В музее «железного» Клима в Луганске хранится фасолевое зернышко, на двух половинках которого китайский мальчик из глухой деревушки умудрился написать письмо советскому маршалу
«Бронзовая статуэтка Будды, подаренная индийским премьер-министром Неру, исполняет все желания»
Живя и работая в Москве, Ворошилов тосковал по Донбассу. Генерал Петр Григоренко вспоминал о своей встрече с «пролетарским маршалом»: «Представляюсь, когда подошел мой черед. Климент Ефремович подает руку. Потом обнимает за талию, и мы идем рядом: «Григоренко? Українець? А мову свою не забув?» — «Як же можна забути мову, якою вчила нас усiх ненька говорити?» — «Вiрно! Свого забувати не треба! Я ж теж українець. Я не Ворошилов. То росiяни приробили менi те «в». А я Ворошило. У мене дiд ще живий, то його в селi кличуть дiд Ворошило». Еще одно подтверждение ностальгии маршала хранится в музее. И это, как ни странно, подарок от короля Бельгии.
— С этой картиной получилась удивительная история, — рассказывает хранительница фонда музея Елена Ерошкина (на фото). — Ее написал в Бельгии в начале прошлого века художник Полюс, увлекавшийся индустриальной темой. Что вам напоминает изображение на ней? (На картине — трубы доменных печей. — Авт. )
- Похоже на Алчевский меткомбинат
— Правильно! В 1956 году, осматривая залы Брюссельской международной выставки, Климент Ефремович остановился у одного из полотен. «Это напоминает мне завод ДЮМУ (нынешний Алчевский меткомбинат. — Авт. )», — признался он сопровождавшему его королю Бельгии. Тот немедленно распорядился снять картину и тут же прямо в зале вручил ее в подарок высокому гостю. Вот такая мистика.
Кстати, на этом мистика не заканчивается. В коллекции есть статуэтка — бронзовый Будда, которую подарил маршалу индийский премьер-министр Неру.
- Это, пожалуй, наш самый удивительный экспонат, — с гордостью говорит Елена Ерошкина. — Когда в 1990 году в Москве заново переименовали Ворошиловский район и закрыли музей Клима в местном доме пионеров, невестка Климента Ефремовича Надежда Ивановна попросила меня забрать Будду в Луганск. О том, что это бронзовое изваяние наделено необычными свойствами, мы узнали случайно.
Как-то божество выставили на всеобщее обозрение. В один из дней в музей пожаловала иностранная делегация. Среди гостей был буддийский монах. Увидев подарок Неру, он, не обращая ни на кого внимания, разулся, опустился на пол и начал то ли медитировать, то ли молиться.
— Экстрасенсы говорят, что у этой статуэтки аура ярко-оранжевого цвета, — продолжает хранительница. — Это значит, что у нее очень мощная, живая энергетика. А еще наш Будда исполняет желания. Надо лишь прикоснуться к нему и попросить. Но просьба должна быть конкретной. К примеру, не просто сказать «хочу здоровья», а «пусть у меня больше не болит, например, сердце».
По словам сотрудников музея, Будда, как всякое божество, разумеется, любит приношения. И его не забывают баловать конфетками и сладостями.
«Если вы снова попадете в нашу страну, вам стоит только показать эти часы — и для вас в любое время будут открыты все двери к сердцу Турции»
— В общей сложности в нашем музее чуть больше 36 тысяч предметов, некогда принадлежащих Клименту Ворошилову, — уточняет Елена Ерошкина. — Это самая богатая в СНГ коллекция, посвященная одной исторической личности. Все, что вы видите, в дар нашему музею безвозмездно передано семьей Ворошиловых.
Большинство предметов — вещи, которыми Климента Ефремовича одаривали короли и диктаторы, президенты, иностранные дипломаты, соратники по партии и простые люди. Часть подарков имеет колоссальную материальную ценность, а некоторые ценны как историческое наследие. С какой точки зрения определить ценность, например, золотых часов в форме звезды, выпущенных в 1950 году ленинградским заводом всего в пяти экземплярах в подарок для первых маршалов СССР?
К слову, часы-звезда далеко не единственные, которые были у «железного» Клима. Еще в 1933 году первый президент Турции Кемаль Ататюрк подарил Ворошилову свои золотые карманные часы, на которых дал указание выгравировать вензель «КВ» — Климент Ворошилов. Вручая их маршалу, президент Турции сказал: «Если вы еще раз попадете в нашу страну, вам стоит только показать эти часы, как для вас в любой час дня и ночи будут открыты все двери к сердцу Турции».
Украшенный тончайшей резьбой слоновий бивень — подарок лидера коммунистического Вьетнама Хошимина. Изваянная из цельного куска мрамора миниатюрная копия Тадж-Махала — дар Джавахарлала Неру. Серебряная копия буддийского храма — презент Ворошилову от жителей Мадраса. Портсигар — от югославского маршала Тито. Есть в музее табурет, сделанный из ноги носорога, великолепная коллекция национальных костюмов из Средней Азии, серебряных сервизов, дорогих ковров и многое-многое другое. Из именного чайного сервиза «КВ» (Клим Ворошилов) попивали чай Сталин, Берия и маршал Георгий Жуков.
— В 1957 году Ворошилов получил в подарок от председателя Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна шерстяной гобелен с собственным портретом и уникальную тарелку, — рассказывает Елена Николаевна. — Казалось бы, что интересного и необычного может быть в простой тарелке? Все дело в технологии — для изготовления такой посуды берется еще теплая свиная кровь, смешивается с глиной, затем лепится форма, которую покрывают конским волосом и шелком. Все это сверху покрывается лаком, основной ингредиент которого — золото. Такая тарелка не бьется. Кстати, в Украине подобной вещицы нет ни в одном музее.
Пожалуй, один из самых интересных экспонатов — фасолевое зернышко, на двух половинках которого китайский мальчишка из глухой деревушки умудрился написать письмо маршалу Советского Союза.
На массивном рабочем столе, доставленном в Луганск из кремлевского кабинета Ворошилова, который он занимал, будучи председателем Президиума Верховного Совета СССР, стоит обычный с виду телефон. На нем табличка: «Подарок короля Непала».
- Неужели телефон сделан из слоновой кости? — спрашиваю у Елены Николаевны.
— Ошибаетесь, самый обычный — пластмассовый, — снисходительно улыбается она. — Однако в 1950-х годах, когда большинство телефонных аппаратов были эбонитовыми, пластмассовый телефон считался очень ценным подарком. Поистине королевским! К слову, телефон до сих пор в рабочем состоянии, хоть сейчас подключай к линии и звони.
«Пребывая на вершине власти, Ворошилов чрезвычайно бережливо относился к одежде»
Особое место в экспозиции занимают личные вещи Климента Ефремовича. Они же больше всего дороги сердцу хранительницы.
— Вот снимок из семейного альбома. В лодке, обняв мальчика, сидит пожилой человек с усталым грустным лицом. Это сам Ворошилов со старшим внуком, названным в его честь Климом. Таким маршала видели только близкие. Или вот эти старые варежки, не раз заштопанные женой Еленой Давыдовной, в которых он хозяйничал во дворе. Пребывая на вершине власти, этот человек не любил пускать пыль в глаза и к одежде относился чрезвычайно бережливо.
Елена Николаевна, не раз бывавшая в доме Ворошиловых в Москве, вспоминает, что среди роскошных подарков, на отдельной почетной полке у Ворошилова лежали: шахтерская каска, шахтерская коногонка, кусок угля и миниатюрная копия памятника героям-молодогвардейцам. Все это маршалу подарили земляки из Донбасса.
Удивительно, но Климент Ворошилов — дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, маршал, в 1925-1940 годах — нарком по военным и морским делам, нарком обороны СССР, а в 1953-1960 годах так и вовсе номинальный глава советского государства (Председатель Президиума Верховного Совета СССР) — был, по сути, почти неграмотным. Естественно, в советские времена об этом мало кто знал, но сам Ворошилов свои «университеты» изложил в автобиографии: «Рос я неграмотным, и это весьма сокрушало мою мать, поставившую целью своей жизни сделать меня настолько образованным, чтобы я мог так же читать Псалтырь и часослов, как и ее отец (мой дед). К несчастью, в местах, где мы жили, не было школ. В 1893 году (когда Климу уже исполнилось 12 лет. — Авт. ) в селе Васильевка открылась земская школа, куда я был принят. Учился две зимы и успешно окончил весь «курс наук». За два года сменилось три учителя Я начал понемногу читать классиков и книжки по естественно-научным вопросам. В 1896 году поступил на завод (ДЮМО) при станции Алчевская. Работая на заводе, я не переставал читать».
Любовь к чтению Ворошилов сохранил на всю жизнь. Об этом свидетельствует прекрасная личная библиотека, собранная маршалом. В музее собраны 12 тысяч 370 томов. На полях одной из книг «Об артиллерии и искусстве фортификаций» — пометки и комментарии, сделанные еще рукой Петра Первого.
752Читайте нас в Facebook