ПОИСК
Культура и искусство

Акробат Николай Щербак: «Мы завоевали цирковой „Оскар“ в Монте-Карло, хотя артистами стали лишь два года назад»

6:30 6 февраля 2013
цирковой фестиваль в Монте-Карло
Все высшие награды самого престижного в мире конкурса циркового искусства принцесса Монако Стефания вручила украинцам

Выступая в составе сборной Украины по спортивной акробатике, дуэт из Киева Николай Щербак — Сергей Попов стал звездным: ребята по два раза завоевали золотые медали на чемпионатах мира и Европы, победили на Всемирных играх. Несколько лет назад, после завершения спортивной карьеры, дуэт попробовал свои силы в качестве цирковых артистов и с ходу ворвался в когорту лучших. В прошлом году в Париже Николай и Сергей выиграли один из самых известных конкурсов «Цирк будущего», а в конце января нынешнего года на фестивале в Монте-Карло жюри присудило им «Золотого клоуна» — награду, считающуюся цирковым «Оскаром». Для многих тысяч артистов остается несбыточной мечтой просто получить приглашение поучаствовать в этом конкурсе (он был учрежден в 1974 году принцем Монако Ренье III и признается самым престижным в цирковом искусстве).

Нынешний, 37-й по счету, фестиваль в Монте-Карло выдался для украинских мастеров арены беспрецедентно успешным. «Серебряного клоуна» завоевал 22-летний жонглер Александр Кобликов (он единственный в мире, кто работает одновременно с 14 шарами), а «Бронзового клоуна» — трио клоунов «Экивоки». Организаторы попросили этот коллектив задержаться на неделю, чтобы поработать на детском фестивале в Монте-Карло, который завершился в минувшее воскресенье.

*Слева направо: Николай Щербак, Сергей Попов, Александр Кобликов и трио клоунов «Экивоки»

РЕКЛАМА

«В Монте-Карло мы выступили с номером, который нам поставили на шоу «Україна має талант!»

Победители фестиваля в Монте-Карло акробаты Николай Щербак и Сергей Попов стали известны широкой публике благодаря участию в 2010 году во втором сезоне шоу телеканала СТБ «Україна має талант!».

— Для полуфинала шоу номер, в котором мы выступили в образах строителей нью-йоркского небоскреба, нам поставила известная хореограф Оксана Задорожная, — рассказал Николай Щербак. — С версией этого номера мы выиграли «Золотого клоуна». Для фестиваля постановку удлинили на одну минуту, добавив несколько трюков.

РЕКЛАМА

— Как получилось, что вы с напарником получили приглашение принять участие в фестивале, выступить в котором мечтает каждый цирковой артист?

— Расскажу по порядку. После участия в шоу «Україна має талант!» мы с Сергеем год искали работу — как раз тогда ушли из спорта, а начать артистическую карьеру все не удавалось. Выручил продюсер, при посредничестве которого мы подписали контракт в Германии на выступление в варьете. Видеозаписи нашего номера размещены в интернете. Их увидели организаторы фестиваля «Цирк будущего», который ежегодно проводится в Париже, и пригласили выступить в этом конкурсе в 2011 году. Конечно же, мы согласились, ведь это один из самых престижных фестивалей в мире, где, как правило, демонстрируются новаторские постановки. Отсюда и название — «Цирк будущего». Мы очень тщательно готовились. Публика с восторгом восприняла наше выступление, а жюри присудило золотые медали. После этого успеха всемирно знаменитое парижское кабаре «Мулен Руж» предложило нам контракт.

РЕКЛАМА

*Николай Щербак (вверху) и Сергей Попов провели фотосессию с исполнением трюков возле Эйфелевой башни в Париже

Вскоре после победы в конкурсе «Цирк будущего» получили приглашение принять участие в фестивале в Монте-Карло. И вот теперь мы завоевали цирковой «Оскар», хотя артистами стали всего два года назад.

— Выходя в Монте-Карло на манеж (кстати, цирк стоит у самого берега Средиземного моря), мы не думали о том, какое место займем, — вступает в разговор Сергей Попов. — Это давняя привычка, воспитанная в нас спортивными тренерами супругами Валентином Викторовичем и Людмилой Анатольевной Третьяковыми. Когда выступали за сборную Украины по акробатике и собирались на очередные соревнования, они говорили: «Выбросите из головы мысли о наградах. Главное — сделать свое дело, а жюри решит, чего вы достойны». Вот и на цирковой арене мы были сосредоточены на одном — показать классную работу.

— Вы смотрели, как выступают другие участники?

— Нет, ведь невольно начинали бы сравнивать с собою, — отвечает Сергей Попов. — Это отнимало бы душевные силы, необходимые для показа своего номера. К слову, в Монте-Карло мы впервые работали на классическом цирковом манеже — он усыпан опилками, поскольку на нем выступают не только люди, но и животные. Для номеров акробатов, жонглеров, эквилибристов, клоунов на опилки кладут ковер. Но все равно пол мягкий. Мы к такому не привыкли, поэтому чувствовали себя не совсем комфортно.

— В фестивале в Монте-Карло участвовали несколько групп с животными, в том числе со слонами, лошадьми, — добавляет Николай. — За кулисами им нужно много места. Мы едва находили уголок, чтобы порепетировать. Это тоже было для нас в новинку, ведь прежде мы не выступали в классическом цирке.

— Сильно волновались?

— Признаться, переживали меньше, чем на соревнованиях по акробатике. В спорте ведь как: стоит допустить малейшую оплошность — и судьи тебя накажут. В цирке другие правила игры: если какой-либо трюк не совсем удастся, публика тебя искренне поддержит, а жюри может отнестись с пониманием. Но в Монте-Карло мы исполнили постановку без огрехов.

— У вас было предчувствие, что выиграете «Золотого клоуна»?

— Мы надеялись на одно из призовых мест, но не на первое, — отвечает Сергей. — Интересно рассказать, как проводится объявление результатов. Участников фестиваля приглашают на фуршет, и пока все угощаются, в соседней комнатке за закрытой дверью жюри решает судьбу наград. Совещание длилось часа четыре, так что было предостаточно времени на прогнозы результатов. И вот наконец судьи вошли в зал и объявили, что мы победили! Эти минуты триумфа останутся в моей памяти на всю жизнь!

С радостью узнали, что второе и третье места тоже заняли артисты из Украины. Время было уже позднее, поэтому родителям и тренеру мы позвонили утром. На церемонии награждения статуэтки клоунов вручали принцесса Стефания и князь Альбер. К слову, Стефания часто приходила за кулисы, общалась с артистами, подходила и к нам, хвалила номер.

— За «Золотого клоуна» Монте-Карло денежный приз не предусмотрен, — говорит Николай Щербак. — Однако всем участникам организаторы выдают значительную сумму, к тому же оплачивают транспортные расходы, проживание в гостинице и питание.

Из Монте-Карло мы улетели в Германию, где у нас были запланированы выступления в варьете. Теперь немного отдохнем дома, в Киеве, и вновь отправимся за границу. Контрактами обеспечены на два с половиной года — в Голландии, Белоруссии и Германии.

«Внутри шаров, которыми жонглирует Саша, находится… манка»

Жонглер Александр Кобликов, выигравший «Серебряного клоуна», продемонстрировал нам особый пояс с карманами. Это своего рода ноу-хау. Его пришлось придумать потому, что все 14 шаров, с которыми Саша выступает на арене, не помещаются в руках.

— Перед выступлением Александра шпрехшталмейстер (ведущий) пояснил зрителям, что они увидят уникальный трюк — работу с 14 шарами, — говорит тренер жонглера Юрий Поздняков. — В финале номера он выбрасывает шары, но поймать их все невозможно — не хватит места в руках, — поэтому они падают, как дождь, а последний шар Александр ловит на шею, затем перекатывает на шапочку (он выступает в образе моряка). По ходу исполнения номера Саша работал десятью шарами, причем долго. Этого на арене тоже пока никто не выполнял.

Очень важно, что Александр сумел сохранить хладнокровие, ведь нередко бывает так, что из-за ужасных переживаний мастера высочайшего класса проваливают свои выступления на фестивале в Монте-Карло. Представляете, какая это трагедия: артист годами стремится попасть на этот конкурс, а когда мечта исполняется и остается показать то, что он неоднократно блестяще демонстрировал в других цирках, его подводят нервы.

— Конечно, я тоже чувствовал волнение, и это хорошо — не стоит слишком расслабляться, — рассказал Александр Кобликов. — К счастью, удалось отработать чисто. Принцесса Стефания аплодировала мне стоя. За ней поднялся весь зал.

— Саша использует самые крупные шары, с которыми работают жонглеры, — диаметром 80 миллиметров, — продолжает тренер. — Жонглировать ими сложнее, однако они хорошо видны публике, и это добавляет зрелищности номеру. Кстати, внутри реквизита находится манка. Эта крупа очень сыпучая, благодаря чему во время бросков перемещается достаточно быстро и не смещает центр тяжести шаров.

За 37 лет проведения фестиваля в Монте-Карло «Серебряного клоуна» выигрывали только несколько жонглеров и лишь один (американец Энтони Гато) — золотого. Ведь выступления в этом жанре, как правило, уступают по зрелищности групповым номерам, постановкам с участием крупных животных.

Когда восемь лет назад Саша приехал с Донбасса поступать в Киевскую муниципальную академию эстрадного и циркового искусств имени Л. Утесова, он не выделялся среди абитуриентов по уровню мастерства. Но благодаря целеустремленности и трудолюбию сумел добиться уникальных результатов.

— Спасибо тренеру — без него я не смог бы этого сделать, — говорит Александр. — Мой старший брат тоже закончил эту академию, стал клоуном. Мы вместе ходили в цирковую студию в родном поселке Тельманово.

— Вы хотели бы поработать во всемирно знаменитом «Цирке дю Солей»? — обращаюсь к Александру Кобликову.

— Там артисты, как винтики в машине: заболел, получил травму — и тебя сразу же заменят другим. В этом цирке ты теряешь творческую индивидуальность. Хочется создать что-то свое, новое. Над таким проектом (он называется Raw Art) сейчас работаем с друзьями-единомышленниками. В наш коллектив входит сын моего наставника режиссер Тарас Поздняков. Он поставил номер, с которым я выиграл «Серебряного клоуна».

Трио клоунов «Экивоки», которому жюри присудило «Бронзового клоуна», — опытная команда. Прежде оно занимало призовые места на нескольких международных фестивалях.

«Серебряного клоуна» завоевала 13-летняя эквилибристка из Крыма Таня Белова (на фото).

Весь свой номер, который длится шесть минут, девочка исполняет стоя на руках.

Третье место — у дуэта наших юных эквилибристок Анжелы Карчевской и Оли Евтушенко.

Заметим, что как на взрослом, так и на детском фестивалях в Монте-Карло разыгрывается по нескольку золотых, серебряных и бронзовых «Клоунов».

4785

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров