Владимир Быстряков: "С мультфильма "Алиса в Зазеркалье" началась наша с Караченцовым дружба"
Мультипликационный фильм «Алиса в Зазеркалье» был создан на Киевской киностудии научно-популярных фильмов режиссером Ефремом Пружанским. Роли героев в нем озвучивала звездная команда — Марина Неелова, Михаил Светин, Лия Ахеджакова, Ростислав Плятт, Татьяна Васильева, Николай Караченцов…
О создании музыки к картине известный украинский композитор Владимир Быстряков рассказал «ФАКТАМ».
— Все началось с того, что Ефрем Пружанский пригласил меня написать музыку к мультфильму «Алиса в Зазеркалье», — рассказывает Владимир Быстряков. — Для меня это было неожиданно, так как в предыдущей картине «Алиса в Стране чудес» работал композитор высокого класса, очень хороший мелодист Евгений Птичкин. Чем было вызвано обращение ко мне, не знаю. Тем не менее предложение я принял. Сам по себе литературный материал Льюиса Кэрролла — вкуснейшее блюдо для любого, кто с ним соприкасается, — для режиссера, актеров… А уж для композитора поработать в жанре музыкального абсурда — вообще мечта. Как бы вам это пояснить? Представьте себе: разрезают на сорок порций жареную утку, а тебе достается … гузочка! Что может быть вкуснее? Со мной, начинающим композитором, творилось нечто невероятное, когда я узнал, что мультфильм станут озвучивать такие блестящие артисты театра и кино, как Плятт, Неелова, Васильева, Караченцов. К тому же некоторые актеры будут исполнять мои песни!
— Можно представить.
— Я наваял музыку и был командирован для записи песен на один день в Москву — это оказался мой первый опыт работы в качестве композитора за пределами Киева. С режиссером Ремом Пружанским в студии звукозаписи мы стали ждать артистов на озвучку. Вдруг позвонила Неелова, которая должна была озвучивать Алису, и, рыдая, сообщила, что находится… в отделении милиции. У нее вытащили зарплату. Мы с Пружанским несколько запаниковали: ничего себе денек начинается!
А спустя несколько минут к студии подкатил порядком ржавый «лимузин». И из него вышел… Караченцов — совсем еще молодой, но уже очень известный. К тому же уставший после репетиций, съемок на телевидении и общения с журналистами. Он по-деловому спросил: «Ну что тут у вас, маэстро?» Я стушевался, засуетился, стал совать ему ноты: вот тут, мол, поем, здесь оркестрик пропустим вперед, а в этом месте снова поем… «Стоп-стоп-стоп, — сказал Караченцов. — А это что за нотка? „Ми“ второй октавы? Нет у меня сегодня такой нотки — скончалась на репетиции, царствие ей небесное! А эта „фа“ еще выше? Ну ее у меня вообще никогда не ночевало. Ты, товарищ, не композитор, ты — альпинист!» Я стоял взмокший, проклиная и «Алису», и свой композиторский «дар», и все высокие ноты на свете. И судорожно искал выход из тупиковой ситуации.
— Что же вы предприняли?
— «Николай, а давайте я за вас все это спою, а вы только распишитесь в ведомости!» — предложил я, чем ошарашил артиста. Караченцов в мгновение преобразился. «А ну-ка, сыграй еще!» — в кураже сказал мне. И — о, чудо! Вдруг все ноты нашлись: и «ми», которая скончалась на репетиции, и «фа», и прочие… Мы все благополучно записали, и Караченцов предложил отвезти меня на Киевский вокзал. Мы ехали по ночным московским улицам. В память врезался крохотный руль его машины. Как рассказал Николай, ему подарили этот руль каскадеры. «Такой один в Москве!» — с гордостью сообщил он. Хотя, признаться, я подозревал, что маленький руль сняли с какого-то… детского импортного автомобиля. Кстати, тогда я впервые столкнулся с такими качествами Коли, как благородство и обязательность. Он ведь мог и не везти меня на вокзал… С этого мультфильма и началась наша с Караченцовым дружба, которая длится до сих пор. Сколько всего интересного у нас было. Вместе мы работали, путешествовали…
— Есть что вспомнить?
— Конечно! В Новой Зеландии, к примеру, мы с Колей посетили племя «бывших людоедов», которые развлекали нас танцами, боевыми играми и устрашающим высовыванием языка за все немыслимые пределы. А на следующий день принимающая сторона организовала Караченцову встречу с самым крутым местным кутюрье.
Модельер лично встречал нас на пороге. В офисе потолки были метров десять высотой, на стенах — огромные фото звезд в его костюмах. Одних только Майклов я насчитал не меньше трех: Джексон, Джордан, Горбачев… И тут вынесли костюмчик для Караченцова. Как говорят в Одессе, это было что-то! Ослепительно-белый костюм сидел на спортивной Колиной фигуре, отшлифованной теннисом и танцами, как влитой. Коля смотрел в зеркало и, судя по всему, еще никогда себе так не нравился, как в этом шедевре! Правда, восторг продолжался до той минуты, когда дизайнер негромко проинформировал нас о цене. Костюм стоил… несколько десятков тысяч долларов!
Коля заметно изменился в лице и в отчаянии посмотрел на меня. Сообразив, что друга надо выручать, я произнес: «Коля, а вот тут ведь явно… морщит! Ну-ка, согни руку!» «Версаче» немедленно предложил нам еще с десяток костюмов — один лучше другого! Но, как назло, все они «явно морщили». Из приличия Николай сетовал: все из-за того, что фигура у него нестандартная. Я вторил: мол, если бы заранее организовать индивидуальную примерку… Ситуация накалялась, нужно было срочно «выходить из окружения»! Я отправился бродить по салону в поисках чего-нибудь недорогого. И наконец набрел на рубашоночку «всего» за 600 долларов. Дешевле в ателье не было ничего! Рубашка так «подошла» Коле, что мы взяли ее даже без примерки. Когда же вышли от модельера, я сказал Караченцову: «Больше никаких кутюрье ! Будешь ходить только по секонд-хендам, и только со мной!»
— Забавная история… Как сейчас себя чувствует Николай Петрович после случившейся недавно в Подмосковье аварии?
— Я разговаривал с Колиным сыном. И когда написал в «Фейсбуке»: «Давайте помолимся за Караченцова!» — сразу отозвалось свыше двух тысяч человек. К счастью, после аварии Коля чувствует себя нормально. Но, конечно, он испытал шок — машина ведь перевернулась. К слову, авария случилась ровно через 12 лет после той страшной, о которой мы знаем. Не мистика ли? Но кто знает, может, этот шок как-то приведет Колю в чувства? Хотелось бы в это верить. К слову, недавно Караченцов с женой отдыхал в Турции. Когда я позвонил, Коля сам взял трубку и долго (впервые за много лет!) со мной разговаривал. Рассказывал, как отдыхает, спрашивал, как мои дела. Я почувствовал, что у него появился интерес к жизни.
— А чем запомнилось вам общение с Мариной Нееловой?
— Работалось с ней легко, хотя до этого она никогда не пела. А что касается того случая, когда ее обокрали, расскажу такую историю. Уже после автокатастрофы с Караченцовым в Москве проходила презентация его книги. Увы, сам он на мероприятии присутствовать не мог. Однако собралось много известных людей: Андрей Вознесенский с женой, композитор Владимир Дашкевич, Костя Райкин, Марина Неелова… Я тоже получил приглашение. Исполнил на презентации один из романсов из нашего с Колей «Пушкинского цикла». А перед этим собирался рассказать историю нашего знакомства и подготовил реплику из книги Караченцова, где он писал о первом впечатлении обо мне так: мол, композитор был мало похож на композитора, больше походил на грузчика из овощного магазина, причем не первого разряда. У Коли есть такая черта: сначала «приземлит» человека, а потом расскажет, как он для него дорог и сколько сделал для мировой культуры (улыбается). И вдруг ведущий вечера Максим Дунаевский зачитал… именно этот фрагмент из книги и таким образом «подрезал» мое выступление. Мне пришлось срочно придумывать что-то новое.
*Роль Алисы в фильме «Алиса в Зазеркалье» прекрасно озвучила Марина Неелова
Я вышел на сцену, показал свои корявые коротенькие пальчики и произнес: «Удивительно, как Коля умудрился не увидеть эти тонкие пальцы пианиста». В зале стали смеяться. После этого я рассказал случай о Нееловой, звонившей из арбатского отделения милиции. Но тут она закричала с места: «Такого не было!» Однако я сказал: «Я-то лучше знаю». Все было именно так. Просто времени прошло уже Бог знает сколько.
— Пересмотрела мультфильм «Алиса в Зазеркалье». Интересно вслушиваться в голоса персонажей. Голосом Белой королевы на шахматной доске говорит Лия Ахеджакова, Белого короля озвучил Михаил Светин, Черную королеву — Татьяна Васильева.
— И ни за что не угадаете, кто поет песенку «Траляля и Труляля». Ее исполнил Виталий Билоножко. Но его голос я «залилипутил», ускорив запись. Думаю, он и сам себя не узнал бы!
— С Михаилом Светиным и Лией Ахеджаковой удалось пообщаться?
— Лие Ахеджаковой однажды на фестивале я помогал застегивать платье. Это было на корабле. Открылась дверь каюты, мимо которой я проходил. Из нее выглянула Лия Ахеджакова и попросила: «Застегните мне, пожалуйста, платье». Я с удовольствием выполнил ее просьбу. Что касается Светина, с ним мы встретились на съемках фильма «Евреи, будьмо!», в котором он помог отстоять нашу с Александром Вратаревым песню «Леди Гамильтон». Ну, а с Ростиславом Пляттом было шапочное знакомство, как в свое время и с Андреем Мироновым, с которым меня познакомил Раймонд Паулс на записи песни «Полюбите пианиста». Встречи с такими людьми, у которых особая аура, всегда согревают, даже спустя много лет. Для Миронова я написал песню. Но вскоре, к сожалению, он неожиданно для всех ушел…
— Удивительно, каким детским голосом Марина Неелова говорит в картине за Алису. Даже не верится, что этот персонаж озвучивает взрослая женщина.
— В этом и заключается талант.
— Как считаете, почему знаменитые актеры так любят озвучивать мультипликационных героев?
— В каждом из нас живет ребенок. А поиграть в детство кто же откажется? Кроме того, редко в каком жанре можно настолько себя трансформировать — покривляться, пошепелявить… А здесь, спрятавшись за анимационный образ, — пожалуйста!
— В сказке — сплошные чудеса. А в вашей жизни они случались?
— Например, не чудо ли, что дворовый босяк, который даже и не мечтал быть музыкантом, стал лауреатом международного конкурса пианистов, проходившего в чешском городе Градец-Кралов в 1971 году. С тех пор я увидел многие места на планете. Правда, в Зазеркалье не бывал (улыбается), но точно знаю: нельзя спать перед зеркалом, иначе пропадет сон. Убедился в этом на личном опыте. И как только я это понял и сделал в спальне перестановку, сон нормализовался. И еще стараюсь зеркала не разбивать — это нехорошая примета.
— Как вам работалось с главным режиссером Ефремом Пружанским?
— Замечательно. Он был очень интеллигентным, мягким и толерантным человеком. Ведь есть режиссеры, которые столько крови из тебя выпьют, что ничего не захочешь.
— Мультфильм получился философским и с изрядной долей юмора.
— Льюис Кэрролл гениален. Его произведения — на все времена. Интереснейшая личность — профессор математики Оксфордского университета, писатель. К слову, я написал музыку к мультфильму режиссера Елены Бариновой «Твой любящий друг». Этот фильм — о Кэрролле и Алисе.
— Вы любите пересматривать «Алису в Зазеркалье»?
— Люблю. И дети мои любят. Кстати, слова песен написал харьковский поэт Вадим Левин, который сейчас живет в Израиле. Я, когда был в этой стране, встречался с ним. Он в хорошей форме, большой жизнелюб. Его дочь — чемпионка мира по шашкам. Вадим Левин также автор текста нашей песни «Куда уехал цирк?», которую исполняли Валерий Леонтьев и Алла Пугачева.
— Вы бывали в Лондоне, где родилась знаменитая сказка?
— К сожалению, ни разу.
— Читала, что сейчас в Англии очень популярны экскурсии «По местам Алисы». Стоимость таковой — около ста фунтов (примерно 125 долларов). Вы хотели бы показать детям культовые места, связанные с героиней Кэрролла?
— Безумно хотел бы. Но только после Диснейленда — иначе они меня не поймут.
Фото в заголовке из альбома Владимира Быстрякова
2190Читайте нас в Facebook