Радна Сахалтуев: "Когда директору студии "Киевнаучфильм" мы говорили: "Здравствуйте!" — он отвечал: "Хорошо"
Мультипликационные фильмы «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ», в работе над которыми принимал участие Радна Сахалтуев, до сих пор с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. О том, как создавались популярные мультфильмы, Радна Филиппович рассказал «ФАКТАМ».
— 55 лет назад, в 1961 году, после окончания ВГИКа я получил направление на работу в Киев, где незадолго до этого открылось отделение мультипликации на студии «Киевнаучфильм», — рассказывает Радна Сахалтуев. — Так как в столице Украины специалистов в области мультипликации не было, первое время приезжали сотрудники «Союзмультфильма». На «Киевнаучфильме» я и познакомился с Давидом Черкасским. Правда, когда я пришел, Додика почему-то перевели в осветители. Начальник цеха у них был человек со своеобразным чувством юмора. Обычно он звал Черкасского и спрашивал: «Додик, ну скажи, как я к тебе отношусь?» Давид отвечал: «Очень хорошо». После этого следовал какой-то «сюрприз». Начальник то просил Додика сходить в магазин за пачкой «Беломора», причем денег не давал, то — поехать в командировку на клеевой завод, где стоял жуткий запах.
Вообще, личности на киностудии работали колоритные. Например, директор Григорий Александров в прошлом был фронтовым кинооператором и прославился тем, что снимал трижды Героя Советского Союза, знаменитого летчика Покрышкина, который очень не любил фотографироваться. Единственный, кому Покрышкин доверял это делать, был Григорий Семенович. Директор слыл человеком сурового нрава. Когда ему говорили: «Здравствуйте, Григорий Семенович!» — отвечал: «Хорошо». А еще очень любил свежий воздух. Собирая у себя в кабинете худсовет, в любое время года открывал окна. Зимой на этих собраниях мы ежились от холода. Не удивительно, когда встал вопрос о переезде студии в отдельное здание, он выбрал не проспект Победы, а Лесной массив, где в 1965 году был сплошной лес.
— Первым мультфильмом в вашем творчестве стал «Тайна черного короля»…
— В 1963 году он был создан по заказу пожарного ведомства. На студию приезжали полковники, очень милые люди. Правда, вскоре одного из них уволили. В 1960-х годах в университетской библиотеке произошел пожар. Во время его тушения много книг залили водой. Кажется, из-за этого полковника и сняли. Мы с Додиком, к слову, в период съемок тоже ездили к пожарным в их депо на улице Тарасовской. Жилые помещения находились на втором этаже, и в случае тревоги пожарные по трубе скатывались вниз — прямо к машинам. Конечно, и мы с Черкасским не отказали себе в удовольствии съехать по трубе.
— А чем запомнились съемки мультсериала «Приключения капитана Врунгеля»?
— На съемках первых трех серий меня не было. Их делала хорошая художница, выпускница ВГИКа Нина Гусь. А потом я пришел в качестве помощника и сопостановщика. Роли в мультфильме озвучивали прекрасные артисты Зиновий Гердт, Женя Паперный, Жора Кишко.
— К сожалению, недавно ушел из жизни автор музыки к фильму Георгий Фиртич.
— Додик мне сразу позвонил. Печально. Жора был композитор гениальный и человек приятный. На съемки он приезжал с женой и мамой. Всегда ходил в пиджаке. Даже в сильную жару.
— Чем запомнилось вам общение с Зиновием Гердтом?
— Приезжая на студию, Зиновий Ефимович озвучивал сразу картин пять-шесть. Он же был опытный актер, мастер. Но я с ним общался мало, больше — Черкасский. Додик и с Сеней Фарадой в свое время очень подружился.
— Как-то Давид Янович рассказывал мне, как поехал к Фараде в Москву отмечать Новый год. Посидели за столом, потом отправились куда-то. На улице тридцатиградусный мороз, а Черкасский в легких туфельках. Только когда выпили, стало тепло.
— Додик любит модное, пижонистое, другое не носит (улыбается).
— Мультфильмы, в создании которых вы принимали участие, полны приключений. А во время съемок случались какие-то происшествия?
— Когда трудились над «Доктором Айболитом», из съемочной пропало несколько готовых фигурок героев. Кто-то зашел в обеденный перерыв и, видно, взял для ребенка. Пришлось все восстанавливать, а это сложно. Перед сдачей картин мы работали практически круглосуточно. Гонка сумасшедшая! И ночевать на студии нередко приходилось. Ни суббот, ни воскресений. Но вспоминаются и веселые истории. Например, у нас на студии был стол заказов. В день получки там все кипело. Как-то появились в продаже яйца, и Додик купил два лотка — шесть десятков. А жил он тогда на Отрадном — везти не близкий свет. Да и некогда было. Лежали эти яйца на студии почти неделю. Додика все спрашивают: «Когда ты яйца отвезешь?» Он отвечает, мол, сегодня-завтра, все времени нет. И вот в пятницу Давид взял лотки с яйцами и поехал домой. А в понедельник опять появился с ними на работе, так как, видно, до дома не доехал. И опять эти яйца лежали на студии. Женщины говорили: «Додик, надо отвезти яйца домой, надо отвезти…»
— Чем же эта история закончилась?
— Пришлось попросить ассистента, чтобы отвез лотки Додику домой и отдал папе и маме.
— Давид Янович — человек-праздник. Вдова Александра Татарского Алина рассказывала, как ее муж решил показать Черкасскому строившуюся в Подмосковье дачу. Давид Янович, как всегда, элегантно одет, несмотря на мороз на улице: легкое пальтишко, шарфик, остроносые туфельки. Татарский говорит: «Давид, а давайте скажем рабочим, что вы премьер-министр Израиля». Черкасский согласился. Рабочие потом месяц обсуждали: мол, какой важный человек Татарский — первые лица государств ездят к нему в гости. Приехав к Татарскому через год, Черкасский спросил: «У тебя все те же хлопчики работают? Чтобы знать: я все еще премьер-министр или как?»
— Додик впечатляюще выглядит — это правда. А Саша Татарский был большим любителем розыгрышей. Одно время он работал с нами. Однажды рассказал мне забавную историю, как, будучи в Париже, решил посмотреть памятник Родену. Приехал, а монумент окружила арабская семья. Стоят холеные, в белоснежных одеждах… Глава семейства смотрел-смотрел, а потом вытащил записную книжку и стал что-то записывать или зарисовывать. «Мне так интересно было, что он делает, — рассказывал Саша, — что я тихо подошел к нему и заглянул через плечо». Оказалось, он… переписывал даты рождения и смерти Родена.
— Герои ваших знаменитых мультфильмов ничего не боятся. А вам в жизни приходилось сталкиваться с опасностями?
— В детстве я жил в Улан-Уде. Зимой все дети по улицам по утоптанному снегу ездили на коньках, которые привязывали прямо к валенкам. Так и в школу добирались. Она находилась на возвышенности, поэтому в школу ехали в гору, а возвращаясь, спускались с этой горки. Довольно часто дети попадали под колеса автомобилей и гибли. И вот в третьем классе я тоже попал под машину. Мы с друзьями катались на самодельных санках, выскочили на проезжую часть — и прямо под машину. Я ударился о колесо, сломал ключицу, месяца два лежал дома…
— А путешествовали много?
— В 1989 году с группой художников ездил в Польшу. А в 1995 году летал с Додиком в Кельн на Рождество. Надели вошедшие у нас в моду пуховики. В Германии в то время тепло было, поэтому смотрелись мы в них диковато. И вот в немецком аэропорту проходим мимо стюардесс британских авиалиний. Они такие элегантные — в шляпках, темно-синих пальтишках коротеньких… Очень красивые девушки. И тут мы, как два чучела, в своих пуховиках идем мимо. Пройдя, услышали сзади смех. Дня три мы находились в Кельне. Потом еще сутки провели в деревне рядом с аэропортом, потому что опоздали на самолет. Поразило, как там чисто. А когда уже возвращались в аэропорт и была объявлена посадка на киевский рейс, увидели людей, одетых так же, как и мы. Родные лица…
— Знали бы британские стюардессы, какие гениальные люди в этих пуховиках! К слову, вы как-то ощущаете свою известность?
— Какая известность? Я вас прошу. Я настолько слился с окружающей действительностью, что меня никто не замечает. Обычный пенсионер. Мне 80 лет. Я как человек-невидимка. И для меня это, нужно сказать, очень удобно. Живу — и это уже хорошо. Что еще надо?
— С Давидом Черкасским часто видитесь?
— Перезваниваемся практически каждый день. Иногда захожу к нему. От меня к нему 15 минут ходу. Но если Додик ко мне направляется, получается дольше. Он ходит неторопливо.
— Какой ваш мультфильм любите время от времени пересматривать?
— Честно говоря, смотреть мультфильмы я вообще не люблю. Мне нравится сам процесс производства.
— О чем сегодня мечтаете?
— Чтобы все было хорошо у детей и внуков.
2364
Читайте нас в Facebook