ПОИСК
Интервью

Владимир Бортко: «С удовольствием вернулся бы в Киев, если бы мне позволили здесь снимать»

0:00 7 сентября 2010
Владимир бортко: «с удовольствием вернулся бы в киев, если бы мне позволили здесь снимать»
Сергей ИВАНИЦКИЙ, «ФАКТЫ»
Режиссер «Собачьего сердца», «Бандитского Петербурга», «Мастера и Маргариты» приступил к работе над картиной о Петре I, главные роли в которой играют звезды советского кино

Владимир Бортко считается самым кассовым режиссером на постсоветском пространстве за последние десять лет. Его ленты «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» живо обсуждались зрителем. Следующий громкий проект режиссера — картина «Петр I. Завещание».

«С композитором Игорем Корнелюком мы сотрудничали десять лет, а на съемках «Тараса Бульбы» разругались»

 — Мне захотелось показать, что Петр I всю жизнь работал, как проклятый, пытаясь поднять Россию, — говорит Владимир Бортко.  — Возникает вопрос, поднял ли? И что он оставил потомкам, кроме громкого имени? Планируем отснять четыре серии. Для фильма мне удалось собрать прекрасный актерский состав: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Сергей Шакуров, Александр Филиппенко. Одну из главных ролей играет Лиза Боярская. А ее отец станет папой и в картине. Жаль, денег мало, а снять надо очень много. Вложиться бы. Бюджет «Тараса Бульбы» составлял 15 миллионов долларов, это в десять раз больше, чем я имею сейчас.

 — Игорь Корнелюк сказал, что разругался с вами на съемках «Тараса Бульбы». Значит, в новом фильме с вами будет работать другой композитор?

 — У нас и вправду произошла сильная ссора, причем из-за ерунды. Не могли решить, нужны барабаны в музыкальном сопровождении или нет. Наверное, за десять лет сотрудничества мы просто устали друг от друга. Игорь очень хороший композитор, замечательный. Но, видимо, пришло время передохнуть. К фильму «Петр I. Завещание» музыку будет писать Володя Дашкевич. Мы с ним работали вместе в «Собачьем сердце».

РЕКЛАМА

 — Вы говорили, что мечтаете снять фильм о Сталине, вроде и подготовка к съемкам велась. И вдруг Петр I…

 — Что поделаешь, режиссер планирует многое, а делает то, что ему заказывают. Продюсерские заказы. Фильмы, которые могут принести кассовый успех. Например, «Тарас Бульба» стал чемпионом по кассовым сборам в России. Конечно, пришлось наслушаться всякой ерунды: якобы сам Путин мне заказ делал. Смешно. В случае с картиной о Петре I я выступаю в роли режиссера и продюсера (Бортко президент одной из продюсерских компаний.  — Авт. ) плюс сотрудничаю с телеканалом «Россия».

РЕКЛАМА

 — Год назад вы заявили, что после «Тараса Бульбы» хотите хорошенько отдохнуть, поправить здоровье. Удалось?

 — Относительно. Трудно расслабиться. Знаете, что меня больше всего угнетает в последнее время? Обилие смертей известных личностей. Вот не так давно умер отличный актер Лесь Сердюк. Я любил с ним работать, да и просто посидеть за чарочкой, за жизнь поговорить. Он снимался в моей дипломной короткометражке «Доктор». Тогда мы с ним и сдружились. Когда спустя энное количество лет я начал снимать «Тараса Бульбу», в роли Дмитра Товкача видел только Леся. Отлично, что Ступка позвал его в свой театр. Лесь был еще полон сил. Блестяще работал у меня на съемках, скакал на лошади. Он был одним из тех, кто связывал меня с Киевом. Городом, в котором я прожил тридцать лет. С удовольствием вернулся бы в столицу Украины снова, если бы мне позволили здесь снимать. Моим близким другом был и есть Андрей Бенкендорф. Мы жили в Москве в одной коммунальной квартире, даже родились в одном роддоме. Но Москва не понравилась нашим родителям, поэтому мы переехали в Киев.

РЕКЛАМА

«Только с годами я понял, какая это была личность — мой отчим Александр Корнейчук»

 — Андрей Бенкендорф рассказывал, как вы вдвоем убежали от родителей и две недели путешествовали по Украине.

 — Нам было лет по 12, мы задумали драпануть на Запад. Но я ошибся в направлении, и от станции Пятихатки вместо того, чтобы отправиться в Одессу, мы на товарном поезде уехали в Херсон. Ужасно изголодались. Были даже мысли украсть хлеб в киоске. Одна женщина сжалилась, подошла к нам: «Хлопцi, бачу, ви голоднi. Ось вам по двадцять копiйок i хлiб». Стало понятно, что дальнейшее путешествие бесполезно, и мы решили сдаться милиции. Не скажу, что родители сильно журили нас. Но тогда я понял, что даже авантюры нужно четко просчитывать.

 — Как у вас складывались отношения с вашим отчимом Александром Корнейчуком?

 — Относился он ко мне хорошо. Привозил из-за границы модные вещи. Я это ценил, но видимой благодарности не демонстрировал. Напротив, иногда позволял себе задавать ему всякие каверзные вопросы. Помню, в 1968 году допытывался у Александра Евдокимовича, что советские войска делают в Чехословакии, а он честно пытался мне объяснить. Только с годами я понял, какая это была личность — мой отчим.

 — Вы были хорошо знакомы с Иваном Миколайчуком. Бытует мнение, что он так и не снялся в ленте, которой достоин.

 — Пошлите этих бытующих, сами знаете куда. Ваня — главный актер украинского поэтического кино. Мы с ним часто спорили, ведь Ваня был жестким украинским националистом. В хорошем смысле этого слова. Кстати, он в этом плане очень похож на Ступку. Я бы не сказал, что Миколайчук был рубахой-парнем, он был скорее закрытым человеком. Хотя, может быть, мне так казалось, потому что я не принадлежал к его компании, куда входили Ваня Гаврилюк, Броня Брондуков, Лесь Сердюк. Эти люди приезжие, а я вырос в Киеве.

«Евгений Евстигнеев всегда носил с собой бутылочку коньячка для вдохновения»

 — Многих замечательных актеров вы снимали. Кто произвел самое большое впечатление?

 — Давайте по порядку. Помните мой фильм «Блондинка за углом»? В нем снялся Андрюша Миронов. Это был 1983 год. Я, молодой режиссер, был без ума от счастья, заполучив к себе в картину такую звезду. Хотя поначалу было трудно с ним работать. Миронов относился ко мне как к мальчику. Я обижался, ведь режиссер главный на съемочной площадке. Потом мы поговорили по-доброму и поняли, что мыслим одинаково. Работа пошла. Я поражался уровню исполнительского мастерства и стойкости Миронова. Дело в том, что у него был фурункулез, постоянно сочилась кровь. Это даже видно в конце фильма, когда Миронов танцует в белой рубашке на столе. Андрей имел бешеную популярность. Где бы мы ни снимали, его мигом окружали поклонники.

Обожаю Евгения Евстигнеева. Он совершенно случайно снялся у меня в ленте «Собачье сердце». В тот период своей жизни актер переживал, что его незаслуженно отправили во МХАТе на пенсию. Я устроил большие пробы, пригласив великолепных актеров. Но Евстигнеев был вне конкуренции. За период съемок у нас произошла только одна ссора. Евгений Александрович носил с собой бутылочку коньячка для вдохновения. Специально для «Собачьего сердца» мы соорудили павильон из восьми комнат, в которых и происходит основное действие. Однажды долго снимали, время было позднее. Я объявил перерыв. Затем начал искать Евстигнеева, чтобы снять с ним крупный план. Кто-то подсказал, что видел его в одной из комнат. Войдя туда, я буквально остолбенел. Мертвецки пьяный Евстигнеев еле ворочал языком. У меня сдали нервы. Я на секунду забыл обо всех регалиях актера и сказал: «Понимаете, мы снимаем по Булгакову! И если будем так относиться к работе — выйдет полное г… » Мигом протрезвев, Евгений Александрович спросил: «А разве мы сегодня должны еще что-то снимать?» Потом, видимо, Евстигнеев вспомнил, какая он величина, и добавил: «В таком случае, я вообще в следующий раз не приеду!» Приехал. И после этого больше не пил во время работы. Правда, часто спрашивал: «Сегодня крупные планы будем снимать?»

Женя Миронов блестяще исполнил роль князя Мышкина в кинофильме «Идиот». С ним пришлось труднее всего. Когда у нас стало туго с деньгами (впрочем, их в кино никогда не хватает), последние серии нужно было отснять в сжатые сроки. Мы работали 24 часа в сутки. Миронов понимал, что со мной бесполезно спорить, но был недоволен. Это накаляло творческую обстановку. Мы не очень сошлись с Женей, но актер он совершенно потрясающий.

Хочется сказать добрые слова в адрес Богдана Ступки. Шикарный актер, мыслящий. И очень хороший человек. Сблизились с ним на съемках картины «Тарас Бульба». Жаль, живем в разных городах. Дай Боже ему здоровья.

 — Говорят, у хорошего режиссера не может быть идеального здоровья.

 — Увы, профессия нас выматывает. И не только. Лет восемь назад подкараулили меня в темном переулке и поломали пару ребер. У них была такая работа — грабить. Промышляли в спальных районах, где я и жил, а до этого «пасли» меня месяца три. Всех преступников нашли. Одному дали 17 лет, двум — по 18. Поскольку у всех СПИД, вряд ли они из тюрьмы выйдут. Вспоминая, как меня били, не могу их пожалеть.

 — В армии вас не били?

 — О чем вы говорите? Никто и пальцем не тронул, ведь я сержантом был. Что такое дедовщина, я даже понятия не имел. До сих пор вспоминаю армию с удовольствием. Именно там я захотел быть режиссером. Полагал, это легко — ничего не делай, только деньги получай. Как я ошибался.

679

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров