Вдова Владислава Листьева Альбина Назимова: «Влад мечтал, что, выйдя на пенсию, создаст спортивный канал»
Владислав Листьев не дожил и до сорока. Блестящая карьера телеведущего началась с популярнейшей во времена перестройки передачи «Взгляд». Созданные им программы «Тема», «Час пик» и «Поле чудес» приковывали к экранам внимание миллионов телезрителей. До этого ничего подобного в СССР не видели!
А первого марта 1995 года выстрелом в голову Владислава Листьева убили в подъезде своего дома на Новокузнецкой улице в Москве. Большая сумма денег, бывшая при нем, осталась нетронутой. Громкое убийство, предположительно связанное с профессиональной деятельностью журналиста и гендиректора ОРТ (этот пост Листьев занимал около месяца), взбудоражило всю страну. Телеканалы отменили трансляцию передач, в эфир выходили только новости. Вместо экранной заставки — портрет тележурналиста. Тысячи людей несли цветы к дому, в подъезде которого застрелили Листьева. На встречу с журналистами в Останкино приехал президент России Борис Ельцин.
Увы, убийц так и не нашли…
В прошлом году Первый канал и Российская академия телевидения учредили премию имени Влада Листьева, которую предполагается вручать за заслуги в развитии российского телевидения. Ее первым лауреатом стал известный журналист и телеведущий Леонид Парфенов.
О том, каким человеком был Владислав Листьев, «ФАКТАМ» рассказала вдова журналиста — известный дизайнер интерьеров Альбина Назимова.
«На день рождения я дарила Владу часы и ручки. Он их не коллекционировал, но любил, словно ребенок игрушки»
— Альбина, в нынешнем мае Владиславу Листьеву исполнилось бы 55 лет. А как обычно он отмечал свой день рождения?
— Как правило, день рождения Влада заставал нас в разных городах. Последний раз мы отмечали его в Германии, куда ездили по делам. Посидели в ресторанчике с нашими знакомыми. Муж не относился к своему дню рождения как к какому-то важному событию. Никогда пышно не отмечал юбилеи.
— Он ведь совсем чуть-чуть не дожил до собственного сорокалетия, праздновать которое суеверные люди не рекомендуют…
— Влад не был суеверным. Он как раз собирался отмечать, думал собрать друзей…
— Что вы ему обычно дарили?
— Часы и ручки. Он их не коллекционировал, но любил, словно ребенок игрушки.
— А чем вас одаривал на праздники?
— Всегда приносил много цветов, покупал антикварные вещички, которые мне нравились.
— Как вы познакомились?
— Влада привела ко мне в реставрационную мастерскую моя подруга. Он с любопытством рассматривал работы реставратора. Так завязалось наше знакомство.
— Он был большим эстетом?
— Когда познакомились — нет. Но со временем стал им. Он был человеком, который очень быстро осваивается в любых обстоятельствах. Влад часто ездил со мной в командировки по музеям — ему это казалось интересным. Помню, как-то я собиралась по работе в Эрмитаж, и он решил присоединиться. Я говорю: «Как тебя пустят в фонды? Ты же не сотрудник музея». А Влад: «Скажу, что я мальчик, который таскает картины». Приехали в музей, я сообщаю: «Со мной «мальчик», он будет носить картины». И Влад действительно помогал (улыбается).
— Говорят, что успеху на телевидении Владислав во многом был обязан вам — якобы вы вывели его из запоя.
— Он пил, не очень-то задумываясь, вредит ли это здоровью, работе. В те годы застолья были своеобразной формой отношений в обществе. Но я на дух не переношу спиртное, подобно собакам, кусающим пьяных, независимо от того, хорошие это люди или плохие. Отказ от алкоголя стал для Влада естественным продолжением жизни со мной.
«Мы не копили и не экономили. Жили, как придется»
— Читала, что пить Листьев стал после смерти шестилетнего сынишки, который родился в предыдущем браке (у Владислава Листьева было три брака. — Авт.) абсолютно здоровым, но, переболев гриппом, потерял слух и зрение, а потом умер.
— Как вы понимаете, трагедии в семье никому не прибавляют душевного равновесия.
— В жизни Владислава, насколько известно, эта беда оказалась не единственной. Его отец покончил жизнь самоубийством… Рассказывали, что мама много пила и в пик популярности телеведущего работала уборщицей на одной из станций московского метро, а он этого очень стыдился.
— Насчет отца — правда. Он ушел из жизни в день, когда Владислав поступил в вуз. Причины не знаю. Для Влада его смерть стала страшной потерей. Он очень любил отца, часто вспоминал о нем. Насчет матери… я не готова комментировать домыслы и глупости, появляющиеся в прессе. Понимаете, есть родственники, которые недолюбливают друг друга, есть обстоятельства, которые вынуждают людей говорить нечто такое, о чем, я надеюсь, они потом жалеют. Мать Влада погибла уже после его смерти. Она переходила многополосное шоссе, и ее сбила машина.
— Хоть однажды муж плакал при вас?
— Не знаю, что вам ответить (продолжительная пауза). Он многое держал в себе.
— Правда, что, будучи уже известным человеком, Листьев не мог позволить себе купить квартиру?
— Да, не мог. Какая связь между узнаваемостью и материальной обеспеченностью? В момент нашего знакомства я зарабатывала гораздо больше. Собственная двухкомнатная квартира появилась у нас спустя четыре года совместной жизни. А до того жили то у моих родителей, то в гостиницах. Когда удалось купить жилье, очень радовались, с вдохновением начали делать ремонт. Тогда я еще не занималась дизайном интерьеров, оформление нашей квартиры — моя первая работа. Все отделали в белых тонах. А мебель, которая у нас тогда была, и сейчас стоит в моей квартире. О Владе напоминает многое, в частности книги. Он очень много читал, отдавал этому практически все свободное время.
— Владислав предъявлял особые требования к бытовым условиям?
— У нас быта… не было. Мы его просто не замечали. Никогда особо не задумывались об этом.
— А кто ходил в магазины за продуктами? Домработница вам помогала?
— Всем занимались сами. Делать покупки после периода тотального дефицита было удовольствием.
— На что, кроме квартиры, вы копили и на чем экономили?
— Не копили и не экономили. Жили, как придется. Перед людьми, способными копить и экономить, я снимаю шляпу.
— Можно сказать, что Владислав Листьев — один из первых миллионеров времен перестройки? Он ведь, насколько известно, являлся совладельцем пакета акций ОРТ…
— Миллионером? О чем вы говорите?! До этого мы не дошли. Мы имели только квартиру и две машины. Все деньги, которые Влад получил от реализации первого проекта, он вложил во второй, потом — в следующий. Никогда не изымал средства из оборота компании.
— Где и как вы отдыхали?
— Времени на регулярный отдых не хватало. Мы постоянно работали. Последний наш совместный отпуск провели в Италии, отдохнули на острове Капри. Запомнилась и поездка во Францию. Там мы много всего посмотрели. Сложно вспоминать об этом периоде.
— Владислав был гурманом?
— Он очень любил пельмени и мороженое.
— Слава стала для вашего мужа удовольствием или бременем?
— Ни тем, ни другим, просто — частью жизни.
— Наверняка у него появилось невероятное количество поклонниц. Вы ревновали мужа?
— Когда вы ездите на машине, то понимаете, что дышите выхлопными газами. Иначе надо ходить пешком. У каждой палки есть два конца. Убеждена, что в отношениях двух людей не может быть виноват третий.
— Вас упрекали, что буквально через три года после смерти Владислава Листьева вы вышли замуж за его товарища и коллегу, известного телепродюсера Андрея Разбаша.
— Наши отношения завязались уже после того, как Влада не стало. Я начала работать с Андреем в качестве арт-директора в телекомпании «ВиД» (с 1993 по 1995 годы ее президентом был Владислав Листьев. — Авт.).
«Влад увлекался теннисом. Два-три раза в неделю обязательно выходил на корт»
— Удивительно, что Владислав Листьев не пользовался услугами личного водителя, даже когда занимал высокий пост гендиректора ОРТ.
— Он так любил водить машину, что не могло быть и речи о том, чтобы за руль сел кто-то другой. Влад обожал не скорость, а само движение.
— Автомобили часто менял?
— За всю жизнь их у него было два. Первый — «Вольво», потом — «Мазда».
— Телохранителей не нанимал?
— Нет. Мы часто вдвоем гуляли по городу.
— Помню, с каким удовольствием смотрела выпуски «Поля чудес» с Владиславом Листьевым. А в его жизни чудеса случались?
— Есть люди, которые воспринимают собственную жизнь и работу как чудо. Влад относился именно к таким людям. Он был счастливым человеком. Умел получать удовольствие от всего: от работы, общения с друзьями, вкусной еды, хорошей книги, от того, что на улице светит солнце. Профессию свою обожал, все время думал о работе.
— Он был азартным человеком?
— Когда-то в юности он сильно проигрался в карты. С тех пор никогда не играл в азартные игры.
— А чем увлекался?
— Теннисом. Два-три раза в неделю обязательно выходил на корт. Он с детства занимался спортом — легкой атлетикой, — и даже мечтал связать с ним свою профессию, но полученная в юности травма изменила планы. Решил стать журналистом. Поступил на журфак с первой попытки. Он ведь еще в школьные годы писал заметки в газеты. К слову, мечтал, что, выйдя на пенсию, создаст спортивный канал и будет делать программы о спорте.
— С кем из известных людей дружил?
— С Леней Ярмольником. Часто у него гостили. В отличие от Лени мы тогда еще не имели своей квартиры. Жена Ярмольника великолепно готовила. Иногда собирались большими компаниями, отмечали Новый год, другие праздники. Приходили Юра Николаев, Виталий Яковлевич Вульф. В компании нередко разыгрывали друг друга. Влад был очень веселым человеком.
— Он часто говорил о смерти?
— Иногда размышлял о бренности славы, которая после смерти человека уже никому не нужна.
— Накануне трагедии у вас или у Владислава были какие- то предчувствия?
— Нет. Я не верю в мистику. Не особенно верил и Влад.
— Ему угрожали?
— Никогда.
— Убийц не нашли, а теперь уже и искать перестали…
— Да, дело закрыто по истечении срока давности.
— По одной из версий, причиной заказного убийства Владислава Листьева могло стать его намерение ввести на телевидении мораторий на рекламу. Это затрагивало бизнес-интересы многих влиятельных лиц.
— Мораторий не означает отмену, это временный отказ (от рекламы. — Авт.). А вообще существует несколько версий, объясняющих возможные причины убийства. Но говорить об этом сейчас уже нет смысла. Безусловно, Влада убили из-за его профессиональной деятельности.
— После гибели мужа вы опасались за свою жизнь?
— Чего бояться? Я ведь была здесь ни при чем.
— Как выходили из депрессии?
— Работала.
— В браке с Листьевым у вас не было детей. Сейчас подрастает ваш с Андреем Разбашем сынишка. Общается ли он с дочерью и сыном Владислава Листьева от первого и второго брака?
— Нет. Слишком велика разница в возрасте. Они уже взрослые люди, а моему Ивану всего шесть лет.
— О чем думаете на могиле Владислава Листьева?
— Я никогда не рассчитывала, что убийцу найдут и накажут. Увы, так и получилось…
17063Читайте нас в Facebook