«Отстраивать бункер Гитлера и ограждать территорию колючей проволокой никто не собирается»
Прежде чем объявить о создании музея на территории бывшей ставки Гитлера, винницкие власти провели общественные слушания. Идею туристического объекта одобрили не все. Некоторые винничане считают, что не стоит окультуривать «волчье логово», да еще и зарабатывать на этом деньги. Дескать, это еще больше привлечет молодчиков-неонацистов, в последние годы съезжающихся сюда в день рождения фюрера. Но устроители мемориала успокаивают: почитателей Гитлера на пушечный выстрел к «Вервольфу» не подпустят. Правда, стихийные экскурсии по территории ставки проходили и раньше. Вот только в рассказах гидов-любителей было много вымысла, теперь же все будет иначе…
По официальной версии вермахта, в лесу под Винницей возводили санаторий для немецких солдат и офицеров
Винницкая полевая ставка Гитлера «Вервольф» (в переводе с немецкого — оборотень.- Авт.) — уменьшенная копия его центральной штаб-квартиры «Вольфшанце», находившейся в Восточной Пруссии. Место для «волчьего логова» — в черте поселка Стрижавка — фюреру подсказали маги и астрологи, отметившие также отличное сухопутное, железнодорожное и воздушное сообщение с задуманным объектом. Строили ставку с осени 1941-го до апреля 1942-го. Тысячи военнопленных и местных жителей погибли, возводя сверхсекретный объект и обслуживая его. Как утверждают исследователи, фашисты планировали создать зону, свободную от местного населения, заселив ее этническими немцами…
*Громадные каменные глыбы, оставшиеся в лесу под Винницей, напоминают о «волчьем логове»
— На гранитной стеле памятника, установленного на месте захоронения военнопленных, выгравировано число — 14 тысяч погибших, — рассказывает директор Винницкого областного краеведческого музея Екатерина Высоцкая. — Однако, скорее всего, число жертв значительно большее… Возводившие ставку украинцы и русские, чехи и поляки умирали, не выдерживая изнурительного труда, голода, болезней. Многих фашисты куда-то увозили, и судьба их неизвестна.
По одной из версий, военнопленные строили все подземные и наземные сооружения ставки, по другой — были задействованы лишь на тяжелых работах: выкапывании котлованов, добывании гранита в карьере… Помимо пленных, сюда свезли инженеров-фортификаторов со всей Европы. Только немецких специалистов привезли около тысячи, еще полторы тысячи — других национальностей. Электриков, монтажников, теплотехников, геологов отбирали в концлагерях. Из Италии доставили метростроевцев, из Чехии — мостостроителей, из Польши — плотников. Кстати, всех специалистов, задействованных в строительстве, когда оно закончилось, уничтожили. Так командование вермахта позаботилось о том, чтобы не допустить утечки информации о секретном объекте. По официальной версии, здесь возводился… санаторий для солдат и офицеров-фронтовиков, о чем гласили указатели на дорогах.
Секретный лесной объект насчитывал более 80 наземных сооружений. В центральной его части находился бункер Гитлера с бомбоубежищем, общий бункер, домики службы безопасности, генералов, командующих вооруженными силами, их персональных адъютантов и секретарш, а еще плавательный бассейн, казино и узел связи. Под землей располагалась основная часть объекта — семиэтажное строение, все помещения которого были оснащены системами кондиционирования и автономным энергоснабжением. Питьевую воду обеспечивали две 120-метровые артезианские скважины.
Для соблюдения строжайшего охранного режима ставки близлежащие деревни были выселены. В радиусе пяти километров построили огромное количество наблюдательных постов, укрытий, дзотов, непосредственную охрану ставки осуществляла специальная часть дивизии СС «Адольф Гитлер». К тому же в Виннице группировались внушительные силы гестапо, полиции, службы безопасности и разведки. Тщательное наблюдение за ставкой и ее охрана велись также с воздуха: в двадцати километрах от объекта, на аэродроме в Калиновке, базировалось два полка самолетов-истребителей.
В послевоенные годы появились гипотезы — об оставленных на объекте сокровищах
По свидетельству исследователей ставки, Гитлер провел в ней почти четыре месяца, с перерывами. Впервые он прибыл сюда 16 июля 1942 года, когда немцы как раз начали наступление на Сталинград и Кавказ. Восторгался местной природой во время прогулок на катере по Южному Бугу. В следующий раз он посетил «Вервольф» в феврале-марте 1943-го, и именно здесь было принято решение о проведении операции «Цитадель» на Курской дуге…
В марте 1944 года, отступая, немцы подорвали ставку. Вскоре специальная комиссия НКВД по личному приказу Сталина исследовала руины и подземелья и пришла к выводу, что никаких ценностей и документов там нет. Тем не менее в послевоенные годы то и дело возникали самые разнообразные гипотезы — об оставленных на объекте сокровищах, об опасном оружии… Вопрос о целесообразности исследования «Вервольфа» даже задавали легендарной Ванге. Ясновидящая ответила кратко: делать этого не стоит. Тут же заговорили об угрозе страшных болезней, «законсервированных» в подземельях ставки. Правда и вымысел переплелись воедино…
Глава Винницкой областной администрации Николай Джига распорядился о создании на скорбном месте историко- мемориального комплекса памяти жертв фашизма. Открыть его планируют к 22 июня. Комплекс получит статус филиала Винницкого областного краеведческого музея.
*На сверхсекретном объекте Гитлер провел почти четыре месяца. Именно здесь принималось решение об операции «Цитадель» на Курской дуге
— Невозможно вычеркнуть «Вервольф» из нашей истории или сделать вид, что его вообще не было, — поясняет принятое решение заместитель начальника управления культуры и туризма Винницкой обладминистрации Сергей Гарбулинский. — И разрушенный, он является памятником истории. Интерес к этому объекту и наших соотечественников, и туристов из зарубежья не ослабевает. До сих пор стихийные экскурсии на территорию ставки проводились гидами-любителями, которые сообщали людям не только достоверные сведения. А ведь предлагаемая общественности информация всегда должна основываться на проверенных исторических источниках…
Создание музея на территории ставки не предполагает реконструкции бункера Гитлера или ограждения объекта колючей проволокой, как это было, когда здесь хозяйничали фашисты. Получившая музейный статус территория будет передана краеведческому музею в долгосрочную аренду. Очистим все от мусора, оградим, проведем освещение, проложим аллеи по туристическому маршруту, установим информационный стенд с картой «Вервольфа». Восстановительных работ не предусмотрено. И в Освенциме, и в Бухенвальде (печально известные фашистские концентрационные лагеря в Польше и Германии. — Авт.) тоже все оставили так, как было в войну…
Экскурсионный маршрут будет начинаться на территории ставки и заканчиваться у памятника погибшим военнопленным, возведенного по другую сторону трассы Винница-Житомир. В небольшом музейном павильоне из легких архитектурных конструкций туристы смогут увидеть кадры кинохроники военных и послевоенных лет — об истории создания ставки Гитлера, об оккупационном режиме и партизанской борьбе с захватчиками, о Победе и Нюрнбергском процессе…
«Во время Великой Отечественной один находчивый паренек сбрасывал немецкие мотоциклы в реку. А после победы начал доставать и ремонтировать»
Пока на территории «волчьего логова» создается историко-мемориальный комплекс, совсем рядом, на прилегающей к ставке бывшей турбазе «Ласточка», уже действует выставка-музей истории Великой Отечественной войны. Богатую коллекцию военной техники и оружия собрала группа винницких коллекционеров-энтузиастов. Инициаторы создания мемориала предлагают перебазировать часть экспонатов в «Вервольф».
На выставочной площадке — «живые очевидцы» былых сражений: грузовичок ГАЗ-АА 1933 года выпуска, фронтовая полуторка ЗИЗ-5, собранная во время войны на Урале, куда был эвакуирован московский завод; советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 с упрощенным открытым кузовом и вырезами вместо дверей. А еще «Виллис» и «Студебекер», в годы войны поставлявшиеся в СССР американскими союзниками, и несколько немецких мотоциклов. Вся техника на ходу. Только «Тигр» является точной копией немецкого танка.
— У каждого из этих раритетов своя история, — рассказывает глава винницкого клуба антикварных и спортивных автомобилей «КаиСа» Юрий Савельченко. — Мы искали их буквально по всему Советскому Союзу. Некоторые машины, превратившиеся в кучу железа, их бывшие владельцы нам просто отдали. Отреставрировали немецкий мотоцикл с коляской, на котором экскурсанты смогут поездить. Кстати, с ним связана довольно необычная история. Мы познакомились с одним находчивым винничанином, который во время отступления фашистов сбрасывал мотоциклы в Южный Буг, а после победы начал доставать их — ремонтировал и продавал. Еще были у нас довоенные автомобили «Майбах» и «Мерседес». Но их мы продали немцам — уж очень долго они нас упрашивали, а за вырученные деньги много чего приобрели для музея.
— Экспозицию техники военных лет дополняет коллекция оружия, — присоединяется к разговору директор выставки-музея Великой Отечественной войны Иван Сухомлин. — Например, ствол пушки советского самолета Л-2. Когда штурмовик сбили, люди по частям растащили его для разных хозяйственных нужд. Сельчанин, которому достался ствол пушки, использовал его в качестве столба в заборе…
Примечательно, что экскурсовод этого музея Олег Криворучко — внук ветерана Великой Отечественной войны, который в 1945 году принимал участие в Параде Победы на Красной площади. И Олег, и другие частные коллекционеры очень рады, что винницкие власти наконец-то вспомнили о «Вервольфе». Ведь это — история.
А ее, как известно, не перепишешь…
P.S. Тем временем в редакцию «ФАКТОВ» поступило гневное письмо от лидера Коммунистической партии Украины. Петр Симоненко, ознакомившись с предварительной концепцией создания Мемориального музейного комплекса «Вервольф» на Виннитчине, считает, что «под лозунгами «постоянно действующего центра формирования духовности и основ патриотизма» бывшую ставку Гитлера фактически планируют превратить в своеобразную «мекку» для сторонников нацистской идеологии и различных неофашистских группировок. Более того, на реализацию этого проекта, «направленного на пропаганду фашизма и фашистской символики и несущего в себе большую общественную угрозу», предусмотрено привлечь бюджетные средства».
Особое негодование у Петра Симоненко вызывает факт, что «все это делается в то время, когда государство фактически бросило наших ветеранов на произвол судьбы, лишив их достойной социальной защиты и заботы…»
2414Читайте нас в Facebook