ПОИСК
Культура та мистецтво

Алексей булдаков: «было время -- ночевал на вокзалах. Без денег, без прописки… »

0:00 2 липня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Двадцать лет назад «народный генерал» впервые снялся в кино

Актер Алексей Булдаков в особом представлении не нуждается. За последние годы он снялся в огромном количестве фильмов. «Особенности национальной охоты», «Пионерка Мэри Пикфорд», «Сын за отца… », «Возвращение броненосца», Дела семейные», «Операция «С Новым годом!», «Привет, дуралеи!», «Клубничка»… За роль генерала в фильме «Особенности национальной охоты» он получил премию «Ника».

«Блин» -- это от «первый блин комом»

-- Стать актером мечтали с детства?

-- Да нет… В классе восьмом лелеял мечту стать летчиком. Ходил в авиамодельный кружок. Потом вдруг все переменилось. Душу перевернул фильм «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.

-- Семья у вас была большая?

РЕКЛАМА

-- Детство провел на Алтае, у родителей нас было пятеро. Потом переехали в Павлодар, в Казахстан. Как в любой многодетной семье, мы рано стали самостоятельными. Десять копеек на пирожок или кино -- выбирай!

-- А в театральное училище поступили случайно?

РЕКЛАМА

-- Вообще-то мое поступление было похоже на комедию. Успешно пройдя первый тур, я вдруг вспомнил, что не отдал в секретариат фотографии. Не было денег сфотографироваться. Убитый горем, решил забыть о карьере актера. И поплелся забирать документы. Мне навстречу -- преподаватель. Поинтересовался, почему способный абитуриент не идет на второй тур. Пришлось рассказать ему о своем безвыходном положении. И преподаватель чуть ли не силой заставил меня явиться на экзамен. Я жутко перенервничал и, конечно, волновался. Голос, и без того сиплый, совсем сел. «Курите?» -- спросил кто-то из комиссии. Ну, говорю, балуюсь. Тогда мне предложили выпить водички. Стаканов, как назло, не было. Я взял графин, запрокинул голову и выпил его почти целиком! Народ от такого зрелища, конечно, обалдел, но меня все же приняли.

-- Судя по фильмам, у вас должно быть железное здоровье.

РЕКЛАМА

-- Для съемок действительно надо иметь здоровье. Чуть ли не в каждом третьем фильме я обязательно купаюсь. Причем, как обычно в кино: ни в коем случае не летом -- либо в октябре, либо в марте. У Миронова был даже монолог такой: «Уберите лыжников с горизонта, мы лето снимаем». Единственный раз купался в июле в «Особенностях национальный рыбалки».

-- Сами вы хоть раз поймали большую рыбу?

-- Вот на съемках фильма «Особенности национальной рыбалки» поймал. Если помните, я сижу в лодке и с котом общаюсь, а на дне лодки довольно внушительная куча рыбы -- ее мы поймали перед съемками. Это происходило в Финляндии, там же я с утра на спиннинг поймал щуку, приличную, килограмма 2,5--3.

-- Не стыдно за фразу «Ну вы, блин, даете!»? Молодежь ею пользуется как ругательством. Кто ее автор -- вы или режиссер Рогожкин?

-- Рогожкин. Не знаю, почему вдруг решили, что «блин» -- это… Это как раз очень старое русское выражение, от «первый блин комом».

-- Как вы познакомились со своей нынешней женой?

-- Мой первый брак распался по вине «доброй» тещи, которая без конца «пилила» меня, обвиняла в том, что я женился ради размена ее квартиры. А потом… Актер Владимир Новиков и его жена пригласили меня на сабантуй и позвали свою незамужнюю знакомую Людмилу, директора обувного магазина. И надо же было такому случиться, что за несколько дней до тусовки она посмотрела по телевизору фильм «Тихое следствие», где я играл главную роль -- решительного следователя Рябинина. Людмила по уши влюбилась и жутко переживала: «Везет же некоторым женщинам! Кто-то ведь живет с такими классными мужиками, как этот! Ну почему не я»? С этой мыслью она пришла на сабантуй и увидела меня. Через девять месяцев мы поженились.

«Мое коронное блюдо -- тройные пельмени»

-- Судя по откликам знающих вас людей, погода в доме Булдаковых чаще безоблачная. Какую роль, по вашему мнению, играет в этом мужчина?

-- Жизнь состоит из мелочей, и семейная тоже. Подарите жене раз в неделю цветок, даже не букет, помогите по дому, приготовьте что-нибудь, подайте кофе в постель. Это совсем несложно, но посмотрите в этот момент женщине в глаза -- совсем другое выражение!

-- Вы любите готовить?

-- Мое коронное блюдо -- тройные пельмени (60% говяжьего фарша, 30% свиного и 10% бараньего). Люблю печь блины, да мало ли еще чего. Свободное время мы проводим на даче, я там рыбачу, грибы собираю, потом сам и готовлю. Я ведь дачу построил своими руками, поэтому люблю там отдыхать. И банька там есть.

-- Ваша жена как-то говорила, что вы из большой семьи с матриархальным укладом, до сих пор называете маму на «вы»…

-- Папа уже умер. Мама, слава Богу, жива. Она нас в основном всех воспитывала. У меня две сестры и три брата. Братья живут в Павлодаре, оба шоферы. Одна сестра работает бухгалтером, другая -- завскладом. Мама почти всю жизнь работала. Тяжело было. Помню, всегда хотелось чего-то сладкого. Ну, пацан же. Возьмешь два яйца из-под курицы -- и в магазин. Сдашь эти яйца, и тебе сто граммов конфет взвесят. Были такие подушечки с повидлом, они в тепле слипнутся, продавщица отколет ножом кусок этой сладкой массы, и ты идешь счастливый, жуешь этот ком с повидлом…

-- Один философ сказал, что денежные затруднения -- это единственное, что отличает животное от человека.

-- Да уж. Когда я ушел из рязанского театра, у меня не было денег даже на метро. Брал у друзей тридцать копеек, чтобы доехать до киностудии. Не мог выпить чашку кофе -- она стоила пятнадцать копеек. Денег не было, прописки не было, ночевал на вокзалах. Милиция меня сначала за бомжа принимала, потом мой первый фильм вышел, узнавать начали.

-- После всех ваших мытарств по разным городам и общагам, наверное, семья для вас -- самое главное?

-- Сейчас у меня есть тыл. Есть куда вернуться. Могу сделать паузу, а раньше… Две, а то и три четверти жизни я прожил в общежитии. Минск, Рязань, Томск, Караганда, Питер… Питер -- это альма-матер моей кинематографической деятельности. Там я начал сниматься, большинство моих фильмов сделаны на «Ленфильме»…

-- Своей первой жене вы оставили квартиру, а сами ушли практически в никуда. По-вашему, именно так должен поступать настоящий мужчина?

-- Я в этом убежден. Мужчина должен до конца оставаться мужчиной, независимо от того, как расстается с женой. Женщина все-таки не может получить квартиру, заработать такие деньги, как мужчина… Хотя у нас, в России, некоторые женщины любому мужику могут фору дать.

-- Помните, герой фильма «Москва слезам не верит» говорил, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. А если бы ваша жена зарабатывала больше, чем вы, как бы вы себя чувствовали?

-- Конечно, неуютно.

-- А на том, чтобы ваша жена не работала, вы настояли?

-- Был момент, когда ее перестала устраивать работа, требовалась пауза. А когда она снова решила идти на работу, я спросил: «Тебе очень хочется?» Она пожала плечами. Я ответил: «Сиди пока дома, а там посмотрим».

-- Вы часто бываете в родных местах?

-- К сожалению, редко. Совсем нет времени. Двоюродный брат звонит мне: «Алексей, давай приезжай, а то замучили совсем. Спрашивают: «Что же это наш земляк не приезжает? Зазнался, наверное?» Односельчане гордятся, всем рассказывают, что Булдаков их земляк. И как только передача со мной, сразу брату звонят: «Ты смотришь телевизор? Давай, включай, брата смотри!» Когда приезжаю, конечно, стол накрываем. Там же пол деревни родни…

-- Обычно выбившиеся в люди земляки поддерживают друг друга…

-- Мы редко видимся, а как встретимся, не успеваем друг другу новости пересказать. Миша Евдокимов меня в свою программу «С легким паром!» приглашал, а у меня со временем ну никак. Да приду я к нему! Посидим, анекдоты порассказываем.

«Никуда от генеральского образа не сбегу»

-- Вас не раздражают журналисты, заставляющие рассказывать анекдоты и произносить тосты?

-- Сначала приятно было, потом начало раздражать. Сейчас понял, что никуда от этого не денусь. Ну, пришелся им мой характер. Я очень хорошо знал Александра Демьяненко. Это был замечательный, глубокий артист. А для народа -- Шурик, и все. Мы снимались вместе, идем по городу, и все: «О, Шурик!» Он жутко обижался. А Анатолий Кузнецов! Идем с ним по Астрахани, а прохожие нам вслед: «О, белое солнце пустыни пошло». Ну, что делать? И я понял, что никуда от генеральского образа не сбегу.

-- А с настоящими генералами встречались?

-- С Александром Лебедем -- не раз. Кстати, когда он впервые увидел «Особенности национальной охоты», фильм ему не понравился, спросил: «Это что -- шарж на меня?» В то время у него были трудные времена -- стал секретарем Совета Безопасности. Но прошло время, посмотрел на фильм другими глазами. Человек он был умный, не без чувства юмора… Вообще-то у меня масса знакомых генералов. Один мне даже сказал: «Алексей Иванович, если бы вы не ушли из армии, то, точно, дослужились бы до генерала». Если в компании есть кто-то из военнослужащих, подходят: «Товарищ генерал, разрешите представиться, генерал такой-то». С одной стороны, мне как актеру приятно, но, с другой, я ведь всего лишь старший сержант запаса.

-- А кто подсказал вам «эксплуатировать» типаж генерала Лебедя?

-- Я был в штате киностудии «Беларусьфильм», потом переехал в Москву. В никуда. Я человек решительный, собрал чемодан, и все. Ни жилья, ни прописки, ничего не было… И вдруг звонок -- Александр Рогожкин запускает фильм «Знамя охоты». До этого у Саши я снимался в двух фильмах -- «Ради нескольких строчек» и «Караул», который получил массу премий за рубежом, а в России, к сожалению, прошел незамеченным. Так вот, Рогожкин предложил мне в новом фильме роль генерала и сказал: «Алексей, давай понаблюдай за Лебедем». Я стал внимательнее смотреть ТВ-новости. Лебедя тогда показывали часто.

-- Вы и прославились благодаря фильмам Александра Рогожкина.

-- С большим уважением отношусь к этому режиссеру. Он действительно писал сценарии «под меня». Но, поймите, в жизни актера стать знаменитым и любимым зрителями -- не самое главное. Мне какое-то время было даже обидно: всегда казалось, что я способен на более глубокие роли. А вы знаете, во скольких фильмах я до этого играл? За несколько десятков перевалило! И в не эпизодических ролях, скажу вам, а в главных, за которые был удостоен нескольких премий. Конечно, мне лестно, что зрители ценят меня. Но с годами начинаешь понимать, что слава -- не главное.

-- Съемки «Особенностей национальной охоты в зимний период», говорят, состоялись благодаря недюжинной выдумке актеров…

-- Съемки проходили в студийном павильоне ранней весной. Снега на улице, понятно, не было. В помещении -- тем более. Нужно было во что бы то ни стало изобразить суровую зиму. А вот как? Из ближайшего леса рабочие перевозили снег на грузовиках и высыпали на пол студии. А чтобы зритель не усомнился в реальности происходящего, актеры курили, пряча сигареты в кулак и выдыхая дым, который создавал иллюзию морозного пара. Вот такие блин… чики были на снегу!

-- Военные чины преследуют вас с юности: вы служили в сержантской под Хабаровском, потом сыграли партизана-разведчика Савелия в фильме Попова «Сквозь огонь», затем -- генерал Федоров в картине «В лесах под Ковалем»… После генерала Иволгина вас узнала вся страна. Получается, что армия сыграла в вашей жизни чуть ли не главную роль. А как вы относитесь к тому, что молодые люди сейчас не хотят служить?

-- Мне кажется, что каждый молодой человек должен отслужить в армии. Раньше, если тебя не брали в армию, это позор был. Как это? Больной, что ли? Да с тобой ни одна девушка не пойдет! Армия делает из маменькиных сынков мужчин. Я к концу службы был заместителем командира взвода. Помню, приходят новобранцы, господи, ничего не умеют: ни подворотничок пришить, ни сапоги почистить, все у них торчит, рубашка висит… А на выпуске уже совсем другой человек -- подтянутый, дисциплинированный, все умеет.

-- По тембру ваш голос напоминает Высоцкого. Вам не доводилось встречаться с Владимиром Семеновичем?

-- Было шапочное знакомство. Мы сидели на «Ленфильме», в кафе. Подошла ассистентка с Высоцким. «Здрасте». -- «Здрасте». Посидели пять минут, он выпил кофе и ушел. Я очень люблю Высоцкого. Когда Геннадий Полока восстанавливал фильм «Интервенция», пролежавший двадцать лет на полке, Высоцкого уже не было, и меня просили озвучить некоторые его фразы. Мы все записали, и Полока даже не мог отличить, где я говорю, а где Высоцкий. Потом мне ассистентка Станислава Говорухина рассказала, что во время озвучивания фильма «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий уезжал с Мариной Влади куда-то отдыхать. И меня искали для озвучивания роли Жеглова, но я тогда снимался в каком-то фильме, поэтому не повезло.

 


476

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів