За старинную 12-метровую лодку частные коллекционеры предлагали три миллиона гривен (фото)
На Волыни почти два года назад была обнаружена древняя 12-метровая лодка. Артефакт чудом стал достоянием государства — черные археологи попросту не смогли утаить находку.
— Летом 2015 года во время засухи и обмеления реки Стырь у села Староселье Маневичского района Волынской области черные археологи попытались достать из воды старинный деревянный предмет, — рассказывает «ФАКТАМ» директор Маневичского краеведческого музея Петр Хомич. — Они копали, долбили, задействовали даже экскаватор, однако у них ничего не получалось. Время шло, черные археологи привлекли внимание людей. Слухи о находке, которую невозможно достать со дна реки, дошли до меня. Вместе с работниками Старосельского сельсовета, полиции и СБУ мы поспешили на место. Деревянный предмет был похож на крупное судно. На глубине примерно четырех метров виднелись его контуры.
Поднимать артефакт нужно было максимально быстро. К тому же люди, интересовавшиеся необычной находкой, взбирались на торчащий из воды край лодки, чтобы сфотографироваться, и могли в любой момент ее повредить. Пришлось выставить охрану.
*Длина лодки 12 метров 20 сантиметров, ширина — 75 сантиметров, высота — 95 сантиметров, вес — 4 тонны. Фото Маневичского краеведческого музея
— Как вам удалось поднять судно со дна реки?
— Я обратился к местной громаде за помощью. Пока длились поиски крана (а без него поднять громадину было нереально), связался с волынскими учеными, которые посоветовали немедленно внести лодку в реестр культурных памяток подводной археологии. И спешить действительно было нужно. Оказывается, черные археологи… наняли адвоката, чтобы оформить находку как обычный клад.
Нам помогало много людей. Предприниматель Петр Мицельский бесплатно предоставил свой кран, предприниматель Богдан Киричик подсказал, как правильно закрепить лодку. Поднимали ее почти сутки.
Старинное судно оказалось внушительных размеров: длина — 12 метров 20 сантиметров, ширина — 75 сантиметров, высота — 95 сантиметров, вес — 4 тонны.
— Лодка была покрыта трехметровым слоем земли с глиной, — продолжает Петр Хомич. — Деревянное судно несколько веков находилось под водой и моментально отреагировало на контакт с воздухом. После того как мы привезли лодку в Маневичи, снова поместили ее в воду. В поселок съехались ученые. Археологи из Запорожья привезли консервант, которым нужно обрабатывать судно. Консерванта хватило на несколько месяцев. Потом деньги на его закупку (27 тысяч гривен) выделила Маневичская райадминистрация, позже 40 тысяч гривен — Волынская обладминистрация.
Сейчас лодка хранится в полуподвешенном состоянии, внутри закреплены небольшие доски, которые берегут ее от деформации. Ежедневно внутри и снаружи судно орошают спецраствором, на это уходит несколько часов. В течение года ее обрабатывали дважды в день, теперь один раз в сутки. Как нам объяснили специалисты, на деревянной поверхности должна образоваться защитная пленка. Когда ее слой станет достаточным, орошать можно будет не так часто. Консервант укрепляет структуру древесины. Раньше она была мягкой, в нее входила игла. Сейчас значительно прочнее.
— Где хранится старинная лодка?
— Пока лодка находится в ангаре у частного предпринимателя, который бесплатно предоставил место для артефакта. Однако условия далеки от идеальных — пыльный ангар не приспособлен для хранения музейных ценностей. Предприниматель, как и мы, рассчитывал, что скоро для древней реликвии найдется более подходящее место. Однако уже почти два года дело не может сдвинуться с мертвой точки. Народный депутат Ирина Констанкевич обращалась в различные инстанции с требованием обратить внимание на историческую находку. К сожалению, никто, кроме отечественных и зарубежных ученых, не заинтересован в сохранении уникального судна.
Ученые из Швеции, Литвы и Польши специально приезжали обследовать находку. Профессор Вильнюсского университета предположил, что это может быть даже не лодка, а древний корабль. Иностранные специалисты едины во мнении, что судно уникально, такого нет не только в Европе, но и во всем мире.
Помню, когда впервые приехали литовские ученые, они планировали у нас пробыть не более двух часов. В письме предупредили, что быстро просканируют артефакт и поедут по другим делам. Но когда увидели находку, то… несколько часов просто любовались лодкой. Только в конце дня вспомнили, зачем приехали, и принялись за работу. Хочу сказать, что те, кто не видел лодки «вживую», сначала относятся скептически, но потом не могут оторвать от нее взгляд — она буквально завораживает. Видео и фото не передают всего великолепия.
Профессор Ягеллонского университета (Польша) просил разрешения, чтобы его студенты могли ездить в Украину изучать процесс консервации и реставрации лодки. Шведы заявили, что для ее исследования необходимо создать отдельную лабораторию. Известный харьковский математик сделал замеры судна, чтобы вычислить, с какой скоростью оно могло передвигаться. Ждем от него письменных выводов.
— Что уже удалось определить ученым?
— Дендрологический анализ, который сделали шведские ученые, показал, что лодка изготовлена из ивы белой, — отвечает директор музея. — По результатам радиоуглеродных исследований, проведенных в Центре подводных исследований университета Клайпеды, лодка сделана в 1350-х годах. Ученые спорят о том, для чего предназначалось судно. Одни предполагают, что для военных целей, другие не исключают, что на нем возили знатных людей. Лодка могла вместить до 30 человек — предположительно, гребцов, охраны, прислуги. В корпусе обнаружены остатки металлических предметов, украшенных фрагментом княжеского герба. Предположительно — Радзивиллов или Острожских. В давние времена от Волыни до Киева был прямой водный путь. Не исключено, что судно затонуло во время урагана, который смыл в воду целое селение.
— Когда лодку смогут увидеть все желающие?
— Процесс консервации будет длиться до лета 2017 года, затем начнется реставрация. Лодку подлатают, восстановят утраченные детали. До того момента, пока можно будет выставить артефакт на обозрение публики, может пройти от трех до пяти лет. За это время необходимо придумать, куда определить лодку, найти ей «дом». В идеале нужно построить музей одного экспоната, такое практикуется в Европе. Наша лодка этого достойна. На строительство такого музея, согласно проектной смете, нужно 5 миллионов гривен. У нас есть две лодки длиной около четырех метров, которые можно было бы представить рядом с главным, 12-метровым, экспонатом. Для начала я прошу у представителей власти выделить 400 тысяч гривен на постройку специального ангара.
Как стало известно «ФАКТАМ», черные археологи в тех же Маневичах недавно нашли еще одну лодку, на этот раз восьмиметровую, и сейчас пытаются ее продать. Сначала цена составляла 20 тысяч евро, потом снизилась до 10 тысяч. При этом находку никто не обрабатывает специальным консервантом, и она может попросту рассыпаться! И если на восьмиметровую лодку до сих пор не нашлось покупателя, то за старинного 12-метрового великана частные коллекционеры предлагали три миллиона гривен.
— Хочу однозначно заявить, что Маневичский музей не продаст артефакт ни за какие деньги, — говорит директор. — К тому же тот, кто хочет приобрести нашу лодку, похоже, не до конца понимает, что вывезти из страны и продать такую вещь очень сложно, а может быть, и нереально. Лодка внесена в государственный реестр музейного фонда Украины как экспонат Маневичского краеведческого музея.
Мы долго спорили о том, как назвать уникальную историческую находку. Среди вариантов были «Полесский моноскил», «Полесский титаник», «Старосельская лодка-довбанка». Пока сошлись во мнении, что артефакт должен носить имя «Маневичская лодка».
1242Читайте нас в Facebook