Наталья Сумская: "Поступая в театральный институт, я заявила, что к актерам Сумским не имею никакого отношения"
Актерская судьба Натальи Сумской была определена с самого рождения. Дочь пошла по стопам своих известных родителей — театральных актеров Анны Опанасенко-Сумской и Вячеслава Сумского. Актрисой стала и младшая сестра Натальи Ольга. Дети актрисы тоже продолжили актерскую династию. Дочь Натальи Сумской Дарья поет, сын Вячеслав учится в театральном институте имени Карпенко-Карого. Даже шестилетняя внучка Лерочка с удовольствием изображает разные роли.
Наталья Сумская вместе с мужем, народным артистом Украины Анатолием Хостикоевым, служат в Национальном театре имени Ивана Франко, часто гастролируют с постановками театральной компании «Бенюк и Хостикоев», активно снимаются в кино. Наталья Вячеславовна призналась, что готовит премьеру. И даже день рождения проведет на репетиции. Актриса не собирается устраивать из своего юбилея нечто особенное.
*Наталья Сумская с Анатолием Хостикоевым вместе и в жизни, и на сцене
— Самым приятным для меня в день рождения является интересная работа, — призналась Наталья Сумская. — В свой юбилей тоже буду на сцене, на репетиции. Мы готовим премьеру. Только мужественные люди позволяют себе в один вечер играть спектакль и принимать поздравления, как это, например, делал мой дорогой супруг Анатолий Хостикоев. Это такая эмоциональная нагрузка, что вы себе даже не представляете. Я всегда рядом с мужем, стараюсь помочь, чем могу. Но сама так праздновать не желаю. Да и не хочу официоза. Не считаю, что этот юбилей какой-то особенный. Даже не представляю себя сидящей в кресле на сцене, слушающей официальные речи и поздравления. Для меня лучше в этот день поработать над новой ролью.
— Что готовите?
— Недавно в Голливуде вышел фильм «Флоренс Фостер Дженкинс» с Мерил Стрип в главной роли. Известная актриса сыграла реально жившую в начале XX века американскую певицу и пианистку, которая, не имея музыкального слуха, голоса, но обладая внушительным наследством, добилась широкой популярности. В роли одержимой певицы, отец которой категорически запрещал ей выступать на сцене, скоро выйду я. Это очень интересный для меня персонаж. Ведь сейчас на телевидении много разных талант-шоу, где замечают порой не самых талантливых. Исполнение, мастерство отходят на второй план.
Сейчас пошла самая интересная работа, шьются уникальные костюмы. Моя героиня, дочь банкира, позволяла себе тратить большие деньги, любила роскошно выглядеть, постоянно меняла наряды. Даже на звукозапись надевала театральный костюм. Эта пьеса уже давно вызвала интерес за рубежом. Перевод «Несравненной» в нашем театре осуществил Сергей Борщевский, недавно отметивший 70-летний юбилей, а музыка киевского композитора Ивана Небесного.
— Вы сыграете певицу, что вам близко, ведь в свое время хотели делать вокальную карьеру, даже победили на конкурсе?
— В начале 90-х я приняла участие как конкурсант в фестивале популярной музыки «Мария», который проходил в Трускавце. И прошла в финал. Потом я оказалась перед выбором между популярной музыкой, эстрадой и театром. Победил театр.
— Актерская судьба для вас была определена с раннего детства?
— Я, как и все дети, наверное, не осознавала, что мой актерский дебют состоялся. Мне было лет шесть, когда во Львове, в Театре имени Марии Заньковецкой, была задействована вместе с отцом в спектакле «Невільник» по произведению Тараса Шевченко «Сліпий». Но на сцену тогда так и не вышла. На репетиции папа, игравший роль слепого Яремы, заклеил глаза. Он так натурально изображал слепого, что я поверила, мне стало его очень жалко, я не сдержалась и расплакалась. В итоге провалила дебют, меня заменили.
Зато мой сын уже с двух лет проявлял большой интерес к сцене, свободно себя там чувствовал. Он вырос за кулисами и очень любил выходить с артистами на поклон. А в пять лет уже получил большую роль. Признаюсь, это счастливые моменты для меня. Приятно смотреть, как ребенок ухватил этот дар и развивает его — учится в театральном вузе. И пусть актерский труд сложный, тяжелый, но я ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно эту профессию. И буду счастлива, если наши дети и внуки продлят актерскую династию.
— Первую роль в кино, и сразу же главную — Наталку Полтавку, вы получили благодаря известной фамилии или вопреки ей?
— Раньше я считала, что эту роль получила случайно, с легкой руки Натальи Ужвий. Помню, в Театре имени Франко, куда меня пригласили после института, киногруппа подбирала актеров для фильма-оперы Родиона Ефименко «Наталка Полтавка». Увидев знаменитую Наталью Ужвий, которая как раз спускалась по лестнице, кто-то спросил: «Кого бы вы посоветовали на эту роль?» А тут как раз мимо проходила я. «Так вот же она», — указала на меня знаменитая актриса. Меня пригласили на кастинг, в котором принимали участие известные киноактрисы. И вот только через 25 лет после выхода фильма я узнала, благодаря кому получила эту замечательную роль. На моей кандидатуре настаивала милая женщина, второй режиссер. Она категорично заявила: «Если Наталку будет играть не Сумская, я уйду из картины». Так что вовсе не случайно все получилось.
*Кадр из фильма «Наталка Полтавка»
Это был период расцвета украинского поэтического кино, в котором появились свои фавориты. На тот момент я была совершенно одна, без поддержки. Родители в кино не снимались, соответственно, не было у них никакого влияния, как считали многие. Да и на мою театральную карьеру они также не оказывали воздействия, держались отстраненно. А я долгое время была не уверена в себе, боялась их подвести. Это еще с детства у меня. Помню, когда заканчивала школу, в гости к родителям пришли друзья. Один из маститых актеров, сидя за столом, спросил родителей: «А куда ваша Наташа будет поступать?» — «Она еще не определилась, может, в институт иностранных языков или физкультурный, она же у нас спортсменка. Или в театральный». — «Вы серьезно? Для этого нужны выдающиеся способности!» Эти слова надолго врезались мне в память.
— Но все-таки решились на театральный?
— Чтобы не опозорить родителей в случае провала при поступлении, заявила приемной комиссии, что к актерам Сумским не имею никакого отношения. Но обманывать было бесполезно. По внешности и так все понятно. В начале карьеры было действительно нелегко.
Самым плодотворным периодом в своей жизни считаю время, когда начала работать с моим партнером по жизни и по сцене Анатолием Хостикоевым. Вместе мы создали немало работ на сцене театра имени Франко, а также в проекте «Бенюк и Хостикоев». В 2000 году я стала народной артисткой Украины, получила «Киевскую пектораль» за роль Маши в «Трех сестрах», а позже и Шевченковскую премию за спектакль «Про мишей і людей» («Пекторали» актриса удостоилась также за спектакли «Грек Зорба», «Анна Каренина», «Живой труп». — Авт.).
— Что для вас значат эти награды?
— Для меня это огромная честь. Более того, меня пригласили стать членом комитета Шевченковской премии. Получила очередную возможность узнать много нового о творчестве других артистов. Это безумно интересно — наблюдать за творческими процессами изнутри. Искренне радуюсь, обогащаюсь как зритель хорошими работами.
— А еще что приносит вам радость?
— Я родилась 22 апреля, в день земли. Наверное, поэтому я очень земной человек, люблю бывать на даче. Когда мама ожидала моего появления на свет, она уехала на родину, в Киевскую область. В селе одна из местных женщин сказала ей: «22 апреля у тебя родится девочка». Я с детства люблю село, не представляю себя без природы. Считаю, что именно село и есть колыбелью нации, в этом наши истоки.
Мне дорога роль Кайдашихи в спектакле «Кайдашева сiм’я» по повести Ивана Нечуя-Левицкого. Маруся для меня — прежде всего женщина, в образе которой собрано много качеств. Она переживает за семью, страдает, отстаивая свою истину. Искренне и самозабвенно каждый раз отдаюсь этой роли. Вспоминаю, как сама росла в селе. Родители, уезжая на гастроли, оставляли меня то у одной бабушки — на Киевщине, то у другой — на Кировоградщине. Считаю, что мне очень повезло. Девятый сезон идет этот спектакль и пользуется огромным успехом у зрителей.
Особой радостью, большим событием для меня были посещения спектакля родителями. Это всегда так трепетно и ответственно. И я счастлива, что наш с Анатолием сын решил продолжать актерскую профессию. Искренне благодарна своим постоянным поклонникам, которых вижу на каждом спектакле.
— Самый младший представитель вашей династии, внучка Лерочка, уже проявляет актерские способности?
— Это моя заветная мечта, которую боюсь спугнуть. Очень хочу, чтобы внучка стала актрисой. Когда она первый раз пришла ко мне в театр, как раз шла репетиция, мы готовили сокращенный вариант спектакля «Кайдашева сiм’я», который показывали в Мариуполе. Лера мгновенно сориентировалась, пошла за кулисы, начала играть рогачами, горшками и прочим кухонным реквизитом, при этом изображала из себя хозяйку, кормила воображаемых гостей, сама с ними ела, говорила. Со стороны это было очень забавно. Потом побежала на сцену, водила хороводы, чувствуя себя свободно и раскованно. Дай Бог, чтобы моя мечта сбылась.
4970Читайте нас в Facebook