«У Павла Поповича была легкая рука: чарку нальет — голова не болит, на рыбалке ни у кого не клюет — у него полный садок рыбы…»
Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Павел Попович был четвертым советским космонавтом, участником первого в мире группового полета космических кораблей, первым космонавтом-украинцем и… первым космонавтом, который запел в космосе. К сожалению, 30 сентября 2009 года, за несколько дней до своего 79-летия, этот жизнерадостный, молодой душой, полный сил и энергии человек скоропостижно скончался от обширного инсульта.
В День авиации и космонавтики на здании Международной ассоциации ветеранов физкультуры и спорта (МАФИС) в Киеве по улице Владимирской, 65 в память о выдающемся украинце была торжественно открыта мемориальная доска.
«Павел Романович очень помог Юрию Гагарину»
*Мемориальная доска в честь Павла Поповича в Киеве
- В свое время Павел Романович самым первым прибыл в отряд космонавтов, — рассказал на церемонии открытия мемориальной доски в Киеве летчик-космонавт, Герой России, уроженец Харьковской области Юрий Онуфриенко. — Капитан Попович служил ближе к Москве, чем другие кандидаты в космонавты, на подмосковном аэродроме Кубинка. Веселый, умеющий контактировать с людьми, он был старше и опытнее многих слушателей-космонавтов. Его избрали секретарем партийной организации отряда. Перед полетом первого в мире космонавта Юрия Гагарина Попович ночевал с ним в одной комнате, и они допоздна говорили о сокровенном.
Благодаря психологической поддержке старшего товарища Юрий Гагарин практически не волновался. Во время полета возникли проблемы: при выходе на орбиту вовремя не выключились двигатели третьей ступени, и вместо расчетной высоты 180 километров корабль «Восток» оказался на высоте около 300 километров. Он мог или вовсе не вернуться на Землю, или вернуться значительно позже, когда запасы воздуха, питания и энергоресурсов кончатся. Гагарин знал, что в таком случае ему грозит гибель. Чтобы он не упал духом, с ним на связи постоянно был Попович, всегда умевший поддержать, подбодрить добрым словом, шуткой, а иногда и незлым крепким словцом.
Будучи депутатом Верховного Совета Украины, Павел Романович очень много помогал жителям Белоцерковского, Сквирского и других районов родной Киевской области.
Более 20 лет Попович каждую весну приезжал в Белую Церковь на международный боксерский турнир его имени. Участниками этого юношеского турнира в свое время были братья Кличко, другие будущие знаменитости.
Потом космонавт навещал могилы родителей в Узине, общался с земляками…
«В космонавты я пошел потому, что у меня была профессия столяра-краснодеревщика»
- С Поповичем и работалось, и отдыхалось приятно, — продолжает рассказ Юрий Онуфриенко. - Павел Романович был заядлым рыбаком. Владел всеми премудростями этого дела. Помню, выезжали компанией на рыбалку. Попович чарку нальет — ни у кого голова не болит. Но ни у кого и не клюет. А у Поповича — уже полный садок рыбы! Видя, что друзьям не до смеха, сам каждому насадил на крючок мотыля, прижал большим пальцем. Заклевало у всех!
И за что бы ни брался этот добрый, неунывающий человек, все у него получалось!
На церемонии открытия мемориальной доски в Киеве выступали первый Герой Украины, заслуженный летчик-испытатель Александр Галуненко, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы по гребле Юрий Стеценко, советник-посланник посольства России в Украине Всеволод Лоскутов, земляки Павла Поповича из Узина. Все они едины во мнении, что космонавт Ь 4 заслуживает памятника, который, хочется надеяться, в недалеком будущем появится в столице Украины.
*Летчик-космонавт, Герой России Юрий Онуфриенко делился воспоминаниями о встречах с Павлом Поповичем на чистом украинском языке: «Павло Романович був громадянином Росiйської Федерацiї, але душа його завжди належала Українi…»
А пока еще одна мемориальная доска в честь Павла Поповича в День космонавтики была открыта в Белой Церкви — на здании профтехучилища № 5, где будущий космонавт овладевал профессией столяра-краснодеревщика. Павел Романович рассказывал «ФАКТАМ», что в космонавты пошел благодаря тому, что у него была гражданская специальность. «Здоровье летчиков — кандидатов в космонавты медики проверяли настолько придирчиво, что некоторых вообще списывали из армии, - вспоминал Павел Попович. — Поэтому многие просто боялись предлагать свои кандидатуры: мол, что будем делать на гражданке, если уволят? А у меня была профессия, без куска хлеба не остался бы…»
Читайте нас в Facebook