Александр Серов: «На моем концерте в Кишиневе 30-тысячная толпа смела ограждение. Мне пришлось бежать через пожарный выход»
Песни в исполнении Александра Серова знает и любит не одно поколение слушателей. Композиции, посвященные прекрасной половине человечества, не могут не волновать. Когда в 1987 году Серов исполнил «Мадонну», слава понеслась за ним по пятам. Ровно десять лет спустя появился еще один хит «Я люблю тебя до слез», буквально взорвавший теле- и радиоэфир.
«Хотя не заканчивал музыкальную школу, в училище меня приняли сразу же»
— Александр, признайтесь, «Мадонна», «Я люблю тебя до слез» лично вам не надоели еще?
— Как любому исполнителю, многие годы поющему одно и то же, малость поднадоели. Бывает, даже исполнять их не хочется. Однако, что поделаешь, если публика требует. Отраден сам факт популярности произведений, написанных так давно. Под мои песни люди по-прежнему танцуют.
— Правда, уже не рвут кордоны, стремясь прикоснуться к живому певцу.
— Не рвут. Хотя ранее подобное случалось. Помню, в Кишиневе на моем сольнике 30-тысячная толпа ломанула через ограждение. Сцена рухнула, не выдержав напора. Мне довелось эвакуироваться по лестнице, через пожарный выход.
— Хотелось бы вернуть те времена?
— Нет. Ностальгии по этому сумасшествию не испытываю. Зато все чаще вспоминаю отчий дом. Ведь вырос я в селе. Умеющих петь среди родни не наблюдалось. Мама была начальником цеха на парфюмерно-стекольном комбинате, папа возглавлял автобазу. Когда он оставил семью, меня воспитывали бабушка с дедушкой. И сейчас хочу низко поклониться им за все, что сделали для меня. А музыкантом я стал случайно. После восьмого класса не знал, в какое училище поступать. Мы с мамой поехали в областной центр — Николаев и отправились по учебным заведениям. Были в судостроительном, радиотехническом училищах. Зарулили и в музыкальное, где оказался добрейшей души человек — Петр Моисеевич, предложивший: «Я буду играть, а ты повторяй ноты». На удивление со всеми заданиями я справился. И хотя я не заканчивал музыкальную школу, в училище меня приняли. Очень любил духовую музыку, поэтому записался на класс тенора — есть такой музыкальный инструмент. Изучив его, перешел на кларнет, параллельно освоил фортепиано. Общеобразовательные предметы еле-еле сдавал на тройки, зато музыка меня захватила с головой. Играл серьезных композиторов: Вебера, Глиэра, постепенно начал сочинять мелодии сам. А потом и голос прорезался.
— Говорят, это связано с Томом Джонсом.
— Вернее, с неискоренимым желанием ему подражать. Крутил я колесико любимого приемника и случайно услышал бархатный мужественный баритон Тома Джонса, исполнявшего «Delilah»и «Love me tonight». Голос из приемника пронзил насквозь. Так я впервые услышал своего кумира.
— А повидаться вам удалось?
— Ровно четверть века спустя, когда пришел на его концерт. Благодаря продюсеру концертов британского певца в России Алику Достману меня пригласили на банкет, где чествовали Тома Джонса. По сей день сохраняю фотографии, где жму его руку, мы сидим за одним столом. Если бы не Том Джонс, не было бы певца Александра Серова. Считаю его одним из своих главных учителей.
— Вас даже называют русским Томом Джонсом.
— Подобное сравнение — честь для меня. Не так давно мне позвонил с Би-би-си Сева Новгородцев и попросил: «Саша, скажи пару слов!» — «О чем?» — «У Тома Джонса юбилей — 70 лет. Мы делаем большое интервью с артистами всего мира. Выступи от России».
«На конкурсе «Интерталант-87» в Праге я выступил так, как, наверное, никогда уже спеть не смогу»
— Еще одним человеком, повлиявшим на вашу творческую судьбу, был Игорь Крутой.
— Наша встреча изменила всю мою жизнь. В Николаев из Кировограда учиться в институте культуры приехал Игорь Крутой, а я тогда работал пианистом в ресторане «Каравелла». Стали работать с Игорем на пару. Мечтали уехать в Москву, выступать на международных конкурсах. Вначале Игорь попал в Москву, я отправился туда на несколько лет позже. До этого работал в нескольких филармониях в Украине.
*Творческий союз Александра Серова и Игоря Крутого был невероятно успешным, ведь композитор и певец создали много потрясающих песен
В Москве сразу к Игорю не пошел, все произошло спонтанно. Встретились с Крутым случайно. «Что ты сидишь? — спрашиваю. — Ничего не делаешь. Давай, попробуй написать что-то по-новому, а я спою, может быть, получится». Он был пессимистически настроен и ответил: «Да нет, все это бесполезно!» Но я его взбудоражил. Мы сделали пять-шесть песен, конечно, хитом была «Мадонна».
— Когда же к вам пришла известность?
— Думаю, после победы на конкурсе «Интерталант-87» в Праге. Хотя с мечтой попасть туда я уже распрощался. Два дня в Москве из-за непогоды вылеты всех рейсов откладывались. Казалось, сама природа ополчилась против меня. В Прагу удалось прилететь, правда, с огромным опозданием. Две песни я спел уже вне конкурса.
Помню, собрал все свои силы, плюс драйв, который во мне все же есть, характер, силу духа, волю. Я вышел и спел так, как, наверное, никогда уже не смогу — это бывает раз в жизни! Тут же подбежал продюсер конкурса и говорит: «Все, ты участвуешь в третьем туре, осталось семь исполнителей из двадцати, попробуй». Мне удалось выиграть Гран-при. Приятным бонусом стала премия, которую сразу же раздарил и потратил на одежду.
— Ваш успех стал неожиданностью для родителей?
— Больше всего мама радовалась, когда я в 1983 году занял второе место на ялтинском конкурсе представителей стран социалистического содружества. А в 1988 году завоевал первое место на «Pop song festival» в Будапеште (Венгрия). Ехал я туда почти неизвестным человеком, как вдруг моя «Мадонна» взорвала СССР.
— Но ведь она появилась еще в 1987-м?
— Да, но год спустя в популярной телепрограмме Владимира Молчанова «До и после полуночи» состоялась премьера видеоклипа «Мадонна». Многие считают «Мадонну» вообще первым отечественным видеоклипом. Тогда моя популярность достигла своего пика: я выступал на стадионах и во дворцах спорта, поклонницы выбегали тысячами, разрывали на мне одежду. В том же году на Всесоюзной фирме «Мелодия» вышел мой первый диск-гигант под названием «Мадонна» — на музыку Игоря Крутого.
«Над одной композицией могу работать от месяца до целого года»
— Это, видимо, был апогей творческого дуэта Крутой-Серов?
— Тандем принес удачу обоим, вместе мы создали несколько хитов. «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Как быть», «Я люблю тебя до слез» были написаны специально для меня — под определенный образ и тембр.
— Эти песни стали по-настоящему народными.
— Каждая песня как новая жизнь. У меня песни не рождаются за один-два дня, как сейчас у молодых исполнителей. Над одной композицией могу работать от месяца до года. Сначала начинается поиск саунда, стилистики, ритма. Я не могу себе позволить сделать плохо, обмануть слушателя.
Замечательно сработались Игорь Крутой с Риммой Казаковой. Это — особый порыв двух очень одаренных людей. Как-то Казакова позвонила Игорю и прочитала новый текст, сказав, правда, что из этого песню невозможно сделать. Однако Игорь написал музыку и получилась «Ты меня любишь».
— Как вышло, что автором текста песни «Я люблю тебя до слез» стал… композитор Игорь Николаев?
— Наше давнее знакомство с Николаевым долго не давало творческих плодов. Причин тому было немало и прежде всего успешное сотрудничество с Игорем Крутым, что исключало поиск новых авторов. А Николаев сам пел, к тому же обращаться к нему мне не позволяла этика — я ж с Крутым общался. Но когда Николаев написал стихи, а Крутой — мелодию, я исполнил песню. «Я люблю тебя до слез» живет поныне. Ее на каждом концерте просят исполнить на бис.
— Известно, что ее решил позаимствовать у вас популярный музыкант Сергей Мазаев и по этому поводу разразился скандал.
— Шум подняли поклонники. Тема любви не нова для музыки, с песнями подобного плана сложно выделиться. Ежегодно появляется множество новых композиций с признанием в этом светлом чувстве, но отнюдь не каждому певцу удается исполнить песню так, чтобы она полюбилась зрителям.
Когда Мазаев позвонил мне, сказав: «Хочу спеть твою песню», я говорю: «Серега, какие вопросы? Делай, как считаешь нужным». Человек спел по-своему, нормально. Но мои поклонницы (таковых есть немало, спасибо!) жаждали моей ответной реакции на «происки Мазаева».
— Она последовала?
— Да, но не в таком виде, как себе представляли почитательницы. Решили мы этот вопрос интересно, я бы сказал, элегантно. Как уважающий себя профессионал я предложил Сергею исполнить песню вместе в эфире одного из телеканалов. Не скрою, идея этой фишки принадлежит Игорю Николаеву. Он предложил что-то вроде дуэли. Народ начал обсуждать, кто лучше…
— Обошлось без «боя быков»?
— К счастью, да. У каждой песни есть свой исполнитель. Сколько бы раз ее не перепевали и как бы хорошо это ни делали, она будет ассоциироваться именно с тем певцом, кто первоначально подарил ее публике. «Я люблю тебя до слез» была исполнена не только Сергеем Мазаевым, но и другими певцами. Не скрою, мне приятно, что эта композиция, как и целый ряд других, ассоциируется с моим именем. А слова «я люблю тебя до слез» не просто вошли в музыкальную историю нашей страны, они стали гимном любви к женщине.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
1210Читайте нас в Facebook