Для съемок фильма «огнем и мечем» ежи гоффман заложил все свое имущество
В европейском кинопрокате «Огнем и мечем» обошел даже такого гиганта, как «Титаник». Никто не мог предположить, что фильм, сделанный в Восточной Европе, рассказывающий о двух славянских народах, вызовет столь бурный интерес. Тем не менее, факты говорят сами за себя.
О фильме Ежи Гоффмана «Огнем и мечем» вы, наверное, уже сто раз слышали. После того, как фильм участвовал в Каннском кинофестивале, журналистов и критиков так разобрало новое историческое кинополотно известного польского режиссера, что на страницах разных изданий они выказали всю степень эмоционального возбуждения, на которую только способны. Все -- «тихо будь!» -- как говорит один из героев Богдана Ступки. Теперь осталось его один раз увидеть нашему глубокоуважаемому зрителю. Каждый получит свое: и тот, кто хочет иметь о фильме личное мнение, и тот, кто ходит в кино просто ради удовольствия, равнодушными не останутся.
У нас Ежи Гоффмана знают по фильмам «Знахарь», «Пан Володыевский», «Прокаженная», «Потоп», который был номинирован на «Оскара», но уступил «Амаркорду» Феллини. «Для меня большая честь такой проигрыш», -- прокомментировал тогда поражение Гоффман. За картину «Огнем и мечем» по роману Генрика Сенкевича режиссер принялся одиннадцать лет назад. Но тогда осуществить замысел помешали обстоятельства. Чтобы решить вопрос с финансированием, Гофману пришлось заложить свое имущество и взять кредит в банке как частному лицу. Бюджет фильма составил 6,5 миллиона долларов. Все это состояние на экране представлено впечатляющими батальными сценами, дорогими костюмами и, конечно же, участием звезд.
Красавицу Гелену сыграла Изабелла Скорупко, а ее воздыхателей -- Михал Жебровский и Александр Домогаров, в которого повально влюбились все юные польки. На этой пылкой страсти их деловые соотечественники сделали неплохой бизнес: в Польше выпустили темное пиво «Богун» с портретом Саши, чтобы все желающие могли пьянеть от чувств в буквальном смысле и заодно любоваться предметом обожания. Даниэль Ольбрыхский предстал в роли татарского хана, а Руслана Писанка -- знахарки и ведьмы. Советую всем ее поклонникам зажмуриться и не смотреть душераздирающую сцену, когда в Русины пышные перси, свободно заслоняющие Африку вместе с Латинской Америкой на карте погоды, вбивают осиновый кол суеверные польские вояки. Кстати, Гоффман пригласил для участия в картине украинских каскадеров, потому что только они смогли показать высокий класс джигитовки. Никто не сможет сказать им: слезай с седла и не позорь лошадь. И если считать вместе с ними, то в фильме «на четверть наш народ». Ну и самое главное и интересное для нас -- участие в картине Богдана Ступки, который так сыграл гетмана Богдана Хмельницкого, что стал в Польше настоящим героем. А заодно в Австралии, Америке и Канаде, где тоже прошла премьера «Огнем и мечем».
Перед украинской премьерой Богдан Сильвестрович рассказал историю, как водил своего «коня» в ресторан. «Однажды после съемок ко мне подошел поляк и сказал: «Я твой конь». В фильме есть эпизоды крупного плана, где конь долго спокойно стоять не может. Тогда берут каскадера, надевают на него сбрую, ты садишься ему на шею -- все равно его на экране не видно. Знаешь, как мне было неудобно на живого человека залезать? Только краснел и потел. А он мне снизу: «Да что ты так переживаешь? Это же моя работа». Ничего не поделаешь, кино -- это возвышенный обман. Ну и я потом пригласил своего «коня» в ресторан. Он сказал: «Меня первый раз в жизни мужчина так угощает».
Конечно, для Ступки это была не простая роль и не простое решение, учитывая неоднозначный исторический контекст в изложении Сенкевича. «Но мы доверяли друг другу. Ступка знал мои взгляды и понимал, что я не стану искажать исторические источники», -- скажет Гоффман после съемок. А Богдан Сильвестрович на все советы доброжелателей отказаться от роли ответит: «Никогда в жизни. Я сыграю Хмельницкого так, как я его понимаю, и его даже поляки примут». И приняли. Потому что талант в сочетании с мудростью может быть во много раз убедительнее доводов рассудка, угнетенного комплексами, перегнившие корни которых остались в далеком ХVII веке. Тогда наши предки прославляли себя тем, что дрались на поле брани, а сегодня они, объединив творческие усилия, прославили себя, сняв об этом фильм.
«Facty i kommentarii «. 10 февраля 2000. Культура
2612Читайте нас в Facebook