ПОИСК
Культура и искусство

Кира Муратова: «Режиссеры очень эгоистичны — каждый думает только о себе»

16:28 30 сентября 2013
Кира Муратова
Известный режиссер представила в Киеве свою новую картину «Вечное возвращение»

Новый фильм Киры Муратовой («Астенический синдром», «Второстепенные люди», «Два в одном», «Настройщик») снят около года назад. Даже выдвигался от Украины на премию «Оскар». Правда, на приз Американской киноакадемии картина «Вечное возвращение» уже не претендует, выбрали другой фильм. Об этом 78-летняя режиссер узнала постфактум, но совсем не расстроилась. Она равнодушна к наградам. В работе руководствуется только собственным вкусом, который уже давно оценили не только в Украине. Мировая премьера фильма «Вечное возвращение» состоялась в рамках основного конкурса Римского фестиваля, после чего он стал участником Московского, Роттердамского, Одесского и других кинофорумов. В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» картина получила награду российской Национальной кинематографической премии «Ника». И вот теперь «Вечное возвращение» выходит в широкий прокат. Съемочная группа во главе с Кирой Георгиевной представила фильм в Киеве. Как призналась режиссер, делала она это весьма неохотно, поскольку не любит возвращаться к тому, что уже сделано.

— Когда режиссер закончил фильм, он хочет покончить со всей этой историей, — сказала Кира Муратова. — Во всяком случае, так происходит со мной. Картина все еще цепляет тебя, заставляет думать о ней, но все уже кончилось, ты не можешь ничего сделать. Так что я всегда стараюсь отвязаться от своих прошлых работ.

«Вечное возвращение» — это ирония Муратовой над постоянным повторением избитых сюжетов в искусстве и человеческих отношениях, а также — горькая правда об отношениях режиссера и инвестора. В фильме разными актерами разыгрываются одни и те же сцены, повторяются одинаковые диалоги, в сценах есть одни и те же детали. Черно-белая картина снята в формате кинопроб. Что же касается сюжета, то он очень прост. В город приезжает командировочный и заходит в гости к бывшей однокласснице, чтобы попросить совета в весьма щекотливой ситуации. Мужчина не знает, что ему делать, ведь он «больше всего на свете» любит свою жену, а «больше жизни» — любовницу. С кем остаться?

В этой ситуации на экране разбирались любимые актеры Муратовой Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Виталий Линецкий, Олег Табаков, Наталья Бузько, Алла Демидова, Георгий Делиев и Утта Кильтер.

РЕКЛАМА

Режиссер говорит, что эта картина далась ей тяжело и морально, и материально. Очень долго не могли найти финансирование, поскольку государство отказалось поддержать режиссера.

— Картина задумывалась как альманах короткометражных фильмов, — рассказала Кира Георгиевна. — С одной стороны, казалось, что это дорого, с другой, мне говорили, что сейчас не любят альманахи. В общем, сценарий так и лежал.

РЕКЛАМА

Мне уже давно хотелось разрушить сюжетные, драматургические стереотипы. В картину обязательно нужно втиснуть любовную пару и в конце — пирком да за свадебку, а между делом должен быть детектив или что-нибудь более оригинальное. Я это называю: «Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша любит Толика, Толик глядит в пространство». Но в конце все пристроены, а кто не пристроен, того автор как-нибудь аннулирует — кинет под машину или со скалы. И так все кругленько заканчивается. Мне это давно надоело. Хочется сделать совсем другую конструкцию — сюжетную, драматургическую. В этом фильме получилась полная реализация моих планов. Так что, можно сказать, я им довольна.

Некоторые называют этот фильм концептуальным. Так и есть, но на самом деле — это игра слов, потому что любое произведение искусства концептуально. Хочешь не хочешь, а все равно оно проистекает из какой-то концепции, осознанной или неосознанной… Картина подчеркнуто концептуальна, в ней виден скелет, схема. Но при этом, при наличии таких прекрасных актеров, она прелестна не своей концепцией, а исполнением, которым они ее наполняют.

РЕКЛАМА

Можно впасть в ужасную пошлость, если все анализировать — «веревки в фильме символизируют запутанность человеческих отношений, их невозможно распутать», «привидение в кресле — это призрак, который живет в душе героя». Да, такие намеки существуют. Но, помимо намеков, которые имеют десятистепенное значение, эти вещи должны иметь внешнюю интересность, привлекательность, забавность, загадочность.

Так же и с названием. Спрашивают, что такое вечное возвращение? Я долго могу рассказывать об этом, начиная с Ницше, Томаса Манна. Некоторые даже с Пифагора начинают или с французского фильма Деленнуа про Тристана и Изольду «L'ternel retour». Да, это касается существа картины, но не всем понятно. Ну и не важно, зато красиво звучит. Вообще, это термин, означающий бесконечное возвращение сюжетов, сказок, литературы, сценариев. Все повторяется в истории искусств и человечества. И в разных формах нам выдается.

— Как вам работалось над фильмом?

— Несмотря на все трудности, пребывала в состоянии влюбленности. Потому что больше всего на свете люблю кино. Я всегда в него влюблена. И не только в свое кино, а вообще в кинематограф. И стремлюсь им заниматься. Без этого я себя чувствую как девочка, затерявшаяся в лесу, сразу начинаю искать юбку (юбка — это кино), чтобы ухватиться за нее и дальше брести или бежать по этой жизни. Когда не работаю, не снимаю, я замкнутый, закрытый, необщительный человек.

— Вы думаете о зрителе, снимая картину?

— Мы, режиссеры, очень эгоистичны — каждый думает о себе или о каком-то еще режиссере, которого он любит. Иногда я думаю о зрителе — когда представляю себя первым свежим зрителем кадра, сцены и пытаюсь понять ее. Но попытки мои тщетны. Я в первую очередь думаю о том, чтобы понравиться себе. Хотела бы, мечтала бы понравиться всем людям, но не в ущерб своему собственному мнению. На самом деле люди делают все только для собственного удовольствия. И у каждого оно свое. Но я всегда надеюсь, что найдется группка людей, которые разделят мое удовольствие.

— Ладили ли на съемочной площадке давние конкуренты Алла Демидова и Олег Табаков?

— Да они не показывали и виду, шутили, импровизировали. Алла Демидова не учила свой текст — «это не Шекспир, я учить не буду». И в сценах с Олегом Табаковым просто вешала ему на грудь листик с текстом и читала с него. Олег не возражал. Он немного преобразил свой образ — надел кепку и парик с длинными волосами. «А что, все в париках, и я тоже буду», — шутил он. Это прекрасно, когда вокруг тебя люди, которые придумывают… Я очень люблю сюрпризы в работе, мне нравится, когда актер чем-то вдруг да удивит.

*Давние конкуренты Алла Демидова и Олег Табаков прекрасно ладили на съемочной площадке. Кадр из фильма «Вечное возвращение»

2993

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров