"Польская национальная элита погибла в авиакатастрофе потому, что Путин готовился к агрессии"
После 10 апреля 2010 года, когда в авиакатастрофе под Смоленском погибла политическая элита Польши во главе с президентом Лехом Качиньским, Катынь стала для поляков символом двойной трагедии. Высокопоставленные польские чиновники, общественные и церковные деятели летели в Россию почтить память соотечественников, расстрелянных сотрудниками НКВД в Катыньском лесу весной 1940 года. Планировалось, что руководство Польши посетит и Харьков, где также казнили польских офицеров. Но при заходе на посадку Ту-154М зацепил крылом дерево и разбился. На борту самолета находился польский лидер Лех Качиньский, его супруга, сенаторы, депутаты Сейма… Всего вместе с экипажем 96 человек.
Со дня трагедии под Смоленском прошло пять лет, но причины аварии президентского самолета до сих пор не выяснены окончательно. Кстати, районный суд Варшавы дважды возвращал на дополнительное расследование дело о подготовке к злополучному рейсу. В неудовлетворительном выполнении должностных обязанностей подозревались как чиновники канцелярий польского президента, премьер-министра и министерства обороны, так и представители дипломатического корпуса Польши в России. Тогда же следователи опровергли предположение, что на борту правительственного лайнера могла взорваться бомба. «Прокуроры провели анализ всех полученных экспертных заключений по итогам проведенных химических экспертиз. Из этих заключений следует, что на борту самолета Ту-154 номер 101 не было взрыва взрывчатых веществ», — заявил глава окружной военной прокуратуры Варшавы Иренеуш Шелонг.
Однако летом прошлого года суд Варшавы постановил возобновить расследование дела об авиакатастрофе «борта № 1». Местная пресса связала это с появлением у польских следователей неких новых доказательств неслучайности авиакатастрофы. Журналисты предполагали, что президентский самолет таки смог приземлиться в лесном болоте под Смоленском, а уже на земле его взорвали термобаричной бомбой. В качестве доказательств СМИ ссылались на переданные иностранными спецслужбами фотоматериалы. Речь шла как о спутниковых снимках целого самолета на земле, так и о фиксации его взрыва позже. Кроме того, в Интернет попало любительское видео, на котором видны силуэты трех неизвестных, которые добивали людей возле обломков самолета. «Люди были еще живыми, в записи слышны фразы: «Не убивайте нас», «Смотри ему в глаза», «Дай пистолет», — рассказывал польский публицист и фотограф Лешек Шимовский.
Тем не менее через полгода после возобновления расследования, зимой 2015-го, прокуратура Польши предъявила обвинения по делу о разбившемся под Смоленском самолете президента Леха Качиньского двум российским диспетчерам. Им инкриминируют «неумышленное доведение до авиационного происшествия». А польский МИД направил очередную ноту российским коллегам с настойчивой просьбой вернуть обломки президентского самолета в Польшу. Однако, как говорится, воз и ныне там: и обломки лайнера, и авиадиспетчеры остались в России. Более того, в Следственном комитете России заявили, что в действиях сотрудников аэропорта, руководивших полетом и посадкой президентского самолета, никаких нарушений не было…
Впрочем, у версии о специально подготовленном убийстве польской верхушки также много сторонников. Об этом, в частности, говорил брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский, премьер-министр Польши в 2006—2007 годах.
— Лех Качиньский причинял неудобство тем, кто не хотел, чтобы Польша была самостоятельным эффективным субъектом. И все закончилось, как закончилось, — сказал Ярослав Качиньский в интервью польскому изданию Onet.pl. — Все указывает на то, что это было покушение. Я не утверждаю категорически, но многое говорит в пользу версии покушения. Так, генерал спецвойск распорядился снижать самолет на 100 метров вопреки мнению всех офицеров, находившихся на аэродроме в Смоленске. И это факт. Ту-154 было приказано снижать высоту. Я говорю это в противовес той подлой лжи, когда говорят, что садиться пилотам приказал президент. Он этого не приказывал, нет ни малейших доказательств, что со стороны главы государства поступало подобное распоряжение…
…Брату передали, что на аэродроме туман, и спросили, где сажать самолет. Но не он принимал решения о снижении и посадке. Если бы пилоты сказали, что они не могут посадить самолет или если бы аэродром был закрыт, тогда он должен был бы выбрать запасной аэродром. Брат не говорил о запасном аэродроме, так как пилоты не сообщали, что посадка невозможна. В самолете решения принимает пилот, который сажает самолет или нет. С контрольной вышки пилотам дали команду снизить высоту полета. То есть снизиться с высоты около 10 тысяч метров и идти в сторону аэродрома. И это было решением диспетчеров, а не пилотов. Потом им дали команду снизиться на высоту 100 метров, а третья команда была — «свободная полоса», то есть садитесь. Они начали снижаться, а потом приняли решение уйти на второй круг.
Политическую составляющую в причине катастрофы «борта № 1» увидел и председатель парламентской следственной комиссии, экс-министр внутренних дел Польши Антоний Мацеревич. «Агрессия России в Украине не должна никого удивлять. Польская национальная элита погибла потому, что Путин готовился к агрессии, а наши политики этого не видят. Вместо того чтобы поддержать Качиньского, какие бы упущения он ни совершал, они отдали его жизнь в руки России, в заботливые руки офицера КГБ. А затем отдали ему следствие», — цитировала Антония Мацеревича Polska Times. Осенью прошлого года, в самый разгар вооруженного противостояния на Донбассе, глава следственной комиссии сказал, что если бы в свое время к президенту Качиньскому прислушивались больше, сегодня мир не увидел бы того, что творится в восточной Украине.
Сразу же после трагедии в апреле 2010 года ныне уже покойная Валерия Новодворская, известная российская правозащитница и публицист, написала: «В Варшаве наверняка будет целый вагон чекистских представителей с крокодиловыми слезами на бесстыжих глазах. Не привыкать после похорон Михоэлса, Пастернака, Старовойтовой и Юшенкова. «А над гробом встали мародеры и несут почетный караул». Гостей такого рода без газа и ядерных боеголовок, без нефти и одной восьмой части суши вообще бы на порог не пустили. «Хороший гость — к нам, плохой гость — мимо». Ведь чего требовали поляки от СССР и России в связи с Катынью? От нас ждали покаяния. Примерно такого: «Простите нас, окаянных. Мы не лучше гитлеровцев. Мы вас обидели, мы вас растерзали…»
Но на Катынь-1 легла Катынь-2, а туман — алиби почище немцев. Доказательств нет и не будет. У меня есть вместо них абсолютная уверенность. Президент Лех Качиньский был бельмом в чекистском глазу, его полоскали советские телеканалы наряду с президентами Ющенко и Саакашвили. Он расплатился сразу за все: за поддержку Грузии, за тот героический рейс в Тбилиси; за стипендии и места в университетах, выделенные для белорусских студентов; за убежище для чеченских сайтов и чеченских беженцев; за попытки осудить Ярузельского; за антисоветизм и антикоммунизм; за западную ориентацию; за фильм «Катынь» и за вопросы насчет Катыни; за активную роль в НАТО.
…В Катыни-2 надо обвинять либо Москву, либо святое Провидение. Я христианка и не могу обвинить святое Провидение в работе на чекистов. Я вообще не обвиняю. Я рассуждаю по принципу cui prodest (на латыни — кому выгодно). Но для обвинений нужны улики. Не факт, что через 15 лет какой-нибудь Берия захочет заложить своих коллег, которым сам отдавал приказания…"
На фоне разброса версий о причинах трагедии достаточно сильный скепсис у руководства Польши вызвало недавнее предложение министра культуры РФ Владимира Мединского об «обмене памятниками». Россияне заявили, что готовы дать «добро» на возведение памятного знака жертвам Смоленской катастрофы в обмен на… памятник красноармейцам в польском Кракове.
«Это выглядит как желание раздразнить польское общественное мнение. Не думаю, что следует серьезно воспринимать предложение российской стороны. Это, скорее, выходка министра. Сложно представить себе, что государства будут торговать символами в настолько тонком деле», — сказал президент Польши Бронислав Коморовский в интервью польскому телевидению и напомнил, что об установке памятника в Смоленске он лично договорился с бывшим президентом России, а ныне главой правительства Дмитрием Медведевым. Польский лидер добавил, что не может представить себе ситуации, в которой Польшу заставили бы «поставить памятник по несуществующей причине»: «Информация об убийствах большевиков в польских лагерях — это легенда, неправда. Конечно, они умирали от болезней, ран и так далее, однако их никто не убивал. Это, я сказал бы, ниже пояса».
8—9 апреля президент Польши находился в Украине с двухдневным визитом, в рамках которого и в связи с 75-й годовщиной Катыньской трагедии посетил Национальный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы», созданный на месте массового захоронения жертв сталинских репрессий. По некоторым данным, с 1937 по 1941 год здесь уничтожили и тайно захоронили более ста тысяч человек. В лесу под Быковней лежат останки и более трех тысяч польских военнопленных, расстрелянных энкавэдэшниками весной 1940 года.
По материалам зарубежной прессы подготовила Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»
3719Читайте нас в Facebook