионов, который регулярно проводится в разных городах и районах области. Это чисто консультативный орган, в котором без накачек и поучений принимаются рекомендации по ключевым вопросам развития области. Такой подход позволяет налаживать равноправные взаимоотношения, в определенной мере сглаживать имеющиеся диспропорции в развитии городов и сельских регионов, нивелирует противоречия, возникающие между «бедными» и «богатыми» регионами области, что неизбежно, так как есть сельские, а есть и промышленно развитые районы.

Основой совместной работы депутатского корпуса с управлениями и отделами облгосадминистрации является Программа «Луганщина-2010», разработанная Луганской госадминистрации по инициативе областного Совета, принятая на сессии и одобренная на выездном заседании Кабинета министров. А также ежегодно принимаемые на сессии Программы социально-экономического развития области. Все это служит доказательством тому, что даже нынешний уровень развития законодательной базы нашего государства в отношении проблем местного самоуправления, позволяет отлично работать в существующем правовом поле и добиваться высоких результатов при наличии понимания между людьми, наделенными властью. Вот только не всегда и не везде это понимание существует -- именно в этом и кроется причина основных конфликтов. Проблема не в законах, а в уровне личных отношении тех, кому народ и страна доверили право принимать решения.

Но нельзя не согласиться: отечественное законодательство о местном и региональном самоуправлении нуждается в основательной доработке. Оно должно стать таким, чтобы зависимость от человеческого фактора сводилась к минимуму, а еще лучше -- исчезла вовсе! Отношения, права и обязанности представителей всех ветвей власти должны быть прописаны столь четко и подробно, чтобы не возникало даже попытки двойного толкования. Это будет только на пользу государству. Поэтому я и предложил провести учредительный съезд Конгресса уже осенью, действительно быстро и решительно объединившись вокруг этой идеи.

Конгресс должен стать главным субъектом, представляющим и отстаивающим интересы местного самоуправления в Украине

С какими проблемами сталкиваются управленцы на местах? Как правило, финансовыми: если есть средства, то, по нынешним временам, любой вопрос можно решить, а вот если их недостает… Та же Ассоциация городов, например, используя свое влияние, смогла пролоббировать решение о новом способе финансирования областных центров и городов областного подчинения. Все же другие местные общины остались на бобах просто потому, что у них нет собственного ресурса, а делиться своим с ними никто не торопится. Если не принять меры немедленно, то пропасть между богатыми и бедными будет постоянно углубляться, порождая социальную напряженность, в которой никто не заинтересован.

Метод «все сложить и поделить» тоже вряд ли себя оправдает, так как приведет к тому же обезличиванию -- опять ничего хорошего не получится. Значит, следует искать консенсус? Но для этого нужно, по крайней мере, организовать обсуждение, чтобы определить свои позиции. Для этого как нельзя лучше и подходит Конгресс местных и региональных властей Украины, который свою суть и структуру вполне может позаимствовать у аналогичной европейской организации -- Конгресса местных и региональных властей Европы. Самое главное -- это должен быть предельно демократичный орган, членство в котором оформить будет возможно только через ассоциацию-учредителя. Участники Конгресса ни в коем случае не самораспускаются и не сливаются в одно безликое целое, а продолжают объединять представителей регионов, что называется, «по интересам». Согласитесь, заботы мэра города-миллионщика и главы сельского совета хотя и схожи, но все же во многом различны. Конгресс должен стать главным субъектом, представляющим и отстаивающим интересы местного самоуправления в Украине. Он же -- центр формирования политики развития местного самоуправления.

Например, дважды в год Конгресс проводит свои сессии с участием делегатов ассоциаций. Каждый из них волен поставить на обсуждение интересующий его вопрос, который, если он признан важным, будет исследован экспертами. Принятое же решение пролоббирует исполнительный аппарат Конгресса, работающий на постоянной основе. Это даст гарантию «прохождения» темы в соответствующих инстанциях. Ведь от мнения столь представительной организации отмахнуться куда труднее (вообще вряд ли возможно!), чем от мнения даже весьма авторитетного общественного деятеля -- мэра, председателя совета…

Естественно, Конгресс вполне может стать международно признанным партнером соответствующих структур Совета Европы, что повышает и его статус, и статус Украины как государства. Даже такой «минимум» позволяет представить всю значимость начинания и его роль в общественной и государственной жизни. «Планов громадье», конечно, требует воплощения в жизнь. И даже поддержка Администрации Президента и лично Леонида Кучмы не дает гарантии, что все пройдет без сучка и задоринки. Нужны максимальные усилия, способные расшевелить людей на местах, заставить их поверить в то, что перемены к лучшему -- возможная реальность, а от принятого ими решения зависит будущее страны. Нам всем пора делать выбор: развитие или стагнация. Третьего не дано.

 


184

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів