Художник Александр Клименко: "Пишу иконы на досках, привезенных с войны"
— Когда я пишу святые образа на досках, которые друзья привозят мне с фронта, явственно ощущаю запах гари и пороха, — рассказал на открытии выставки «Икона во время войны» в Национальном заповеднике «София Киевская» художник Александр Клименко (на фото в заголовке). Его супруга София Атлантова и теща Наталья Волобуева тоже художники. Вместе они представили свои работы, написанные на досках от ящиков для патронов, гранат, снарядов.
— Церковь разрешает использовать такой материал для изображения на нем икон?
— Не имеет значения, на чем написан образ. Все представленные здесь иконы каноничные. Кстати, мы с женой имеем довольно богатый опыт работы в области сакрального искусства — в Киеве расписывали церковь святителя Николая на территории больницы № 17 и храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица-Пантонесса», в Донецке — церковь Александра Невского.
— Как пришла идея писать образа на досках от ящиков для боеприпасов?
— Началось с того, что четыре месяца назад мы с женой провели благотворительный аукцион своих работ в столичном Музее Ивана Гончара. Вырученные средства передали на помощь раненным на фронте и Первому мобильному госпиталю имени Пирогова. Одну из икон благотворители купили в качестве подарка добровольческому батальону «Сiч», база которого находится под Киевом, на территории бывшей резиденции Виктора Януковича «Межигорье». Это стало поводом для того, чтобы поехать в гости к бойцам. Тогда я впервые увидел ящики от боеприпасов. Как иконописец сразу понял, что доски от них как нельзя лучше подходят для моей работы. Например, одна из икон — «Богородица с Младенцем» — в числе первых образов, написанных на таком материале.
— Что же в них особенного?
— Они отлично высушены, а для художника важно работать не со свежим, а с подготовленным деревом. Ящики с боеприпасами хранились на складах с советских времен по 30, 50, а то и более лет. Самый старый из них, попавший мне в руки, изготовлен еще до Второй мировой войны — в 1938 году. Остается загадкой, почему он не был отправлен на советско-германский фронт.
Я прошу друзей и знакомых из батальонов «Сiч» и «Днiпро-1», волонтеров, военных журналистов привозить с передовой ящики от использованных боеприпасов. Примерно половина из представленных здесь работ написаны на досках, которые доставлены из-под Донецка — из поселка Пески, где уже много месяцев идут бои. Был такой случай: в Песках друзья подготовили для меня связку досок, но перед самой отправкой в нее попала вражеская мина. Пришлось собирать новую партию.
Эти образа особенно ценны — как знамение времени. Недавно меня попросили написать иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» для двух добровольческих батальонов именно на досках, привезенных с фронта.
Я познакомился уже со многими бойцами, и, знаете, особенно растрогала фраза одного командира: «У меня недавно родился ребенок, после этого я стал относиться к подчиненным как к своим детям».
*Работу «Покрова Пресвятой Богородицы» Наталья Волобуева написала на ящике от ручного противотанкового гранатомета. По контуру начертаны строки из духовного гимна Украины «Боже, Великий, Єдиний, нам Україну храни…»
Подходим к ящику из-под патронов, на котором изображена сцена Рождества Господня. Рядом стоит автор этой работы Наталья Волобуева (на фото).
— Оружие и боеприпасы являются атрибутами войны, — говорит художница. — Ящики от пуль и снарядов мне хочется превратить в картины, вселяющие надежду на лучшее. Когда мне попадает очередной кусок доски с фронта, откладываю в сторону заказы, отключаю все телефоны и с вдохновением тружусь. Это мой личный вклад в то, чтобы скорее настал мир.
— После закрытия нынешней выставки, которое состоится 15 марта, мы проведем аукцион по продаже представленных на ней работ, — сказал Александр Клименко. — Вырученные деньги пойдут на поддержку раненых и Первого мобильного госпиталя имени Пирогова.
Фото с выставки смотрите здесь
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2447Читайте нас в Facebook