ПОИСК
История современности

Перед Рождественским постом приглашали на обед родственников и угощали мясными блюдами бедняков и вдов

6:30 26 ноября 2014
Рождественский пост
В пятницу, 28 ноября, начнется 40-дневный пост, который закончится 7 января

Завтра, 27 ноября, в день памяти апостола Филиппа, православные и грекокатолики будут заговляться перед Рождественским постом, который начнется в пятницу, 28 ноября. Этот пост длится 40 дней. По церковному учению, говение установлено для того, чтобы христиане смогли подготовиться к светлому празднику Рождества Христова (7 января), очистили себя покаянием, молитвой, духовным и телесным воздержанием.

Рождественский пост

Филиппов пост не так строг, как Великий, однако от скоромных продуктов все же придется отказаться. Итак, в течение 40 дней верующие не употребляют мяса, сливочного масла и других молочных продуктов, а также яиц.

В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и подсолнечное масло и дозволяется растительная пища (сухоядение).

Во вторник, четверг, субботу и воскресенье можно принимать пищу с растительным маслом.

РЕКЛАМА

Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям, в великие праздники, например, на Введение в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и дни великих святых, приходящиеся на вторник или четверг. Если же праздник выпал на среду или пятницу, то рыбу есть не полагается, разрешается только вино и растительное масло.

Со 2 января по 6 января пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

РЕКЛАМА

Нужно отметить, что зимний пост (именуемый в народе Пилипiвкой) не такой строгий, как Великий, перед Пасхой. Продуктов животного происхождения, конечно, употреблять не позволяется, но зато можно по субботам и воскресеньям приготовить к обеду рыбу, а также выпить немного красного вина. А еще на Филипповку приходится много православных праздников и памятных дней, которые наши предки обязательно отмечали.

На Введение в храм Пресвятой Богородицы родители разучивали с детьми молитвы и духовные песни

Согласно старинной традиции, в день апостола Филиппа люди провожали мясоед. Для этого готовили сытный обед и приглашали на угощение родственников, кумовьев и соседей. Понятно, что накануне длительного поста съесть старались как можно больше: щоб того сала та ковбаси на все говiння вистачило. Оставшиеся мясные деликатесы раздавали бедным людям. Вечером обязательно носили гостинцы сиротам, вдовам и одиноким старикам.

РЕКЛАМА

Молодежь на Филиппа устраивала вечорницi, которые заканчивались за полночь. Родных сестер и братьев в одну компанию не принимали, чтобы те друг у друга женихов-невест не отнимали. Люди семейные следили за погодой: «Якщо на Пилипа лежить снiг, то травень мокрим буде». Иней на деревьях в этот день сулил богатый урожай овса. А еще наши предки знали: якi ночi у Пилипiвку, такi днi у Петрiвку (летний, пост, который заканчивается 12 июля). Видимо, имелась в виду их продолжительность.

Утром 28 ноября верующие отправлялись в церковь, чтобы после службы получить у своего духовника благословение на пост. С этого дня продукты животного происхождения уже не употребляли. Послабление в посте делалось воинам, путешественникам, пожилым и больным людям, беременным женщинам, кормящим матерям и маленьким детям. Им разрешали есть сыр, творог и другие молочные продукты.

Вообще, с проведением Рождественского поста у наших предков было связано много обычаев и обрядов. Так, к дню апостола Филиппа нужно было завершить все полевые работы, щоб земля вiдпочила до весни. Ну, а когда дела заканчивались, люди с радостью отмечали православные праздники. Начинали 4 декабря, на Введение в храм Пресвятой Богородицы (третья Пречистая). В этот день родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, привели свою трехлетнюю дочь в храм в Иерусалиме, где потом девочка жила и воспитывалась почти 12 лет.

Отмечать третью Пречистую наши предки начинали с посещения церкви. После литургии вся семья спешила домой и c некоторой опаской ожидала, кто же из знакомых или соседей первым придет в гости. Если явится молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, в следующем году Бог пошлет богатый урожай и все домочадцы будут здоровы. Постучит в двери пожилой мужчина — заболеет кто-нибудь или злыдни в доме заведутся. Но хуже всего, если порог переступит старая женщина. Не миновать кому-то смерти.

В западных областях Украины существовала хорошая традиция — проводить в этот день духовные уроки с детьми. Взрослые учили малышей новой молитве или песне, стихотворению религиозного содержания. Лучше всего, если это было обращение к Богородице.

Часто в этот день уже выпадал снег, поэтому наши предки говорили: «Третя Пречиста ступає, землю снiгом вкриває». По погоде в праздник судили о том, какой она будет на Святки: «На Введення мороз — всi свята з морозом, тепло — всi свята з теплом». Еще в праздник предсказывали погоду весной. Если к вечеру неожиданно налетал ветер со снегом, значит, весной ливни приведут к паводкам. Также считалось: сколько на Введение воды, столько на Юрия травы.

Как только за окном темнело, девчата открывали двери, давая знак Богородичной звездочке на небе, щоб дивилася щовечора у цю хату. Малышня, подпрыгивая у окошка, зазывала:

Зiрничко-зiрничко, розтвори вiчки,

Заходи до хати, лягай з нами спати.

Там, де Пречиста, на душi чисто!

Кстати, в другое время маленьким детям строго-настрого запрещали смотреть в темное окно: «Дiти бачать те, що старi вже не бачать, а воно може послiдувати за ними на все життя».

Ночью накануне Андрея девчата гадали на суженого

А 7 декабря православный люд отмечает день великомученицы Екатерины. Эту святую наши предки считали покровительницей учащихся (Катерина была образованной и мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест, семьи. Жила Екатерина в Александрии в конце III — начале IV столетия, была дочерью правителя, христианкой. Девушка долго искала жениха, который превзошел бы ее в уме, благородстве, красоте и богатстве. Однажды ей во сне явился Христос и преподнес обручальное кольцо. Тогда девушка поняла, кто станет ее женихом. В то время правил жестокий император-язычник Максимин, который потребовал от Екатерины отречься от Иисуса. Он подослал к ней философов и мудрецов, чтобы они убедили ее в превосходстве язычества. Но девушка не только устояла, но и сумела обратить их в христианскую веру. Разгневанный император приказал мучить Екатерину, долго держал ее в темнице, а затем велел отрубить голову.

В Украине святую особо почитали молодые люди, желавшие создать крепкую семью. Накануне праздника парубки строго постились, чтобы по молитвам Екатерины Господь послал хорошую жену. Девушки в этот день тоже думали о своих суженых и просили о них великомученицу. Один из самых популярных способов узнать, услышала ли их святая, был таким: утром до восхода солнца срезали несколько веточек вишни и ставили в воду. Если ко дню святого Василия (14 января) зацветут — значит, в течение года девушка выйдет замуж.

Правда, еще нужно было позаботиться о том, чтобы посватался человек молодой, добрый и богатый. Для этого вечером накануне праздника девчата собирались у одной из подруг и вместе варили ужин — борщ и кашу. После полуночи, пока еще не запели петухи, горшочки со снедью заворачивали в рушники и выходили во двор, чтобы позвать долю. По очереди девчата взбирались на ворота и, держа в руках горшочек, трижды произносили: «Доле, доле, йди до нас кашу їсти!» Если в этот момент кукарекал петух, значит, счастливая доля услышала и откликнулась на приглашение. Если тихо — оглохла доля и не придет. Но худшая примета — увидеть в этот момент падающую звезду. «Закотилася, згасла моя доля», — печалилась тогда девушка.

А утром самые смелые девчата, несмотря на мороз, в одной сорочке и босиком выбегали за ворота, чтобы отнести добрым соседям подарок — вышитый рушник. По поверьям, это должно было приблизить свадьбу.

Впрочем, как бы ни повела себя в день святой Екатерины судьба, ее испытывали еще несколько раз. С нетерпением девчата ждали ночи накануне праздника апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, чтобы устроить гадания. «На Андрiя робиться дiвчатам надiя», — говорили в старину. Способов выяснить, кто же посватается после Святок, девчата знали немало. Гадали на туфлях и сапожках, на подушке, на освященных свечке и воде, на воске, пряже, соломе, на гребешках, иголках и даже пирогах. Например, был такой способ узнать свою судьбу. Укладываясь спать, ставили под кровать миску с водой и клали сверху дощечку или палочку — мiсток. При этом произносили такие слова: «Як я буду спати, нехай по тiм мостi вороний кiнь скаче та буйною гривою пряде, а мiй князь, що до вiнця мене вiзьме, перед яснi мої очi стане». Затем девушка старалась поскорее заснуть, чтобы увидеть во сне своего «князя».

А еще на Андрея девушка завязывала глаза и шла к ограде во дворе. Взявшись за один из кольев тына, снимала повязку и внимательно его рассматривала: ровная жердь — значит, парубок будет стройным и красивым, кривая — окажется пьяницей, толстая — посватается богач. Ну, а чтобы узнать имя суженого, девицы выходили за ворота и у первого встречного мужчины спрашивали, как его зовут.

Некоторые девчата, отчаявшись привлечь внимание приглянувшегося парня, пытались его причарувати. В полночь на Андрея девушка подходила к печке и, подув на тлеющие поленья, тихо проговаривала: «Диме-димочку, в Андрiєву ночку в шпорi не чади — у комин iди. Лети над порогом до милого мого, любiсть у груди йому надихни i серце до мене його приверни! Аби мною одною лиш жив i мене одну лиш любив!»

Считалось, что парубок, отведавший калиты, познал истину и теперь может жениться

В Рождественский пост молодежь часто собиралась на вечорницi. Так, на Андрея подружки встречались у одной из них дома и лепили балабушки, на которых тоже можно было погадать. Каждая девица пекла свою балабушку, причем воду для теста полагалось принести от колодца во рту. Чтобы не перепутать, где чья булочка, их украшали разными узорами. Готовую сдобу раскладывали на рушнике, к которому подводили голодного пса. Чью балабушку он сразу схватит и проглотит, той и замуж первой идти. Если собака только надкусит булку — жених вскоре изменит и бросит. Утащит пес балабушку с рушника, значит, сваты приедут из дальних краев.

После гадания девицы готовили к праздничному вечеру разные постные блюда, главным из которых была калита — большой круглый медовый корж с отверстием посередине. Это лакомство считалось символом солнца и всего мира. Месили тесто по очереди, спокойно, без суеты, желая при этом добра и здоровья всем, кто отведает калиты.

Когда праздничный стол был накрыт, приходили парубки. По традиции молодые люди приносили девушкам гостинцы: сладости, разноцветные ленты, платочки… Все это девчатам предлагали в обмен на калиту.

Медовый корж парубки подвешивали на красной ленте к длинной палке и устраивали веселую игру «Кусання калити». Одного из ребят назначали Паном Калитянским, его обязанностью было, дергая за ленту, опускать и поднимать корж. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Участники игры должны были отгадать загадку и, изловчившись, откусить от пряника кусочек побольше. Считалось, что парубок, отведавший калиты, познал истину и теперь может жениться. Однако довольно часто за весь вечер никому из парней не удавалось укусить корж. Тогда калиту снимали с ленты, разламывали и давали каждому по кусочку. Девчата, принимая пряник, говорили: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з'їли, за женихами полетiли».

Парубкам после неудачи в игре «Кусання калити» давали возможность реабилитироваться в другом испытании. Перед юношей ставили миску с медом, на дно которой клали перстень. Считалось, что парень, который достанет губами кольцо и при этом не испачкает нос в меду, скоро женится и будет счастливым.

Молодежь, несмотря на пост, развлекалась всю ночь. Парубки, осмелев, снимали с петель ворота и разбирали заборы возле домов, где жили девушки на выданье. Таким образом они протестовали против того, чтобы девицы быстро выходили замуж и покидали их веселую компанию. Родители стерегли ворота, поскольку, согласно поверью, «у того, в кого вкрали, старости заблукати можуть».

Люди семейные на Андрея ходили в гости к кумовьям и родителям. А еще готовили разные целебные снадобья, в основном от простуды.

В день великомученицы Варвары (17 декабря) посещали церковь, а потом девушки собирались вместе, пели новые колядки и вышивали свадебные платочки. В старину верили, что именно Варвара научила людей вышивать. «Варвара Iсусовi ризи шила i нас навчила», — приговаривали женщины и девчата, крестясь перед работой. Считалось, что в этот день нельзя стирать, белить хату и месить глину.

К праздничному столу лепили вареники и варили пиво. О погоде на Варвару наши предки говорили: «Варвара зварить (заморозить), Сава (18 декабря) — засалить (имелись в виду плавающие на реке куски льда), а Микола (19 декабря) — закує». Или: «Варвара мостить, Сава гострить, Микола цвяшкує».

Блинчики с морковью

Для приготовления потребуется: 250 г муки, 300 г моркови, 15—20 г дрожжей, 1,5 стакана воды, 100 г подсолнечного масла, 1—2 ст. ложки сахара, соль — на кончике ножа.

В теплой воде развести дрожжи. Очищенную морковь натереть на мелкой терке и положить в разведенные дрожжи, добавив сахар, соль и муку. Перемешать и поставить в теплое место на 40 минут, чтобы подошло. Затем перемешать повторно и оставить еще на час. Готовое тесто выкладывать ложкой на разогретую сковороду и жарить с двух сторон. Блинчики подают теплыми, с ягодным киселем или повидлом.

4800

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров