Валентин Курбанов: "Я так ухаживал за своим автобусом, что он прошел пять миллионов километров без единого капремонта" (фото)
Автобусы и троллейбусы, на которых киевляне ездили в первые послевоенные годы, чуть ли не все легковушки и мотоциклы, выпускавшиеся советским автопромом, десятки моделей «Мерседесов», «БМВ», «Опелей», «Фольксвагенов», «Фордов» минувших эпох, армейские автомобили времен Второй мировой увидели посетители выставки Old car fest 2015. Она состоялась в минувшие выходные под открытым небом в Киеве на территории Государственного музея авиации. Ретроавтомобили стояли рядом с экспонатами этого музея — гражданскими и военными самолетами и вертолетами.
— Я работал на этом автобусе 34 года, проехал на нем колоссальное расстояние — пять миллионов километров! — рассказал нам, показывая свой ЛАЗ, водитель одного из киевских автопарков Валентин Курбанов. — Так за ним ухаживал, что за все эти годы ни разу не понадобился капитальный ремонт. Сам выполнял работу механиков. Ребята из автопарка дали мне прозвища Кисточка и Сода, потому что после каждого рейса (ездил на дальних туристических маршрутах) до блеска отмывал моего любимца. Я убежден, что нет плохих машин, есть плохие водители.
Автобус я получил по личному распоряжению министра транспорта Украинской ССР — ради этого пришлось побывать у него на приеме. Расскажу эту историю по порядку.
В советские годы новые машины Львовского автобусного завода по два года работали на зарубежных рейсах, а затем их передавали в автопарки городов Украины для использования внутри страны. Мне достался один из таких автобусов. Проездил на нем без капитального ремонта миллион километров. Руководство хвалило, мол, какой молодец. А я в ответ — свою заветную просьбу: очень хочу мир посмотреть, переведите на туристические маршруты. «Нельзя, — говорят. — Автопарк городской, обслуживает пассажиров в пределах Киева». Пришлось записаться на прием к министру. Он выслушал и решил: «Дадим вам новый автобус, будете возить туристов». В мае 1979 года меня направили в командировку во Львов получать этого красавца. Исколесил на нем Прибалтику, Карпаты, много раз проехал по знаменитому маршруту «Золотое кольцо России», почитай, половину Советского Союза объездил. Пару лет назад я хотел выкупить свой автобус, но руководство распорядилось иначе — передало этот ЛАЗ 2161 в Музей техники «Киевпасстранса».
Возле одного из самых красивых автомобилей выставки — «Паккарда» 1939 года выпуска — нас встретил его владелец киевлянин Александр Ластенко в ковбойской шляпе и жилетке. Раз машина американская, то и костюм должен быть соответствующим.
— Фирма «Паккард» специализировалась на автомобилях для богатых, — говорит Александр. — Данная модель не самая роскошная среди «Паккардов», она стоила 850 долларов. Тогда, 85 лет назад, масштаб цен был иным. За эту сумму можно было приобрести три машины, рассчитанные на американцев со средним достатком. В сталинские времена «Паккарды» закупали в качестве служебных машин для советской элиты (на одном из них — «Паккард твелв» с 12-цилиндровым двигателем — ездил Сталин. — Авт.). В 1960-е эти машины стали списывать из кремлевского гаража. По остаточной стоимости высшие чины партии и правительства брали их для своих родственников и друзей. Лидер СССР Леонид Брежнев отправил несколько «Паккардов» своим близким в родной Днепродзержинск. Там я и купил эту машину. Она находилась в удручающем состоянии — примерно половина деталей, часть корпуса сгнили. Автомобиль, точнее, то, что от него осталось, стоял в разобранном виде в сарае под грудой сена. В США малыми партиями выпускают запчасти для ретроавто. Так что многое из необходимого я выписал из Америки. Но чтобы восстановить «Паккард», этого было недостаточно, поэтому заказывал еще и чертежи, техническую литературу. Ее переводили и по ней обучались технологиям 1930-х годов современные украинские рабочие, которых я привлек к реставрации машины. Восстановление растянулось на долгие 15 лет. Я стремился справиться с этой работой к свадьбе сына. Как раз в аккурат успел, и молодые отправились в ЗАГС на автомобиле-красавце.
Изначально он был черным. Однако я решил выкрасить машину в мои любимые цвета — бордо и бежевый. Кожаные кресла салона выполнены в такой же цветовой гамме, в качестве наполнителя в них использованы высушенные морские водоросли. Обратите внимание на роскошную крышку сигнала на руле — это ювелирная работа. А капот украшен фигуркой богини Фортуны с развевающимися волосами, которая держит автомобильное колесо в вытянутых вперед руках.
*Этот «Паккард» 1939 года выпуска лидер СССР Леонид Брежнев подарил одному из своих близких в родном Днепродзержинске
*Крышку клаксона владелец «Паккарда» Александр Ластенко заказал у ювелиров
Рядом с «Паккардом» демонстрировался «Опель супер 6» 1937 года выпуска.
— По заводскому номеру удалось узнать, что он сошел с конвейера 16 сентября 1937 года, а купил его некий господин Вальтер, житель Берлина, — говорит владелец «Опеля» Юрий Иванченко. — Во время Второй мировой войны этот автомобиль попал в оккупированный Киев. Немцы его бросили здесь при отступлении осенью 1943 года. Тогда у нас существовала практика награждать за заслуги трофейной техникой. Солдаты могли претендовать на велосипеды, младшие офицеры — на мотоциклы. Автомобиль разрешалось вручать офицерам в звании майор и выше. «Опель» достался одному из майоров. Я нашел эту машину под Киевом возле Обухова на краю огорода в ужасном состоянии (Юрий показывает фотографии, на которых запечатлен ржавый раскуроченный автомобиль). Чтобы вернуть ему первозданный вид, мне понадобилось два с половиной года. Отчасти выручило то, что в СССР полностью скопировали двигатель «Опель супер 6» и устанавливали его на грузовик ГАЗ-51. При восстановлении машины я использовал запчасти от этого грузовика.
Мой «Опель» использовали в съемках художественного фильма «Матч»(вышел на экраны в 2012 году. — Авт.) о «матче смерти» в оккупированном Киеве. Мне тогда довелось познакомиться с российскими звездами, снимавшимися в главных ролях — Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской. Досадно, что авторы придали этой картине скандальный антиукраинский характер.
— Мой советский армейский джип Газ-67 1943 года тоже задействовали в съемках кино, — говорит автомастер Олег Загоровец, для которого восстановление ретроавтомобилей стало профессией. — К 9 мая приурочена премьера сериала об обороне Киева «По законам военного времени». В нем вы увидите мою машину. Сотрудничаю с несколькими людьми, увлекающимися реставрацией техники Второй мировой войны. Один из реставраторов приобрел легендарный советский грузовик «полуторку». Эту машину десятки лет использовали на одном заводе для перевозки грузов по территории предприятия, а затем бросили ржаветь на задворках. Мой знакомый случайно услышал об этом грузовике и выкупил его. Нам удалось не только восстановить «полуторку», но и найти документы на нее. В них, в частности, указаны имена водителей, работавших на этом грузовике, начиная с довоенных времен. Мы с моим другом по прозвищу Шатун листали эти бумаги и он, к своему неимоверному изумлению, увидел в списке водителей имя своего деда — тот ездил на «полуторке» в Ленинграде в 1938 году. Мы пригласили дедушку посмотреть машину его молодости. Оказалось, он ездил на ней во время войны, поставил тогда руль с американского автомобиля «Додж», выцарапал на этой баранке «Гони, как тещу, люби, как жену». Надпись сохранилась.
Возле мотоциклов руководителя частной мотомастерской имени Валерия Чкалова Максима Сагдиева был выставлен диплом Книги рекордов Украины. В нем указано, что мотоцикл Иж-49 развил на автодроме «Чайка» под Киевом скорость 113 километров в час.
— Иж-49 стали выпускать вскоре после войны на трофейном немецком оборудовании, — говорит Максим. — Тогда в Советский Союз вывезли не только станки, но и немецких инженеров, квалифицированных рабочих. Они и наладили в Ижевске производство своего мотоцикла. На Иж-49 ездил мой дед. Двухколесная машина выпускалась с коляской. Когда мне исполнилось 16 лет и я сдал на права, получил в подарок мотоцикл.
— На работу ездите на Иж-49?
— Нет, на современном джипе. Занимаюсь установкой топливных котлов. Сейчас предприятия отказываются от отопления дорогим российским газом и переходят на отечественное топливо — пеллеты(изготавливается из отходов деревообработки. — Авт.), так что работы хватает. На мотоцикле езжу на фестивали байкеров на Тарасовой горе под Каневом, а также по маршруту мотопробега «Киев — Житомир — Киев», который основал легендарный летчик Валерий Чкалов.
Когда устанавливался национальный рекорд скорости на Иж-49, за рулем был мой напарник Назар Лаврушко, поскольку он легче меня. Специально для спортивных достижений мы подготовили один из наших мотоциклов этой модели — сняли с него все, без чего он может обойтись. Едешь на нем лежа (чтобы уменьшить сопротивление воздуха) и таким образом как бы сливаешься с машиной. Теперь готовим ее к мировому рекорду скорости для такого класса мотоциклов: в США по дну высохшего соляного озера Бонневиль (это место традиционно используется для установления рекордов) попытаемся разогнаться до 161 километра в час.
*Максим Сагдиев: «Этот мотоцикл выпущен более 60 лет назад. Мы переделали его под гоночный — человек едет на нем лежа»
Больше фото с выставки смотрите здесь
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2462Читайте нас в Facebook