ПОИСК
История современности

Один из сотрудников внешней разведки КГБ СССР предлагал освободить руководителя Компартии Чили силой

19:15 20 декабря 2011
Луис Корвалан Леонид Брежнев
Александр АРТАЗЕЙ, «ФАКТЫ»
35 лет назад в Швейцарии диссидента Владимира Буковского, отбывавшего срок за антисоветскую деятельность, обменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана

Лишение гражданства и выдворение из СССР диссидента Владимира Буковского осталось в памяти благодаря частушке: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана», которая заканчивалась ненормативной лексикой в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Но в то время мало кто знал обо всех подробностях этой уникальной операции. А она изобиловала почти детективными моментами, о которых «ФАКТАМ» рассказал украинский историк Олег Бажан.

Владимир Буковский: «Об обмене я узнал только в самолете, а официальные власти мне ничего не сообщили»

— Это правда, что Буковского депортировали почти по сценарию фильма «Мертвый сезон»: советского разведчика спецслужбы СССР забрали на мосту, освободив одновременно иностранного шпиона?
 

 — Нет, так выпустили за границу другого советского диссидента, Натана Щаранского. Выехав в 1986 году в Израиль, он впоследствии занимал там высокие посты в правительстве страны. Тем не менее и при обмене Буковского на Корвалана возникали ситуации, которых хватило бы не на один шпионский роман.
 
А началось все с того, что в 1975 году в Нью-Йорке к одному из советских дипломатов, работавшему в секретариате ООН, подошел сотрудник министерства иностранных дел Чили и намекнул, что хочет обсудить судьбу Луиса Корвалана. Лидера чилийских коммунистов арестовали в 1973 году, после прихода к власти генерала Аугусто Пиночета. В ходе переговоров чилийский дипломат сообщил, что новое руководство его страны не прочь освободить Корвалана. Ведь тюремное заключение представителя международного коммунистического движения стало мощным пропагандистским оружием против режима Пиночета.
 
Руководство СССР заинтересовалось предложением освободить Корвалана в обмен на высылку из страны кого-либо из врагов советского режима. А поскольку Пиночета пусть и не открыто, но поддерживали США, то к процессу подготовки операции подключились американцы. Всплыла кандидатура хорошо известного на Западе Владимира Буковского, отбывавшего срок за антисоветскую деятельность. С предложением отпустить Буковского выступил и академик Андрей Сахаров.
 
— Таким образом, СССР получил лидера чилийских коммунистов. А выиграл ли Запад?
 
 — Безусловно. Ведь описываемые события происходили в начале так называемой холодной войны, в ходе которой советская пропаганда трубила о жестокостях капитализма, притеснениях негров, умалчивая о политических преследованиях инакомыслящих в СССР. А обменяв Корвалана на Буковского, Запад получал реальное доказательство существования репрессий в Союзе. Как позже признавался Буковский, в первые месяцы пребывания за рубежом он чуть ли не ежедневно давал интервью СМИ, в которых рассказывал о происходящем в советской стране. Помимо этого у американцев появилась возможность «отмыть» образ кровавого диктатора Пиночета, ведь он выпустил из тюрьмы своего идеологического оппонента.

*Когда супруга сообщила Луису Корвалану о возможности освобождения из концлагеря, он сказал, что подчинится любому решению товарищей по партии. Потому что их мнения спросила Москва
 
Кстати, обмен мог вообще не состояться. Заместитель начальника информационно-аналитического управления внешней разведки КГБ СССР Николай Леонов рассказывал: «Мы имели план концентрационного лагеря на острове Досон в Магеллановом проливе, где находился Корвалан, и у меня возникла идея освободить его силой. Я предлагал спрятать под палубами двух судов по вертолету. На подходе к острову, в непосредственной близости от берега, эти вертолеты должны были взлететь. Ракетными ударами всю систему охраны мы разнесли бы вдребезги. Пленных забрали бы и вывезли километров за 30. Там нас ждала бы подводная лодка. Все, конец операции».
 
К счастью, здравый смысл возобладал, и советское руководство отказалось от авантюры, которая могла вызвать большой международный скандал и привести к непредвиденным последствиям.
 
— Правда ли, что Буковский в ультимативной форме заявил: уеду из СССР только с мамой?
 
 — Да, но ультиматумов было несколько. Мама Буковского в свою очередь выдвинула условие: уедет только с дочерью и внуком. И советские власти, впервые в истории обменивавшие «своего» инакомыслящего на иностранца, согласились выполнить требования родственников диссидента. Более того, Президиум Верховного Совета СССР издал секретный указ о выдворении за пределы СССР. Буковского, даже не сняв судимости, лишили гражданства и «выгнали» за границу прямо из Владимирской тюрьмы.
 
«Об обмене я узнал только в самолете (который летел в Цюрих. — Авт.), а официальные власти мне ничего не сообщили, — вспоминал в одном из интервью Владимир Буковский. — Этапирование по советским правилам производилось без объяснения цели и направления. На меня надели наручники во Владимире, так и повезли».
 
А Луис Корвалан в одном из интервью рассказал о событиях, предшествовавших обмену: «Я был в Чили, в концлагере Трес Аламос. Жена сообщила, что от партии из Москвы поступила информация о том, что существует такая возможность, поинтересовалась моим мнением. Я ей ответил, что… подчинюсь любому решению моих товарищей по партии. Потому что их мнения спросила Москва. Я понятия не имел, кто он такой, этот Буковский».
 
— Читал, что племянника Буковского доставили к самолету на носилках…
 
 — Это правда. После распада СССР Буковский приехал в Россию и получил разрешение ознакомиться с секретными материалами архивов ЦК КПСС и КГБ. В одном из этих документов, так называемой справке начальника 5-го управления КГБ СССР (занималось борьбой с инакомыслящими) генерала Бобкова, излагались впечатления сотрудника спецслужбы, присутствовавшего при депортации: «Всех поразило такое обстоятельство. Сестра Буковского потребовала своего выезда вместе с ним и решила забрать с собой своего 12-летнего сына. Сын в то время находился в онкологическом центре, где ему за два дня до вылета сделали пункцию в область сердца, поэтому у него держалась высокая температура. Однако мать (сестра Буковского) настойчиво требовала его выписки из больницы (под свою ответственность) и транспортировки за границу. Всякий совет, что ребенку лучше было бы ехать позже, рассматривался как козни КГБ, пытавшегося якобы таким образом оставить в стране заложника. По приезде на аэродром мальчика на носилках сразу же поместили в самолет».
 
В качестве места одновременного освобождения Корвалана и Буковского рассматривались Франкфурт в ФРГ и Женева в Швейцарии. Но правительства названных стран отказались предоставить свою территорию, несмотря даже на то, что в переговорах участвовал Госдепартамент США. «Целый год мучились, искали подходящую формулу. В конечном итоге удалось договориться со Швейцарией, что обмен пройдет в Цюрихе, одновременно. Но чекисты настояли на том, что во время обмена мы — Корвалан и я — не должны проходить мимо другу друга, — вспоминал Владимир Буковский. — Операцию проводили послы трех стран, на летном поле стояли их автомобили. Приземлившиеся два самолета окружили швейцарские военнослужащие. А потом действовали так: Корвалана чилийский посол забрал из самолета к себе в машину, а меня с семьей отправили к советскому послу. Затем американский дипломат забрал у чилийцев Корвалана с семьей и отвез на советский борт. После этого он же забрал нас у советского посла и разместил в своей машине».

В Цюрихе, получив Корвалана, «альфовцы» буквально на руках, как хрустальную вазу, внесли его в самолет

А вот как описывал те события первый командир спецподразделения «Альфа», Герой Советского Союза генерал-майор Виталий Бубенин: «В декабре 1976 года мы обеспечивали боевое прикрытие спецоперации по обмену. Буковского мы доставили из Владимира на Лубянку. Его депортация проходила в строжайшей тайне. В Цюрих мы улетали с Чкаловского аэродрома в Московской области. Буковский сидел в заднем отсеке в окружении сотрудников «Альфы», а его семья — мать, жена (генерал мог не знать, что это была не жена, а сестра — Авт.) и сын — отдельно, в первом салоне. Все молчали. И только после пересечения госграницы Буковскому сообщили, что он выдворяется из СССР». По словам Виталия Бубенина, в Цюрихе, получив Корвалана, «альфовцы» его «буквально на руках, как хрустальную вазу, внесли в самолет. У нас был личный приказ председателя КГБ Юрия Андропова доставить Корвалана в Москву только живым».
 
— Лидера чилийских коммунистов освободили накануне дня рождения Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Это был подарок дорогому Леониду Ильичу?
 
 — Может, и так, но Корвалан к моменту празднования в Москву не попал. Сотрудник международного отдела ЦК КПСС Игорь Рыбалкин, курировавший этот вопрос, вспоминал: «Обмен произошел 18 декабря, а 19-го отмечали 70-летие Леонида Ильича Брежнева. Думаю, наше руководство рассудило, что на празднике гости уделяли бы больше внимания Корвалану, а не юбиляру. Леонид Ильич мог обидеться. Поэтому мы решили сделать остановку в Минске. На военном аэродроме самолет из Цюриха встретил первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Машеров. Нас отвезли в загородную резиденцию. К счастью, там как раз находились Рауль Кастро с семьей и Коля Леонов, генерал КГБ, который был переводчиком у Фиделя. В общем, собралась очень приятная компания. Корвалан иногда спрашивал, почему его привезли в Минск, но я всячески старался замять эту тему, отвечал: «Да ждут вас в Москве». В Белоруссии мы оставались до 23 декабря, пока не поступила команда везти Корвалана в столицу. После приземления в Москве отвезли гостя в квартиру на улице Горького, которую подготовили заранее. А получив сигнал, собрались и двинулись в Кремль. Поднялись к кабинету генсека. Брежнев, как только увидел Луиса, расчувствовался, даже прослезился. В Москве Корвалан обосновался с комфортом».
 
Помимо квартиры в распоряжении Луиса Корвалана была дача, где он, любивший готовить мясо на огне, мог пользоваться мангалом. Правда, лидер чилийских коммунистов недолго оставался в Москве. В начале 80-х Корвалан сообщил, что хочет уехать на родину. И в 1983 году Политбюро ЦК КПСС приняло специальное постановление о подготовке его нелегального возвращения. Корвалану сделали пластическую операцию, и он вернулся в Чили под другой фамилией. Там его ждал солидный счет в банке. Ведь все годы пребывания в тюрьме, а затем в СССР Луису Корвалану начислялась зарплата чилийского сенатора (одна из его должностей на момент переворота). Луис Корвалан умер в июле прошлого года в возрасте 93 лет.

*Владимир Буковский живет сейчас в Великобритании. Издал ряд книг и продолжает заниматься политической деятельностью

А Владимир Буковский обосновался в Великобритании, окончил Кембриджский университет по специальности «нейрофизиология». Издал ряд книг и продолжает заниматься политической деятельностью. По информации Би-Би-Си, Буковский является одним из идеологов Партии независимости Соединенного Королевства Великобритания. Эта политсила добивается выхода страны из Евросоюза, считая его смягченной копией СССР.

РЕКЛАМА

1675

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров