ПОИСК
Интервью

Виталий Безруков: «На лобовом стекле моего автомобиля — портрет сына Сергея в роли милиционера. Чтобы гаишники не останавливали»

6:30 1 ноября 2012
Виталий Безруков
В Киеве завершаются съемки фильма «Святитель Лука», в котором российский актер, отец Сергея Безрукова, сыграл главную роль

Виталий Безруков больше известен по работам в театре. В кино он снялся в фильмах «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Есенин», «В июне 41-го». Последние три месяца актер провел в Киеве. Здесь он был занят в историко-биографическом фильме о жизни хирурга, архиепископа, ссыльного каторжника, лауреата Сталинской премии, автора 55-ти научных трудов и церковных проповедей Луки Войно-Ясенецкого. Виталий Безруков сыграл главную роль. Фильм с рабочим названием «Святитель Лука» снимают к 135-летию со дня рождения этого уникального человека. Премьера картины запланирована на 2013-й год.

С Виталием Безруковым мы встретились в перерыве между съемками на Подоле, где в одном из храмов снимали эпизоды картины. Виталий Сергеевич старался не привлекать к себе внимания и одаривал комплиментами партнершу по фильму — известную российскую актрису Екатерину Гусеву, сыгравшую жену святителя Луки. О времяпрепровождении в Киеве Безруков-старший может говорить часами. Как и о своем сыне Сергее. Только не о его личной жизни. На вопрос, правда ли, что в семье Ирины и Сергея Безруковых скоро появится малыш, будущий дедушка лишь возвел глаза к небу и, улыбнувшись, загадочно сказал: «Все в руках Божьих». Во время нашей встречи Виталий Сергеевич эмоционально цитировал Есенина. Образ российского поэта близок семье Безруковых.

«В театре я был рабочим, и меня ввели в спектакль вместо запившего актера»

— Для меня приезд в Киев ассоциируется с молодостью, — говорит Виталий Безруков. — Давно здесь не был. Очень рад, что появилась прекрасная возможность не только поработать в этом городе, но и встретиться со старыми студенческими друзьями. Вот с Лерочкой Заклунной сегодня общались. Мы не виделись лет 25, наверное. Она такая красавица.

— Вы были влюблены в нее?

РЕКЛАМА

— Мы дружили. Сближало то, что оба были общежитские. Это отдельная каста на курсе, отличавшаяся от москвичей. Мы все были, как бедные родственники. Поддерживали друг друга, деньги занимали. Вместе ездили на студенческие гастроли. Мы с Лерой в паре работали, танцевали вместе. Выступали в Мукачево, во Львове, ездили по воинским частям. Когда танцевали чардаш, мужчины глаз не могли оторвать от пластичной зеленоглазой красавицы. В случае с Заклунной ее красота — уже талант.

— Вы же не собирались становиться актером. Готовились к поступлению в серьезный вуз.

РЕКЛАМА

— Я хотел пойти по стопам моего отца, который был чекистом. Поэтому после школы поехал поступать в Уральский государственный университет на юридический факультет. Но провалился. Хотел пойти в школу КГБ, тоже не получилось. А возвращаться домой, в Горький (сейчас Нижний Новгород. — Авт.), было стыдно. Ведь учился хорошо, подавал надежды в спорте, никто даже не сомневался, что поступлю.

И я остался. Сначала ночевал на вокзале на лавке, укрывшись плащиком. Милиционеры меня не прогоняли, даже охраняли, мол, спи спокойно, мы рядом будем. Днем помогал разгружать вагоны. И вот как-то с гастролей возвращался Свердловский театр. Для меня это диво было, гляжу, какие-то деревья фальшивые, лестницы, дома... Стою, разинув рот, а один из работяг говорит: «Ну чего стоишь, помоги давай». Я согласился, и меня взяли грузчиком, пообещав ночлег в какой-то кладовке театральной. Приехал в театр. Там готовили новый спектакль «Иркутская история». Имея крышу над головой, я уже мог наблюдать за репетициями. И вот молодой актер, игравший одну из главных ролей (Родика), запил. Пришлось срочно искать замену. Режиссер в ужасе, ругается, никого найти не может. И вдруг кто-то из актеров говорит: «Так вон же Родик сидит» — и показывает на меня. «Иди-ка сюда», — говорят.

РЕКЛАМА

А я не из робкого десятка был: пел, плясал, стихи читал громко. «Все, будешь Родиком!» — говорят. Отвели меня в гримерку, где можно было спать на диванчике с подушкой. Наутро я уже знал текст, и меня ввели в спектакль. А тот парень (актер) узнал, что его заменили, проспался и пришел проситься. Но все. Оказалось, я справлялся не хуже, чем он, и был надежным в плане выпивки. Так два года я проработал в театре. Учился всему на сцене у старших коллег. Один из них как-то сказал: «Виталий, актерство — тоже профессия, ремесло, которому надо учиться. И делать это надо у хороших мастеров. Езжай во МХАТ». Театр дал мне направление, денег и отправил в Москву.

Помню, долго искал студию. Представлял, что она выглядит как Большой театр. А оказалось — небольшое зеленое здание. Комиссии сразу сказал, что работаю актером, хочу учиться. Прочитал несколько монологов. «Возьмете?» — спрашиваю. «А монолог Гамлета? Чацкого? Печорина?» — говорят мне. Прочел. И был без всяких зачислен, мне выделили койку в общежитии. Чтобы оправдать оказанное доверие, я пахал, не уходил с площадки, пока не выгоняли.

«Со вторым составом ездил на гастроли вместо Андрея Миронова»

— Возвращаться не собирались?

— И не думал. На третьем курсе режиссер Театра имени Маяковского Николай Охлопков взял к себе на «Гамлета». Директор и главный режиссер пригласили меня в ресторан, накормили до отвала и говорят: «Мы тебя берем». Но с театром Маяковского у меня не сложилось. Охлопков умер. Я был женат, а работы для жены в театре не оказалось. И тут пригласил МХАТ, где нашлась вакансия и для супруги. Нам сделали прописку и даже выделили жилье. От такого предложения я не смог отказаться. Через два года известный режиссер, ученик Мейерхольда, Борис Равенских предложил мне сыграть Есенина в Театре имени Пушкина. Но потом режиссер ушел в Малый театр, а я остался в Пушкинском. Сыграл Павку Корчагина. Меня заметил Валентин Плучек, пригласил в Театр сатиры дублировать Андрея Миронова, который был настолько популярным и востребованным, что просто физически все не успевал. Да и здоровье не позволяло. Поэтому Андрей играл премьеру, а на гастроли я вместо него ездил со вторым составом в спектаклях «Мы, нижеподписавшиеся», «Бешеные деньги», «Гнездо глухаря», «Трехгрошовая опера». Но это нигде не афишировалось, чтобы не сравнивали актеров.

— А вы сами сравнивали?

— Считаю, что некоторые спектакли, например, «Бешеные деньги», я играл лучше. Андрей мне сам сказал: «Виталий, ты понимаешь, разница в чем? Я понял! Когда ты обнимаешься с этой Стугиной, прижимаешься всем телом. А я только грудью как-то прижимаюсь. Вот разница». Но сливки, конечно, собирал Андрей.

— Это вас задевало?

— Конечно. Мне долго не давали никаких званий. А «добрые» люди любили спросить: «Ну что, ты звание получил?» Я отвечал: «Мое звание — Безруков. Моя фамилия — все. У Высоцкого тоже не было званий. Он — Высоцкий, а я — Безруков». Фамилия лучше всяких званий работает. На лобовом стекле моего автомобиля — портрет сына Сергея в роли милиционера в сериале «Участок».

— Помогает?

— Иногда, бывает, останавливают за превышение скорости, когда еду на гастроли на дальние расстояния. А так я не нарушаю. Езжу спокойно, размеренно. Благо, сын подарил мне автомобиль, достойный старости, — «Фольксваген Туарег». Скажу я вам, в моем возрасте просто необходимо ездить на хороших машинах.

«Долгое время был личным шофером у сына Сергея»

— Да и в молодости тоже не вредно.

— Нет, в молодости еще можно слушать: «А мотор как работает? Не стучит ли что?» Где-то что-то подкрутить самому. Сейчас уже на это нет сил. Хочется комфорта. Я обожаю водить. Всю жизнь за рулем, и сына научил. Долгое время был у него личным шофером. Сергей сопротивлялся, не хотел садиться за руль, особенно в Москве. Там не глаза, а глазища нужно иметь. Сергей трижды попадал в серьезные аварии. К счастью, все обошлось. Теперь он ас. Звонит только в редких случаях, чтобы я помог вывезти цветы после спектакля. Букеты, корзины он всегда забирает домой до последнего цветочка. Ведь люди покупали для него, тратили деньги, хотели сделать приятное. Сергей боится огорчить или обидеть своих поклонников.

Мама Сергея Наталья Михайловна подходит к этому процессу профессионально: расставляет вазочки, ведерки, высокие напольные вазы. Благодаря Сереже наша квартира заполняется цветами и ароматами. Дома у сына тоже всегда море цветов.

— Вы с детства готовили Сергея в актеры?

— Он сам выбрал этот путь. Лет десять ему исполнилось, когда сказал: «Папа, хочу быть актером». Я рассказал, какая это ужасная профессия. Пугал, что можно остаться никем. Работая в Пушкинском театре, я был известен, имел море поклонников, а в Театре сатиры меня похоронили как актера. «Нет, батя, не боюсь», — сказал сын. «Тогда, миленький мой, начинай пахать», — говорю ему. Помимо обычной школы, где Сережа был отличником, мы отправили его в музыкальную. Достали по блату хорошую чешскую гитару. «Музыкалку» сын закончил с отличием. Теперь играет на фортепиано, флейте, баяне. Сам пишет музыку и стихи. А для роли Есенина освоил и гармошку. У него все получается. Кстати, в фильме Сергей играет на нашей семейной гармошке, она принадлежала его прапрадеду. Очень старая, но звучит потрясающе.

*Родители Сергея Безрукова Виталий Сергеевич и Наталья Михайловна с детства готовили сына в актеры

— Сравниваете себя и сына в роли Есенина?

— А как же. Это невольно происходит. Я понял, что Сережа, в сравнении со мной, великий актер. Он действительно актер! Не говорю о других его способностях. К примеру, я могу быть слесарем-автомехаником, плотником... Сын этого не умеет. Как пока не может писать сценарии. Зато у него с режиссурой получается. Сейчас Сережа снялся в новом историческом фильме «Уланская баллада», сыграл улана Горжевского. Премьера как раз первого ноября. Как всегда, я горжусь работой сына.

3195

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров