Лариса Лужина: «Когда Володя Высоцкий посвятил мне песню «Она была в Париже», я обиделась. Казалось, он выставил меня легкомысленной дурочкой»
Лариса Лужина стала известна, снявшись в фильме «На семи ветрах». На счету актрисы более 60 картин (»Вертикаль», «Большая руда», «Тайны дворцовых переворотов»). Лариса Анатольевна не отказывается от работы, поскольку без нее не мыслит своей жизни. Сейчас Лужиной 71 год, но она занята сразу в трех проектах. Один из них сериал «Маруся», который снимает телеканал «Украина». Пригород Ирпеня, где разворачиваются события, снимали в Геленджике, а Якутию — в морозной заснеженной Москве. Прямо в съемочном павильоне «ФАКТЫ» и встретились с актрисой.
«У папы, который умер в блокаду от голода, нашли под подушкой несколько сухариков, спрятанных для меня»
— Ой, что-то сердце меня сегодня прихватывает, — пожаловалась Лариса Анатольевна, усаживаясь в мягкое кресло в своей гримерке и попивая кофе из пластикового стаканчика.
- Что же вы себя не жалеете, снимаетесь в нескольких проектах сразу?
— Без работы я просто умерла бы. Для полного счастья не хватает только здоровья. В январе и феврале у меня нет ни одного выходного. Отказываться от работы не хочу. Во-первых, она мне нравится. Во-вторых, на мое место найдутся другие актрисы, а я тут же буду забыта. Возможно, больше и не позовут. Таковы реалии сегодняшнего кинобизнеса. Роли достаются с трудом, и я ими дорожу. Хотелось бы сняться в полном метре, но таких предложений пока нет, поэтому согласилась на сериалы. Не считаю, что это позорно, даже интересно.
- Неужели вам, народной артистке с богатой творческой биографией, приходится ходить на кастинги?
— Конечно. В сериале «Любовь как любовь», где мы сыграли с Сергеем Никоненко, на роли пробовались многие актеры. К примеру, Александр Михайлов не прошел кастинг. Сказали, что он слишком красив для деревенского мужика. Я нормально отношусь к этому, ведь современные кастинги — это советские пробы. Раньше мы никогда не возмущались и не стеснялись, понимали, это часть работы. Жаль только, что не сыграла роль княжны Марии в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», хотя меня рекомендовала Сергею Федоровичу Тамара Макарова. Я играла княжну в дипломном спектакле и считала, что все удалось. Но Бондарчук посмотрел пробы и твердо сказал: «Ну не вижу я тебя в этой роли». Марию сыграла Антонина Шуранова, а мне было очень обидно. Казалось, роль у меня в кармане. Я и все актерские приметы соблюдала — как дурочка, на сценарий садилась.
- Вы суеверный человек?
— Предпочитаю остановиться, если дорогу перебежала черная кошка. Не раз убеждалась, что левая ладонь чешется к деньгам. Вот сегодня утром зачесалась — зарплату выдали. А еще нельзя плевать через правое плечо, на нем ангел-хранитель сидит. У некоторых актеров реальная жизнь повторяет судьбу их героев. Например, в фильме «Большая руда» главную роль сыграл Евгений Урбанский. В картине его герой погибает в автокатастрофе: переворачивается на грузовике и ломает шейные позвонки. Урбанский погиб так же. Актеры предпочитают не играть тяжелобольных и не ложиться в гроб. Вот моя героиня в сериале «Маруся» — обеспеченная деловая женщина, но у нее больное сердце. И у меня сегодня сердце разбушевалось.
- Мистика!
— Да какая там мистика! Просто старая становлюсь. Но на всякий случай, по совету коллег, кладу под подушку бутылку со святой водой. Мало ли.
- Что сыграло в вашей карьере главную роль — судьба, случай или трудолюбие?
— Признаюсь, целеустремленной никогда не была, настырной тоже, но желание стать актрисой появилось еще в детстве. Первое мое выступление состоялось на мясокомбинате в Кузбасе, где во время эвакуации работала мама. На новогоднем утреннике я прочла стихотворение «Исповедь танкиста». Женщины в зале рыдали. Растроганная директор подняла меня на руки и унесла со сцены. В награду я получила обед с котлетой. Казалось, ничего вкуснее в жизни быть не может. Мы жили очень бедно, отец умер в блокаду в Ленинграде от ран и голода. Под подушкой у него нашли несколько сухариков, спрятанных для меня.
После войны мы с мамой оказались у родственников в Таллине. Помню, перед Новым годом мы шли по улице, и на снегу я увидела брошенные кем-то мандариновые корочки. Подобрала эти корки, чтобы никто не видел, положила их в карман и дома съела. Они были горькими, но такими вкусными. Запах их и сейчас помню, хотя цитрусовые не люблю. Значительно позже прочитала, что это свойственно людям с первой группой крови.
«Выходя на подиум, представляла себя артисткой»
- Соблюдаете диету по группе крови?
— Сейчас уже нет. Вообще плюнула на всякие диеты. Как только переходишь на нормальный режим питания, сразу набираешь в два раза больше. Правильно говорит великая балерина Майя Плисецкая, надо меньше жрать. Это самая лучшая диета.
- Вы жили в Таллине, но готовились поступать в московский вуз?
— Занималась в драмкружке и была уверена, что стану артисткой. Даже мысли не допускала, что провалюсь на экзамене. И когда это произошло, не пошла в другие вузы. Потеряла уверенность в себе, боялась аудитории, волновалась. Поэтому поставила на актерстве крест, вернулась в Таллин и пошла работать на фармацевтический завод, затем мама устроила меня на кондитерскую фабрику, где работала сама.
- До сих пор не любите зефир?
— Как только слышу это слово, в горле начинает першить. Мы же делали его вручную: выдавливали из кульков зефирную массу, сушили, посыпали пудрой и упаковывали в коробки. Может, так и осталась простой работницей, если бы не случай. Мне попалась газетка с объявлением о наборе манекенщиц в открывающийся в Таллине Дом моды. Имея рост 175 сантиметров, я вполне подходила. Полтора года дефилировала по подиуму, который стал для меня сценой. В отличие от других девочек, представляла себя артисткой, воображала зал, слышала аплодисменты и улыбалась, будто выходила на поклон. И мечта таки стала реальностью.
Я жила напротив павильона Таллинской киностудии, где снимали фильм «Незваные гости». Ассистентка режиссера Лейда Лайус увидела меня на улице и пригласила на эпизодическую роль. После съемок Лейда вернулась в Москву, где училась во ВГИКе, и рекомендовала меня Сергею Герасимову, который добирал себе на курс двух девочек. Но на билет до Москвы я не имела денег. В это же время меня вызвали на пробы в «Войну и мир». К счастью, «Мосфильм» оплачивал дорогу. И хотя пробы не прошла, Герасимов взял меня на свой курс.
- Могли бы устроить свою жизнь, работая моделью. На эффектную брюнетку мужчины наверняка обращали внимание.
— Об этом я не думала, молоденькая была. К тому же одно романтическое увлечение обернулось для меня трагедией. Мальчик, с которым встречалась, закончил мореходное училище и уехал в другой город. На прощание клялся в любви и подарил гитару. Как-то вечером раздался глухой удар, и в одночасье на гитаре лопнули все струны. На следующий день приехал друг любимого и сообщил, что мой Павел женится, а его будущая жена ждет ребенка. Рыдала я тогда.
- Роль в фильме «На семи ветрах» сделала вас популярной не только в Советском Союзе, но и открыла дорогу в Канны, в Париж.
— Будто вчера все было. Таллинский дом моделей одолжил мне несколько нарядных платьев. Хотя в первой поездке за границу оскандалилась. Моя карьера могла и закончиться. На приеме какой-то иностранец предложил станцевать с ним твист. Я хотела отказаться, но Сергей Герасимов подтолкнул: «Ты же актриса». Какой скандал меня ждал в Союзе. Министру культуры Фурцевой передали журнал «Пари матч» с фотографией, где я отплясываю буржуазный танец, и статьей: «Сладкая жизнь советской студентки». Министр запретила снимать меня. Герасимову долго пришлось уговаривать ее изменить свое мнение.
- За главную роль вы, наверное, получили солидный гонорар?
— Точную сумму уже не вспомню. За весь съемочный период набралось рублей 800. А первые свои деньги я заработала в седьмом классе. Одолжила у соседского мальчика велосипед и вместе с подружкой поехала в лес за ягодами. Велосипеды мы оставили в овраге, а сами пошли в лес. Когда вернулись, моего велосипеда не было, кто-то украл. Что делать? Надо отдавать деньги. А их нет. Пришлось идти работать. На летних каникулах мама подружки устроила нас уборщицами в депо. Работницы из нас были еще те, дурачились больше. Я даже руку сломала. Самым приятным в этой работе был обед. Мы пили сладкий чай из больших металлических чашек и ели бутерброды с черным хлебом, килькой и плавленым сырком. Через месяц работы велосипед нашелся, и зарплата в 40 рублей целиком оказалась моей. На радостях купила себе в комиссионном магазине темно-зеленое платье из тонкого кашемира.
- И в жизни, и на площадке вам доводилось общаться со многими известными людьми. С Владимиром Высоцким даже роман приписывали.
— С Володей вместе снимались в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль». Вечерами собирались, Володя пел песни, шутил. У нас сложились дружеские отношения. Я тогда не воспринимала ухаживания Высоцкого, к сожалению. А когда посвятил мне песню «Она была в Париже», и вовсе на него обиделась. Казалось, выставил меня легкомысленной дурочкой. После этого мы почти не общались.
(На фото) Лариса Лужина снималась вместе с Владимиром Высоцким в фильме об альпинистах «Вертикаль», который вышел на экраны в 1967 году
Жалею, что не записывала яркие эпизоды своей жизни. Так делала Нонна Мордюкова. Мы с ней жили рядом в Крылатском. Она говорила: «Засуну руку в свой мешок с бумажками, достану одну, прочту и по одной фразе вспоминаю все».
- Дружили с Мордюковой?
— В гости к ней ходила редко. У Нонны Викторовны был достаточно сложный характер.
- Если бы не сложилась актерская карьера, чем бы занимались?
— Могла стать хорошим поваром. Люблю готовить. И есть тоже, что самое обидное. Поэтому стараюсь, чтобы еда была не очень калорийной. Фирменным моим блюдом являются постные щи, их в народе называют пустые. Делаю с кислой капустой, добавляю чеснок, сахарку немножко. Именно такие любил Петр I. Их разливали в бутылки и ставили в погреб, чтоб холодными были. А подавали на опохмелку. С бывшим мужем пытались открыть ресторан, но у нас нет коммерческой жилки. Прогорели. Так что ничего, кроме актерства, у меня не получается. Видимо, это и есть мое призвание.
2989Читайте нас в Facebook