ПОИСК
Интервью

Владимир Машков: «Из театрального училища меня отчислили за то, что слишком убедительно сыграл прораба»

12:40 5 октября 2010
Владимир Машков: «Из театрального училища меня отчислили за то, что слишком убедительно сыграл прораба»
Ровно 20 лет назад началась стремительная карьера популярного российского актера

Владимир Машков не случайно считает Одессу родным городом. Здесь он прожил целый год, пока снимался в сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация». Ему вручили специальный приз на Одесском международном кинофестивале «За вклад в культурную жизнь города». Владимир получил также «Знак Почета» Главного управления МВД Украины в Одесской области. Так правоохранители отметили исполнение актером роли Давида Гоцмана. В Одессе же недавно состоялась премьера нового фильма «Край», в котором Машков сыграл главную роль. Картина выдвинута на премию «Оскар».

«Со Школы-студии МХАТа в Москве вылетел за драки»

 — Одесса — первый город в СНГ, где мы показываем этот фильм, — рассказывает Владимир Машков.  — Всемирная премьера ленты состоялась в сентябре на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). В Одессе у меня такой прилив положительных эмоций, творческих сил, что я настоял на премьерном показе именно здесь.

 — Поэтому и решились на интервью?

 — Как минимум года полтора их не давал, хотя они постоянно появлялись в печати. Вы не знаете, откуда? У одесситов потрясающее чувство юмора. Как-то перед началом работы над «Ликвидацией» мы с режиссером Сергеем Урсуляком и оператором Мишей Сусловым искали место для съемок. Обнаружив хорошую натуру на Молдаванке, обратились к женщине за заборчиком: «Извините ради Бога, мы кинематографисты, хотим кино тут снимать, можно ли зайти к вам?» Женщина смерила нас взглядом и сказала: «Да бросьте вы этой ерундой заниматься, лучше заходите покушать!» Мы объяснили, что в Одессу приехали на один день и скоро возвращаемся в Москву. И тут женщина говорит: «А, так вы тудой-сюдой? Так я вам сейчас навынос что-нибудь сделаю!»

РЕКЛАМА

Интервью не люблю давать не по делу. Вот сейчас, во время премьеры, мне есть, что вам ответить, а у вас есть, что спросить. А так просто не люблю. Говорят, когда ты везде — ты нигде.

 — С детства мечтали об актерской профессии?

РЕКЛАМА

 — Вообще-то, хотел стать биологом, даже поступил на биофак Новосибирского университета, но династические гены явно подвели. Папа и мама были актерами в театре кукол. Мама, режиссер театра, говорила папе, исполнителю роли Карабаса-Барабаса: «Не бери Буратино так за нос!» Когда я маленький выходил во двор, где сидели бабушки, из нашей квартиры доносились крики (мы жили на первом этаже): «Ты не прав! У Буратино не может быть… » Бабушки переговаривались: «Артисты репетируют!» Юность у меня была просто безобразной. Из театрального училища в Новосибирске отчислили за то, что слишком убедительно сыграл роль прораба. Собирал, войдя в образ, с наивных абитуриентов по рублю якобы на ремонт. А со Школы-студии МХАТа в Москве вылетел за драки. Так что поступление на курс Олега Табакова — это уже дубль второй. Когда служил рабочим в филиале театра, столкнулся с Табаковым на ступеньках и предложил показаться ему в качестве будущего студента. Все бы ничего, но при этом в руках у меня была бутыль не то с серной, не то с соляной кислотой, что по всей вероятности и произвело решающее впечатление на Олега Павловича… Короче, учился девять лет.

 — Правда ли, что ваш дед был машинистом?

РЕКЛАМА

 — Он работал начальником Тульского депо. Очень хочу съездить в Тулу и найти то место, где дед трудился.

 — Поэтому в «Крае» вы решили сыграть роль бесстрашного машиниста?

 — Стараюсь так выбирать фильмы, чтобы не повторять пройденный материал. Когда пару лет назад в сентябре мы с режиссером Алексеем Учителем подъехали к реке, на которой, согласно сценарию, я должен был строить мост, то, признаться, слегка растерялся. Представьте, в реке (под Питером) вода плюс шесть градусов. Группа — человек сто двадцать — стоит в зимней одежде и смотрит, как я буду в эту воду заходить. Деваться некуда — я две недели практически прожил в реке.

 — Экстрим.

 — Чего-чего, а этого хватало. Попали мне бревном в голову, унесло течением. Спасибо моему другу — каскадеру Славе, который вытащил из воды. Герой ленты строит мост. Я, честно говоря, не верил, что через реку можно построить такую переправу для паровоза. Но когда взялся за это, понял: для человека, знающего свое дело, ничего невозможного вообще нет.

Физически это была самая сложная картина. Да, наверное, и эмоционально. Научился водить два паровоза. Один из них 1905 года выпуска, но до сих пор на ходу. Паровоз не чайник, в который налил воду и сунул вилку в розетку. Это существо живое. Он дышит, обижается, ломается… Когда мы подошли к паровозу впервые, машинист Павел Некрасов — двухметровый человек с кочергой — сказал: «Добро пожаловать в ад!» В этом паровозе я провел практически год.

«Вор, укравший у нашей костюмерши утюг, принял меня за своего»

 — Во время съемок случались нестандартные ситуации?

 — И стреляли в нас, и паровозы сходили с рельсов. Самым «веселым» был последний кадр. Стоит огромный паровоз, куда набилось множество людей. И вдруг у него срывает тормоза, а на этом участке дороги уклон с поворотом. Представьте, почти стотонная махина начинает резать провода и двигаться… Для паровоза очень важно не только разогнаться, но и вовремя остановиться. Мы растерялись. Машинист этого паровоза Паша Некрасов каким-то образом что-то крутанул, и перед самым поворотом «монстр» остановился.

 — Роль Давида Гоцмана как-то повлияла на вашу жизнь?

 — Целый год пока снимали «Ликвидацию», я жил в Одессе. Только два раза выезжал в Москву на один день. Моя задача была раствориться в Одессе, где-то в районе Молдаванки, чтобы меня не отличали от других людей.

Помню забавный случай, произошедший еще до съемок. Ранним утром приехал на Молдаванку. Подтягиваются вагончики наши — одежда, грим, костюмы. Вдруг подбегает костюмер: «Украли!» — «Что украли?» — «Утюг!» Я, уже облаченный в пиджачок Гоцмана, пошел посмотреть, откуда украли. Подхожу к вагончику — доска гладильная стоит, а утюга нет. Говорю костюмерше: «Не переживай. Сейчас что-нибудь откроется, купим». Вдруг вижу, какой-то мужичок заходит прямо в вагончик и вытаскивает гладильную доску. Я ему: «Эй, мужик, что делаешь?». А он отвечает: «Да я взял утюг, а тут и доска еще есть!» Он меня принял за своего и практически предложил помочь. В этот момент я понял, что растворился в Одессе.

 — Одесские правоохранители вручили вам «Знак Почета» за роль Гоцмана. Награду будете носить?

 — Я спрячу ее. В то место, где когда-нибудь будут лежать деньги. Если злодеи откроют тайник, то испугаются (смеется). Кстати, это очень красивый знак. Мой персонаж не вызывает негативных эмоций ни у сотрудников милиции, ни у тех, кто стоит по другую сторону. Вот такой человек с повышенным чувством справедливости (хотя мы все понимаем, что ее нет на земле), наверное, очень востребован. Был бы… И в этом смысле я рад, что одесская милиция первой поставила памятник Гоцману, а значит, всем милиционерам, служившим в те сложные годы.

 — Вы попробовали себя также в качестве режиссера и сценариста…

 — Профессия актера занимает все мое естество. В режиссуре выступал как любитель. Это такая личная инициатива, воплощенная в фильмы «Сирота казанская» и «Папа», на свой страх и риск. Пока хочется продолжать работать артистом с хорошими режиссерами.

 — А театр?

 — Очень тяжело совмещать его с кино. Профессия киноактера позволяет добраться до себя или до чего-то в себе. В кино мы видим людей не так, как в жизни. Подходим совсем близко. Увидеть начало проявления инстинктов — удивительная вещь. Когда этим занимаешься осознанно, не на секунду, а погружаешься полностью, происходит нечто невероятное. Поэтому очень люблю свою профессию, и мне кажется, что только-только начинаю чувствовать, как работают эти «механизмы».

В ближайшее время хочу записать вместе со своим учителем Олегом Табаковым и друзьями-актерами большой, часов на пятнадцать, аудиоучебник «Работа актера над собой в творческом процессе перевоплощения по Константину Станиславскому», где роль Станиславского сыграет Табаков. Еще раз пройти этот этап обучения. Он обязателен для всех артистов, студентов и, возможно, будет интересен и другим людям.

«В отличие от Одессы, я никогда не смогу раствориться в Америке»

 — Не боитесь, что при глубоком погружении судьба персонажа будет проецироваться на вас?

 — Актерство, наверное, единственная профессия, которая не дает гарантий на продолжение твоей жизни. Ты можешь быть активным, действовать, а потом раз… Любовь и ненависть по этой улице ходят рядом. Как сказал великий Марлон Брандо: «Артист — человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем». Я готов к любым поворотам судьбы.

 — Владимир, вы снимаетесь и в Голливуде.

 — В отличие от Одессы, я никогда не смогу раствориться в Америке. Не потому, что не могу, а потому, что не хочу. Язык и национальность сильно влияют на внешнее приспособление. Трудно себе представить блистательного американского киноактера, который успешно может что-то сыграть по Чехову. Если когда-нибудь там понадобится человек из нашего пространства, буду полезен им больше как россиянин, нежели стану изображать американца. Ведь у меня таких навыков нет.

У меня другой взгляд, интонация. Например, снимался в фильме Сергея Бодрова «Давай сделаем это по-быстрому». С нами, актерами, в том числе канадскими, австралийскими, работал учитель, который исправляет акцент. Как-то ко мне подошел продюсер: «Володя, ты можешь все-таки чуть-чуть с акцентом говорить? Ты же русского играешь. Нам так хотелось бы слышать эту интонацию». В Голливуде очень ценят принадлежность человека к какому-то месту. Обратите внимание — в Америке почти всех злодеев играют англичане. Если в фильме простачок — это австралиец, если робот — немец. В этом смысле Америка очень тяжело воспринимает Россию. Для Штатов Россия непонятная. Я однажды там услышал: «Когда русский молчит, мы не понимаем, о чем он думает». Мне так понравилось!

 — Поддерживаете ли отношения с кем-то из голливудских звезд?

 — Отношений не поддерживаю, но со многими знаком: Леонардо Ди Каприо, Сталлоне, Джордж Клуни, Том Круз. Это каста избранных. Нужно доказать, что у тебя есть талант, работоспособность, может быть, везение. Человек должен проглотить атом солнца! Люди часто мечтают увидеть Бога. Но надо сначала что-то сделать, а потом Он, возможно, и появится. А может, и нет.

 — Правда ли, что вы общаетесь с Борисом Березовским?

 — Скажем так, я его знаю. Надо было познакомиться с прототипом своего героя в фильме «Олигарх». Очень интересный человек. Вы даже не представляете, какова в нем степень харизмы и увлеченности. И доктор наук он не липовый, как принято думать, а настоящий. Посмотрите, на каком поле он играет. Крупный бизнес — всегда политика. Поэтому в других странах так боятся сращивания бизнеса с политикой. Эти люди начинают на нее влиять очень сильно.

933

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров