ПОИСК
Интервью

Эдита Пьеха: «С недавних пор перешла на успокоительный чай, перед сном вместо бокала вина могу выпить снотворное»

6:30 3 августа 2012
Эдита Пьеха
Народная артистка СССР отметила 75-летний юбилей

Эдит-Мари Пьеха родилась во Франции в бедной семье. Когда будущей певице исполнилось 9 лет, она переехала в Польшу. Закончив школу, Эдита отправилась получать высшее образование в Советский Союз. Тогда Пьеха и подумать не могла, что ее имя будет известно всему миру.

В этом году у иностранки советской эстрады, как часто называют Эдиту Пьеху, двойной юбилей. Весной она отметила 55-летие творческой деятельности, а на днях с размахом отгуляла 75-летие. В день рождения Эдита Станиславовна получила поздравление от президента России Владимира Путина и произвела полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости, что в Санкт-Петербурге. Пьехе преподнесли памятную гильзу, которую юбилярша тут же приспособила под вазу. Правда, устные поздравления сразу принять не смогла — от выстрела у певицы заложило уши. По традиции, день рождения Эдита Станиславовна уже много лет подряд отмечает на сцене. Не стал исключением и нынешний год. Вечером в концертном зале «Октябрьский» состоялся большой концерт. Билеты на бенефис именинницы раскупили еще за месяц. «ФАКТЫ» поздравили народную любимицу накануне дня ее рождения.

«Мама назвала меня в честь французской певицы Эдит Пиаф. Эдитой я стала позже»

— Эдита Станиславовна, от всей души поздравляем с юбилеем. Долгих лет и крепкого здоровья!

 — Спасибо большое! Здоровье — это то, что мне действительно необходимо. Ведь 75 лет — не повод для того, чтобы останавливаться.

РЕКЛАМА

— Несмотря на круглую дату, кажется, что в душе вы остаетесь маленькой девочкой.

 — Признаюсь, вы разгадали мое внутреннее состояние, во мне действительно до сих пор живет недоигранное детство. В военные голодные годы не было ни игрушек, ни кукол. Даже сейчас, когда что-то готовлю на кухне, иногда кажется, что играю в дочки-матери. Очень часто радуюсь как ребенок. Кажется, что мне намного меньше лет, чем указано в паспорте. Если бы не перелом ноги в 2002 году, вообще было бы здорово. Моя овчарка, играясь, толкнула меня, и я сломала ногу. Поэтому оказалась обездвижена, набрала лишние килограммы. До этого очень была подвижная, увлекалась спортивной ходьбой. По лесу могла пройти километр за 10 минут. Сейчас хочу научиться бороться с ленью, которая незаметно подкралась. Дала зарок красиво пожить для себя после того, как справлю юбилей.

РЕКЛАМА

— У вас потрясающее чувство юмора. Скажите, а анекдоты про себя слышали?

 — Они мне не нравятся, потому что зачастую похабные. Некоторые остряки пытаются обыгрывать мое имя Эдита как «иди ты», при этом уточняя, куда пойти. Вообще, мама назвала меня в честь Эдит Пиаф. Эдитой я стала позже. Есть святая Эдита (ее именины 16 августа), она была мученицей. Я тоже, можно сказать, мученица, ведь все достается с трудом, нужно бороться за свои права.

РЕКЛАМА

— Часто приходилось идти напролом?

 — Не могу сказать, что напролом, просто я никогда ничего не боялась. Когда встал вопрос о закрытии ансамбля «Дружба» (в Питере нас обвиняли в антисоветской пропаганде), я отправилась в Москву к чиновникам. Все разрешилось.

— Говорят, вы, будучи студенткой, к министру образования на прием ходили?

 — Это все моя шахтерская добросовестность. На втором курсе университета стала солисткой ансамбля «Дружба», с которым начала выступать. И когда мне заявили, что должна покинуть университет, я сказала себе: «Ну нет!». Поехала в Москву к министру образования и заявила с порога: «Я хочу петь!» А по-русски плохо тогда говорила. Министр опешил: «Пойте на здоровье, но это не ко мне». «Но я хочу учиться! — не унималась я. — Учусь хорошо, у меня только одна четверка по политэкономии». «Ну-ка, садитесь, расскажите, что вас привело ко мне», — успокоил меня чиновник. Я на ломаном русском все рассказала. Министр связался с деканом, который подтвердил: мол, подающая надежды студентка, жаль, что пропускает лекции, уезжает на гастроли. Энергетика у меня, как у колдуньи, я уговорила министра, пообещала, что буду учиться только на четыре и пять. Могу похвастаться — за шесть курсов у меня всего три четверки.

— И это при сумасшедшем гастрольном графике?

 — Перед сессией я ежедневно в течение месяца сидела в публичной библиотеке с 7 утра до 11 вечера. Потом приходила к преподавателям и сдавала экзамены.

— Вы сказали, у вас энергетика колдуньи.

 — Был случай, когда я благодаря этому качеству спаслась от насильника. В Кисловодске во время прогулки по лесу меня настиг мужчина на лошади. Был дождливый день, я шла одна. Наездник схватил меня за шкирку и сказал, что давно за мной наблюдает. Затащил в кусты, а я быстро соображаю, что делать. Кричать? Никто не услышит. Бежать? Он на лошади — догонит. Тут я посмотрела на его лошадь — и поток комплиментов понесся из моих уст. Столько всего наговорила о достоинствах коня, так просила мужчину отпустить, что он посмотрел и говорит: «Убирайся вон». Я бежала быстро, наверняка мировой рекорд установила. Когда добралась до санатория, белки глаз были красными — произошло кровоизлияние от напряжения. Но я победила.

— А сны вещие вам снятся?

 — Незадолго до смерти мамы три дня снились очень плохие сны. Я их запомнила на всю жизнь. Получив от отчима телеграмму: «Прилетай срочно, мама при смерти», я добиралась на перекладных. Мне визу сделали за один час! Дочку разрешили взять с собой вообще без визы. В пути Илонка, ей тогда было десять лет, успокаивала: «Ты не плачь, мы успеем». Когда подъезжали к нашему шахтерскому городку Богушуву, началась страшная гроза, но мы благополучно добрались. Мама скончалась на следующее утро. Я успела проститься с самым дорогим мне человеком.

«Перед выходом на сцену для храбрости раньше всегда выпивала немного сухого вина»

— На сцене вы иногда свистите. Где научились?

 — Согласитесь, это момент неожиданности — солидная тетя в красивом платье вдруг свистит. Внук Стас даже называет меня Соловьем-Разбойником. А все дело в том, что именно со свистом связано первое в моей жизни ощущение радости. Во время войны мы жили во Франции, наверное, это был худший период в моей жизни. У нас на глазах расстреливали людей, пускали под откос поезда, бесконечные бомбежки. Такое черно-серое французское детство. Только когда перебрались в Польшу, я увидела, что небо голубое. До сих пор помню тот день. Возвращаюсь из школы (а я поначалу двоечницей была, после французской школы возникли проблемы с учебой в Польше), подхожу к дому и вдруг слышу пронзительный свист. Поднимаю голову и вижу стаю голубей высоко-высоко. День был солнечный, красивый. Я была потрясена. Поднимаюсь на чердак, а мальчишки говорят: «Давай вместе с нами гонять голубей, только научись свистеть». И я стала делать это даже без помощи пальцев.

— А как же пословица: «Не свисти — денег не будет»?

 — Вот и мама мне говорила: «Что ты делаешь, у тебя никогда не будет денег». Действительно, я транжира. Если и заработаю прилично, спускаю моментально. Или украдут. Воры меня тоже любят.

— Часто сталкивались с нечистыми на руку людьми?

 — Не без этого. И квартиру обворовывали, и кошелек вытаскивали раза три. Как-то в Екатеринбурге вообще «кинули». Приехала на гастроли, оплатила билеты коллективу, мне сказали, что расчет будет после концерта. В результате денег не дали. На билеты в Питер пришлось занимать.

— Вы гостеприимная хозяйка?

 — С удовольствием люблю потратиться на еду. Дает о себе знать голодное детство, и сейчас покупаю все про запас. Обязательно в доме должен быть окорок, колбаски в подвале, вино красное и белое, коньяк, водка хорошая.

Приезжайте в гости и сами убедитесь. Я очень люблю готовить. Со мной живут две женщины. Одна из них помогает на кухне, она у меня более 40 лет уже, почти член семьи. Кроме того, в доме четыре собаки. Вот сейчас лежат рядом и внимательно слушают, кому я так долго что-то рассказываю по телефону. Кстати, я не особо прихотлива в еде. Люблю рыбу и польскую кухню, хотя она достаточно бедная: бигос (тушеная капуста. — Авт.), драники. Но я научилась делать польско-украинский борщ. Готовлю его с грибами и фасолью. Очень вкусно. Кулинария — тоже творчество. У меня на кухне целая полка с травами сушеными, специями разнообразными для баранины, свинины. Моя любимая травка майоран. Всюду ее добавляю.

— В одном телеинтервью вы не так давно признались, что… бросили пить.

 — Как говорят, пьяному море по колено. Я, конечно, никогда не злоупотребляла, но из-за того, что трусиха (всегда волнуюсь перед концертом) раньше перед выходом на сцену могла выпить чуть-чуть сухого вина для храбрости. Или перед сном, чтобы расслабиться. Но когда у меня начались головные боли, врачи предупредили: «Сосуды головного мозга не хотят, чтобы вы допинговали таким образом». Даже кофе надо умереннее потреблять. И я сказала себе: «Все, Пьехочка, с алкоголем заканчивай». Теперь перешла на успокоительный чай. Перед сном вместо бокала вина могу выпить снотворное. 

— Вы не только любите кофе, но и чашки коллекционируете?

 — Да, кофейные. Любовь к этому напитку мне привила мама. Мы с ней гипотоники. Из Союза везла маме кофе килограммами — в «Елисеевском» гастрономе покупала. Тогда был жалкий выбор. Сейчас покупаю эфиопский кофе, нравится и колумбийский.

«Лесничество разрешило добавить к моему участку часть леса без права застройки»

— Помимо пения, что-то умеете еще делать?

 — Можно сказать, стала строителем. По крайней мере, дизайнер из меня хороший получился. Сама во всем участвовала, когда строили мой дом под Питером. Изначально участок с халупой, который купила, занимал шесть соток. Надо было все развалить и строить заново, но мы оставили от прежнего дома фундамент. Заказала винтовую чугунную лестницу, чтобы сэкономить площадь. Сбоку пристроили башню. Получился маленький замок. Все сама придумывала. Комнаты у меня маленькие, без дверей. И поэтому кажется, что помещение огромное. А еще есть сауна и специальная комната воспоминаний, где хранятся подарки от поклонников, сувениры, награды, старые концертные платья. От прежних хозяев остался сад: пять яблонь, сливы. Каждый год хороший урожай, но мы в основном раздаем все — передаем в воинскую часть, расположенную поблизости, в детский дом. Я сажусь на яблочные диеты, устраивая разгрузочные дни. Яблоки у меня вкусные. Сейчас второй участок прикупила, а лесничество разрешило, поскольку мой дом крайний, добавить к участку часть леса без права застройки. Получился свой парк. Представляете, как повезло. Живу на природе, лес, дорожки. Только нет пруда с карпами.

— Любите рыбачить?

 — Нет, это не про меня. К воде у меня особое отношение, плавать не умею. В детстве, когда жила в Польше, меня мальчишки топили. С тех пор боюсь воды. На море люблю только смотреть, ну иногда зайду по колено.

— Ваш внук Стас известный певец. У него огромная армия поклонников. А чем занимается внучка?

 — Эрика в этом году заочно закончила Московский архитектурный институт. К сожалению, мы видимся редко. Внучка хорошо рисует, думаю, в будущем из нее получится хороший декоратор. Я пока ее трудов не видела, но она полна энергии. Ей всего 25. А Стас уже совсем взрослый, в августе ему 31 исполняется. Я знаю, что его полюбила Украина, он часто там выступает, снимается в разных телепроектах…

— Вы ведь тоже частый гость у нас, но один концерт, когда вы год назад выступали в киевском гей-клубе, особо обсуждали в прессе.

 — Да, выступала с большим удовольствием. Я не делю людей на своих и чужих по каким бы то ни было признакам, в том числе сексуальным. Если люди понимают мои песни, остальное меня не касается. А эти ребята меня так слушали! И самое удивительное, что просили исполнить «Огромное небо». Я, правда, не стала петь эту песню, сказав: «Ну, ребята, здесь все-таки не та атмосфера». Надеюсь, что по случаю юбилея проедусь с гастролями по вашей стране.

— На день рождения поклонники, наверное, завалят вас подарками. Вы к украшениям как относитесь?

 — Как говорил Зигмунд Фрейд, все прививается в человеке и запечатлевается накрепко с малолетства. Моя мама не носила ни бриллиантов, ни драгоценностей, потому что была простой шахтерской женой. И я к ним равнодушна. Это не мое. У меня есть одно колечко с бриллиантином (я сама его купила), которое всегда надеваю, выходя на сцену. Оно — мой талисман. А еще не расстаюсь с обручальным кольцом, которое папа подарил маме на венчание в 1926 году. Мое украшение — розы. Папа, который был шахтером и ушел из жизни, когда мне исполнилось всего три года, выращивал потрясающие розы. Слава Зайцев, придумывая модели моих платьев, обязательно украшает их розами. Я всегда прошу его об этом в память о папе.

1631

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров