Комендант семьи Брежнева: "Сегодня все могло бы быть по-другому, если бы преемником Леонида Ильича стал Щербицкий"
Советским государством Брежнев руководил почти два десятилетия — до самой своей смерти в 1982 году. Это время называют «брежневской эпохой». И оно еще достаточно свежо в памяти многих людей. Однако с годами все большими небылицами обрастает имя Генерального секретаря ЦК КПСС и членов его семьи.
О том, каким человеком был Леонид Ильич, «ФАКТАМ» рассказал комендант семьи Брежнева полковник Комитета госбезопасности СССР Олег Сторонов.
— Олег Александрович, вы проработали комендантом семьи Брежнева с 1974 года. Что входило в ваши обязанности?
— Я выполнял личные поручения Леонида Ильича и членов его семьи. В этом качестве проработал рядом с Брежневым до самой его смерти.
*Олег Сторонов: «Леонид Ильич своим обаянием и дружественностью сразу же располагал к себе. А ведь это очень важное качество для политика» (фото автора)
— Сегодня годы правления Леонида Брежнева зачастую называют периодом застоя. Многие товары, да и продукты были тогда в большом дефиците…
— Зато не было безработицы и бомжей, образование и медицина бесплатно, все имели возможность получить жилье, отдыхали в санаториях и домах отдыха за символическую цену… Жизнь была стабильной, люди могли планировать завтрашний день. А дефицит? Да, существовал, никто этого не отрицает. Но это, поверьте, не смертельно. Все были сыты, обуты, одеты. Может быть, не того фасона одежда и обувь продавались. Но разве это самое главное?
«Застоем» назвали тот период уже при Горбачеве. Начали активно педалироваться негативные моменты времени, когда страной руководил Брежнев. Говорили о пустых прилавках и о других недостатках, тем самым внушая народу, что теперь его жизнь станет неизмеримо лучше. Что получилось, известно. Так что не надо называть время руководства Брежнева очень плохим.
Я уж не говорю о тех страшных событиях, которые происходят сегодня. Сколько людей погибло и продолжает гибнуть в Украине, откуда Леонид Ильич был родом. И я никак не могу понять: зачем все это нужно? И что будет дальше, никто не знает.
А ведь сегодня все могло бы быть по-другому, если бы преемником Леонида Ильича, как он и планировал, стал Щербицкий. Брежнев предлагал кандидатуру Владимира Васильевича на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, так как видел в нем хорошего хозяйственника и политика — профессионала высочайшего класса. Однако все вышло по-иному.
Пленум, на котором Брежнев собирался объявить о своем уходе с должности и озвучить имя преемника, должен был состояться 15 ноября 1982 года. Но 10 ноября Леонид Ильич, как известно, умер. Произошло это неожиданно.
— Брежнев дружил со Щербицким?
— Они были в очень хороших отношениях. Когда Леонид Ильич отдыхал в Крыму, приглашал туда к себе на дачу Щербицкого с супругой. Они вместе проводили досуг. Любили о многом беседовать за обедом и ужином. А вообще могу вам сказать, что Брежнев был таким человеком, к которому люди тянулись. Открыт, доступен, общителен… Всегда интересовался мнением собеседника.
— После смерти Леонида Ильича слишком искренний брежневский поцелуй с лидером ГДР Эриком Хоннекером не раз становился предметом насмешек.
— Брежнев обнимался и целовался со всеми руководителями государств, которые приезжали к нам в СССР. Своим обаянием и дружественностью сразу же располагал к себе. А ведь это очень важное качество для политика и дипломата, чтобы переговоры прошли результативно и были успешными.
— Брежнева в его последние годы, когда очень болел, зачастую изображали карикатурно. Но как говорил известный международный обозреватель Александр Бовин, Леонид Ильич был несравненно умнее тех, кто это делал.
— Леонид Ильич был человеком очень эрудированным. И не только в политике. Когда на свадьбе своего внука Лени начал читать наизусть поэзию Есенина, все гости слушали, разинув рты. Читал без бумажки и ни разу не сбился! Всегда следил за новинками в кинематографе. К слову, фильмы «Калина красная» и «Белое солнце пустыни» вышли благодаря его личному одобрению.
— Олег Александрович, а как был обустроен быт Генерального секретаря ЦК КПСС? Он, наверное, жил уже при коммунизме?
— Ничего особенного. Единственное: телевизор был оснащен пультом. Правда, на шнуре пять—шесть метров — не таким, как сейчас. Леонид Ильич мог переключать программы, не подходя к телевизору. Обычно смотрел его, сидя за столом. И в машине был радиотелефон. Вот и все, пожалуй, технические новинки.
— А какая мебель была в доме, посуда?
— Сервизы немецкие, а мебель наша, отечественная. Я даже удивился, когда первый раз попал к Леониду Ильичу. У такого человека мебель, как в квартирах рядовых людей! У некоторых даже, наверное, лучше. Да и сама квартира на Кутузовском проспекте меня поразила. В спальне и гостиной стены оклеены обоями, а в столовой и кабинете — желтым линкрустом — материалом, который используется в вагонах поездов метро. В комнатах — паркет, а в коридоре и на кухне — линолеум.
— Правда, что и одевался практически во все отечественное?
— Да, костюмы шились в Московском доме моделей, а рубашки — на фабрике «Большевичка». Костюмы Леонид Ильич любил строгие: серые и темно-синие, а рубашки предпочитал голубые, белые надевал редко. Обувь тоже делалась на заказ. Только галстуки были импортные — на специальных крючках. Они удобнее тех, что завязываются. У нас такие не выпускались.
Что касается заграничной одежды, вспоминается такая история. Как-то по телевизору Леонид Ильич увидел на президенте Финляндии Урхо Кекконене шерстяной джемпер на пуговицах. На следующий день вызывает меня: «Что-то я, Олег, мерзну. Нельзя ли и мне такой?» — «Хорошо, Леонид Ильич, постараемся».
Позвонили в торгпредство в Финляндию. И через неделю привезли четыре джемпера. Брежнев выбрал серый с белым узором. Расплатился наличными. В этом джемпере любил на даче в беседке читать или курить и о чем-то размышлять.
— Водитель Брежнева рассказывал мне, что, когда Леониду Ильичу врачи запретили курить, он просил, чтобы в машине было накурено — уж так ему нравился запах табака.
— Это правда. В 1979 году Леониду Ильичу категорически запретили курить. Но он просил и водителя, и охранников «подымить». Дело даже доходило до того, что в бассейне плавает, потом подплывет к бортику и говорит: «Ну, ребята, покурите и… подышите на меня». Надышится — и снова в воду.
— О машинах Брежнева какие только легенды не ходили.
— То, что говорят, будто в его гараже было до ста автомобилей — неправда, как и многое другое. Например, я где-то прочитал, что у Леонида Ильича был кот, который его всегда предупреждал об опасностях, и будто бы Брежнев постоянно возил его с собой в машине. Что за ерунда! Зачем такое придумывать? Были доги, голуби в голубятне, но кошек не было.
А что касается автомобилей… Когда Брежнев скончался, в гараже стояло машин шесть. Какие-то после его смерти отдали в ЦК, какие-то достались детям, внукам. Леонид Ильич, когда был молод и здоров, любил сам ездить за рулем. Научился водить еще в армии.
— Лихачил?
— Было дело. Не раз попадал в аварии. Однажды на большой скорости помчался по крымскому серпантину. Охрана его догнать не могла. И вот на одном повороте машину, за рулем которой был Леонид Ильич, занесло так, что она чуть не сорвалась с обрыва. Передние колеса повисли над пропастью. Еле успел затормозить. Как говорится, Бог миловал.
— Брежнев был верующим человеком?
— Этого не могу вам сказать. Однако мама и сестра его были верующими. На большие праздники ходили в церковь. На Пасху всегда на столе стоял кулич, крашеные яйца укладывали на тарелочку в восходящую рожь. Зажигались свечи. Эта традиция существовала в семье и после смерти матери Леонида Ильича Натальи Денисовны.
— Правда, что жена Брежнева Виктория Петровна делала какое-то необыкновенное варенье из крыжовника? Каждая ягодка будто бы начинялась грецким орехом.
— Я пробовал варенье из белой черешни, которое готовила Виктория Петровна. Очень вкусное — язык можно было проглотить! Горничные, официантки садились за круглым столом на кухне и специальными приборчиками вынимали из ягод косточки. Закрывалось много банок, Виктория Петровна потом щедро их раздавала родным и близким. Вообще она была очень хорошей хозяйкой. Борщи вкусные готовила. Профессиональные повара всегда прислушивались к ее советам, записывали рецепты.
— Леонид Ильич любил вкусно поесть?
— Знаете, как ни странно, в преклонном возрасте следил за весом. Ел мало, к сладкому был равнодушен. Но гостей всегда угощал щедро.
— Многие ошибочно думают, что жена Брежнева всю свою жизнь была домоседкой и кроме хозяйства ее мало что интересовало. Внук Леонида Ильича Андрей рассказывал мне, что до 1970 года Виктория Петровна ездила с мужем повсюду. А когда посмотрела мир, решила: достаточно.
— Да, она сопровождала Леонида Ильича и в Лондон, и в Париж, и в Нью-Йорк. Ездили и в Германию, и в Индию — там катались на слонах. А потом, уже в возрасте и когда стала болеть, Виктория Петровна отказалась от этих поездок. Они стали для нее утомительными.
— Андрей Брежнев также говорил мне, что у его деда могло быть самое большое в Европе… стадо слонов — его подарили в одной из стран. Но корабль со слонами без захода в Советский Союз отправили на Кубу к Фиделю Кастро.
— Знаю, что во время посещения Индии Индира Ганди подарила Брежневу слоненка, которого сразу отдали в Театр Дурова. А из Индонезии как-то прислали в дар двух обезьян. Самолет с ними прилетел очень поздно, и мартышек запустили на ночь в помещение с бассейном. Утром зашли, а там такое творится! Раскачиваясь на шторах, обезьянки изорвали их в клочья!
— А вам Леонид Ильич дарил что-то?
— Самый памятный подарок от него — наручные японские часы. Они лежат у меня как память, очень для меня дорогая. Подарил их Леонид Ильич на день рождения, сняв со своей руки. Было очень трогательно и приятно.
— Насколько знаю, вы продолжали заботиться о семье Брежнева и после его смерти.
— До 1988 года за супругой Леонида Ильича сохранялась государственная дача и многие полагавшиеся прежде привилегии. И я оставался при Виктории Петровне. А потом вышел указ, отменивший все это. Ее попросили с дачи, дали маленькую дачку далеко в Подмосковье. Без машины как туда добираться? Или как вызвать врача? Виктория Петровна болела, поэтому отказалась. У нее был сахарный диабет, под конец жизни практически ослепла.
Жаль мне ее было. Столько негатива свалилось на всю их семью. Тяжело ей было слышать то, что говорили о муже. Они ведь для людей сделали немало хорошего. Все, что при Андропове назвали именем Брежнева — город Набережные Челны, один из районов Москвы и так далее, при Горбачеве переименовали.
В 1991 году сняли и мемориальную доску на доме на Кутузовском проспекте, 26, где жил Леонид Ильич. Потом эту самую доску продали за границу. Сейчас, насколько знаю, она находится в одном из частных музеев Германии. Вернуть оттуда ее оказалось невозможным. Но в прошлом году в день рождения Леонида Ильича на доме, где он жил, удалось установить новую. Все-таки мы с фотографом Брежнева Владимиром Мусаэльяном добились этого! Как говорится, восстановили справедливость. Правда, добиваться пришлось около двадцати лет…
11541Читайте нас в Facebook