ПОИСК
Культура и искусство

Лия ахеджакова: «я -- тридцать три мелких бытовых несчастья»

0:00 28 сентября 2000
Мирослав ДОМАЛЕВСКИЙ специально для «ФАКТОВ»

Режиссеры заметили ее после водевиля «Мой брат играет на кларнете». В свою очередь зритель познакомился с молодой актрисой после роли подруги-учительницы в картине «Ирония судьбы, или С легким паром». Затем была Верочка в «Служебном романе» и мать-одиночка в «Гараже». Но, несомненно, закрепится на стезе лучших актрис постсоветского пространства Лие помог персонаж нищенки-профессионалки в фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные».

«Если не любишь партнера, играть невозможно»

-- Лия Меджидовна, вы прекрасно выглядите… Не влюблены?

-- Да нет. Помню, на гастролях в Австралии со мной произошел такой случай. Меня пригласил потанцевать в кафе молодой человек из русской диаспоры. Во время танца я почувствовала, что он весь трясется, у него были мокрые руки! Я его спрашиваю: «Чего вы волнуетесь? Вы же красивый молодой человек!.. » А он мне в ответ: «Вы знаете, у меня такое ощущение, что я танцую с родиной!.. » У Цветаевой есть такое: самая сильная любовь, когда идет разрыв, когда не дают, когда не получается, когда разнимают… Вот тогда начинается любовь!.. Кстати, в одной из последних моих работ, в спектакле «Старосветская любовь» по Гоголю, такие отношения связывают главных героев -- Пульхерию Ивановну и Афанасия Ивановича. В конце спектакля Пульхерия Ивановна понимает, что пришла смерть, они расстаются, и есть только одна надежда -- встретиться на том свете.

Теперь, когда между нами существуют границы, и любовь, и ненависть стали острее, они обострили наши грехи: всегда в чем-то виноват сосед или партнер, в женском варианте -- молодая красивая соперница. Мы не ищем виноватых внутри себя, всегда виноват кто-то другой. Из-за этого и происходят все наши беды, несчастья, войны… Потому что всегда виноват не я. Если человек религиозный, он помнит о своей вине. У Бердяева есть такая фраза: «Плебей ищет виновных вокруг себя, а благородный верующий человек ищет виновного в себе… »

РЕКЛАМА

-- Вам приходилось влюбляться в партнеров?

-- Ну а как же? Если не любишь партнера, невозможно играть. Я как-то спросила на мастер-классе режиссера Анатолия Васильева: «Скажите, пожалуйста, с чего начинается спектакль?» А он мне в ответ: «С семьи! Если мы все не станем, как одна семья, и не полюбим друг друга, будет худо». Надо любить друг друга, даже насильно. Если ты не очарован своим партнером, ничего не получается. Тем более если нужно играть любовь.

РЕКЛАМА

-- И куда только смотрит ваш муж?

-- Я же актриса! И потом, это же сугубо платонические отношения. В конце концов, не надо жениться на актрисе!

РЕКЛАМА

-- У вас много поклонников?

-- Хватает… В Вильнюсе со мной произошел интересный случай. За мной гнались, и я решила, что это из-за «отношения к русским»… Я припустила и решила шмыгнуть в троллейбус. Уж очень испугалась. Не успела, меня догоняет женщина и говорит: «Ой, еле вас догнала!» Оказывается, она ехала с дачи и хотела мне подарить банку клубничного варенья. А я-то решила Бог знает что… В каком-то сибирском городке мне на сцену женщина вынесла связку сушеной рыбы… В Волгограде женщина заходит ко мне за кулисы и говорит: «Вы уж ради Бога извините меня, пенсию не дают, так я вам маслица натопила». -- И передает банку топленого масла. Понимаете, есть такие вещи, которые выше всяких слов. Это намного дороже подарков и цветов. Хотя цветы я очень люблю, особенно подснежники -- я в Майкоте жила, это цветы моего детства.

-- В детстве, небось, хулиганили…

-- Никогда! Не только в школе, даже уже будучи взрослой, когда уже могла себе это позволить.

«Как-то в провинции видела бюст Ивана Сусанина»

-- Знаете, как вас как-то назвала Виктория Токарева?

-- А как же! Епихопом!.. Просто я все время что-нибудь забываю. Со мной все время что-то происходит. Я -- тридцать три мелких бытовых несчастья. Не дружу с бытом…

-- А с духом?

-- Обязательно! Более того, у каждого артиста, да и не только артиста, у любого человека, наступает возраст, когда хочется все переосмыслить, подумать, уяснить для себя, что такое жизнь, может быть, даже попросить прощенья…

-- Как вы относитесь к принципу -- лучше обидишь ты, чем тебя?

-- Стараюсь никого не обижать. Более того, очень казнюсь, когда обижаю кого-то незаслуженно.

-- Почему так получается, что талантливый актер в жизни -- неинтересный собеседник? Вы замкнутый в себе человек… С вами неинтересно…

-- Как сказал мне майор этих войск… Как их? Которые мусор вывозят… Стройбат! Так вот, он у нас на даче мусор вывозил. И его надо было бесконечно поить водкой. Мы его поили, поили… И вот он однажды сказал: «Всем ты хороша, Лялек, но вот изюминки в тебе нет… »

-- Все говорят, что у вас скверный характер…

-- Просто журналисты успевают «обрить» актеров еще до спектакля. Поэтому в последнее время я редко соглашаюсь на интервью. Это не характер, а иммунитет…

-- Вы никогда не комплексовали, что большая часть молодых актрис начинают с ролей Золушек, Белоснежек, а вы -- с Поросенка?

-- Ну, какая же я Белоснежка?! У меня не тот образ.

-- По-моему, ваш образ мухи в программе «Н. Л. О. » идеально сочетался с вашим характером…

-- Никогда не прощу этого Алексею Гончаренко! Негодяй! Я считаю, что меня просто унизили!..

-- Это что, мода сейчас такая, продюсеров заводить? Вот вы себе Фоменко отхватили…

-- Дело в том, что у меня впереди только один спектакль, даже не знаю, чем дальше заняться… Поэтому я и начала работать с продюсером, иначе никак. Проблема не в том, что нет больших гастролей, нет никаких…

-- Кстати, как вы относитесь к гастролям в маленьких городишках? Из такой аутентичности, если не архаичности можно много интересного вынести…

-- Верно! Помню один такой. Зима. Гастроли в маленьком доме отдыха… Входим. В холле стоит бюст с надписью -- Иван Иванович Сусанин.

-- Вы еще расскажите, как с Грозным общались…

-- Не дерзите! Это был именно тот Сусанин, который завел всех в леса… Мы-то знаем, что его не было. Но вот родина у него есть. Дело не в том, что маленький дом отдыха и соответственно маленький зальчик. За кулисами -- иней, а все актеры -- в простынях и трусах… Синие-синие… А на сцене натянуты две проволоки, на которых повешен красный софит. Два человека раздвигают эту шторку, а там во весь зал надпись -- «Народ и партия едины». Можете представить себе нас, дрожащих актеров, в этот момент?

-- Я могу себе представить зрителя, сидевшего в этом зале. Кстати, что вы можете сказать о нашем зрителе?

-- В основном плохое… Приходят с мобилками… Вот их-то телефончики и слышно, а не голоса актеров. Более того, они хлопают дверьми, уходят, свистят. И всегда, когда интересный спектакль, ползала уходит. У Виктюка с хорошего спектакля «Квартира каламбур» ушло ровно ползала! И происходило это во Дворце культуры в Питере, в то время это была лучшая площадка. Да что там! С чеховской «Чайки» уходят! Не уходят, наверное, только с концертов Тины Тернер… На потрясающем спектакле Кама Эднаса «Черный монах» в зале было человек восемьдесят. Да и из них человек пять ушло. Тут уж ничего не поделаешь!

-- Вы гастролируете не только по СНГ. Чем наш зритель отличается от западного?

-- В разных странах публика по-разному воспринимает спектакли. К примеру, на гастролях спектакля «Иван был, умер в гостинице» с А. Леонтьевым в Финляндии актеры были обеспокоены мертвой тишиной, царящей в зале. Финны сидели с каменными лицами с легкой претензией на улыбку, но никаких эмоций. А в конце спектакля зал просто взорвался аплодисментами! Вот что значит скандинавский сдержанный характер. А французы наоборот: вышел артист, и они уже смеются. Совершенно иной темперамент! А недавно на фестивале в Питере «Балтийский Дом» зритель был просто потрясающий! И ведь наш же!..

260

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров