Евгений Паперный: "В Бабьем Яру я впервые увидел, как у Этуша на глазах выступили слезы"
Миллионам зрителей полюбились блестяще созданные Владимиром Этушем образы товарища Саахова в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», зубного врача Антона Семеновича Шпака в картине «Иван Васильевич меняет профессию», инженера Брунса в «Двенадцати стульях», Карабаса-Барабаса в «Приключениях Буратино» и многие другие. А театралы обожают его роли в спектаклях Театра имени Вахтангова.
О своем выдающемся учителе народном артисте СССР Владимире Этуше, на днях отметившим 95-летний юбилей, «ФАКТАМ» рассказал народный артист Украины Евгений Паперный.
*"Я очень благодарен Владимиру Абрамовичу. Он вынул из меня темперамент, который так необходим актеру", — говорит Евгений Паперный. Фото из альбома Евгения Паперного
— Евгений Васильевич, в своей книге «И я там был» Владимир Абрамович рассказывает, что появился на белый свет дважды: первый раз — 6 мая 1922 года, а второй — в ту же пору, но год спустя. Тогда в некоторых семьях, по его словам, записывали новорожденного сына годом позже, чтобы когда придет время идти в армию, юноша был крепче.
— Так, выходит, Владимир Абрамович 1922 года? — после паузы переспрашивает меня Евгений Паперный. — Это что же получается? Когда я поступил в «Щуку», ему было 56 лет уже. Шустрый он тогда был! Я-то с ним познакомился на экране еще школьником, посмотрев «Кавказскую пленницу». Я тогда был влюблен в Наталью Варлей и, конечно, пребывал в восторге от Этуша, сыгравшего товарища Саахова. Даже пародировал его. Жил в то время я в Казахстане. И после школы почти все время проводил в кинотеатре. Это, можно сказать, был мой второй дом. Посмотрел и «Кавказскую пленницу», и «Гусарскую балладу», и «Дайте жалобную книгу»… Картины Гайдая и Рязанова, собственно, и толкнули меня в актерство. Мне так захотелось попасть в мир, который я видел на экране, в круг моих кумиров, среди которых были Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш…
— В Щукинском училище Владимир Этуш у вас преподавал актерское мастерство?
— Да. На занятия он приходил как король! Студенты его жутко боялись — он был очень требовательный. Когда Этуш появлялся в учебном заведении, мы становились по стойке смирно (смеется). Притчей во языцех стала история, как Этуш поздравлял ректора Щукинского училища Бориса Захаву с юбилеем. Захава сыграл в фильме «Война и мир» Кутузова. И до чего додумался Этуш? Он верхом на белом коне в роли Барклая-де-Толли проскакал по Арбатскому переулку — и так поздравил Захаву. Это было такое театральное зрелище, что все «рыдали». И с этим званием фельдмаршала-победителя Этуш шел по педагогической ниве. Он пользовался авторитетом.
К слову, в 2012 году был сорокалетний юбилей нашего курса. На вечере в «Щуке» присутствовал и Владимир Абрамович. А какое к нему было проявлено уважение! Начало вечера задерживали, пока он не приехал! Этуш — профессор, художественный руководитель Театрального института имени Щукина. Он неожиданно вышел из-за кулис, в зале раздались аплодисменты — и вечер начался.
— Помните первое впечатление, которое произвел на вас Владимир Этуш?
— Чувствовалось, что он и в жизни на коне. Модно одет: шикарный замшевый пиджак, роскошная обувь… Холеный! Ездил на «Волге». Хорошо зарабатывал в театре и на съемках. Студенты смотрели на него с уважением. Это был не какой-то дедушка, из которого «песок сыплется», а боец, который в ту пору был безумно много задействован в репертуаре Театра имени Вахтангова. Со второго курса и я уже работал на сцене этого театра. Показав на занятиях свои способности в танцах, выходил в качестве танцующего придворного в спектакле «Мещанин во дворянстве», где Этуш играл главную роль. Исполнял он ее так смешно, что все катались со смеху. И вот здесь, в спектакле, мы, студенты, увидели его совершенно другим человеком.
Этуш упивался своей актерской работой и при этом еще успевал делать нам замечания: например, что близко подошли или не вовремя вышли. А моей дипломной работой (под руководством Этуша) был водевиль «Медведь» по Чехову. На репетиции я приходил как на плаху (смеется). Но я очень благодарен Владимиру Абрамовичу. Он вынул из меня темперамент, который так необходим актеру. Я ведь был спортсменом с железными нервами, поэтому ничто не могло меня взволновать. Но актеру эмоции нужны! Во время репетиций Этуш гонял меня с первого этажа на шестой и обратно, кричал, что я не знаю текст, хотя я его зубрил ночами в общаге. В итоге за дипломную работу тогда получил пятерку.
— Вы встречались с Владимиром Этушем много раз и спустя годы?
— Конечно. Этуш приезжал в Киев с Театром имени Вахтангова, играл на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки, где я работал. И после спектакля, конечно, я тащил его к себе в гости. Собирались друзья и коллеги. Даже фотография есть, где Этуш у меня дома за столом, на котором и домашняя буженина, и рыба, запеченная в духовке… Готовилось столько, как на день рождения. Тогда я жил недалеко от театра — на площади Толстого. Не раз бывал и у Этуша в гостинице «Москва», которая сейчас называется «Украина». Также он останавливался в гостинице «Украина», переименованной потом в «Премьер Палас».
Наши встречи — радостные моменты. Я брал хорошее красное грузинское вино, в ресторане гостиницы заказывались легкие закуски… И мы вели разговоры о жизни — о том, что я сделал за время нашей разлуки, что у него в театре, что в «Щуке», где он стал ректором и, кстати, много сделал для студентов. Например, построил новое общежитие прямо у училища, а раньше приходилось ездить очень далеко. Также при Этуше появилась дополнительная сцена для репетиций…
— У Владимира Абрамовича есть в Киеве любимые места?
— Обычно организаторы гастролей давали ему машину, и они с женой Леной ехали по городу. Как-то он сказал мне, что хочет посетить Бабий Яр. Я организовал для него экскурсию в Киево-Печерскую лавру, потом мы поехали на Владимирскую горку, а оттуда — в Бабий Яр. И я впервые увидел, как у Этуша на глазах выступили слезы. Даже не предполагал, что он может быть сентиментальным. Характер у него, как я уже говорил, был мужской, суровый.
— Какие подарки вы делали друг другу?
— Когда моя дочь Тоня поступила в «Щуку», я передал Этушу книгу о фронтовиках. Он ведь тоже воевал, у него много наград. Правда, несколько лет назад его обворовали. Вынесли из квартиры ордена. Украли ценные вещи…
— Как говорил герой Этуша Шпак, «все, что нажито непосильным трудом»…
— Да, знаменитая фраза: «Все, все, что нажил непосильным трудом, все погибло! Три магнитофона, три камеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… Три куртки»… И что интересно, когда Этуш с телеэкрана обратился к обворовавшим его квартиру: «Жулики, верните похищенное!», они все ему отдали. Еще и извинились, подбросив украденное с запиской под дверь.
— Невероятно! А вообще чудеса в его жизни случались?
— Об этом он не рассказывал. Мы больше говорили об искусстве, актерской жизни…
— Этуш — эстет?
— Он всегда с иголочки одет! Хорошие костюмы, рубашки, галстуки… Денди, как у нас Давид Черкасский (смеется).
— Каким человеком Владимир Абрамович был в быту?
— Дома я у него не бывал. Но, думаю, домашними хозяйственными делами он не занимается, быт его организован другими людьми.
— Видела программу с участием Владимира Этуша, где он с женой пришел на рынок старинных вещей. И пока они что-то присматривали, продавцы из разных торговых точек начали нести кумиру подарки. Этуш с интересом рассматривал врученные ему книги. Было видно, что ему приятно.
— Этуша любят и знают, и это естественно. Но в Москве он по улицам, думаю, не гуляет. У них с Леной есть дача, где можно проводить время на свежем воздухе.
— Евгений Васильевич, какой у вас любимый фильм с участием Владимира Этуша?
— «Кавказская пленница». Это еще со школьной скамьи. Конечно, Этуш прекрасно сыграл и в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», и в «Приключениях Буратино». Он всегда стремился, как Папанов, сыграть что-то значительное. Но все роли в кино получал эпизодические. Тем не менее создал столь яркие образы, что миллионы зрителей его знают.
— Какая черта Владимира Абрамовича вас больше всего поражает?
— Профессионализм, требовательность к себе, к партнерам, студентам. В «Щуке» он никому не делал поблажек.
— Что вы хотите пожелать своему учителю в связи с его 95-летним юбилеем?
— Желаю Владимиру Абрамовичу побить рекорд Зельдина, который прожил 101 год и практически до последних дней играл в театре.
— Да еще как играл! В 2012 году, когда ему было 97 лет, видела его в спектакле «Человек из Ламанчи», где он исполнял роль Дон Кихота. Зельдин двигался на сцене, как молодой человек. Произносил монолог главного героя, стоя на колене.
— Владимир Абрамович тоже до сих пор играет в театре! Так вот: желаю Этушу побить рекорд Зельдина как в жизни, так и на сцене.
2355Читайте нас в Facebook