Руслана: "Когда продюсеры "Евровидения" сообщили, что я буду хедлайнером конкурса, чуть не упала в обморок от счастья"
Руслана Лыжичко стала первой украинской победительницей «Евровидения». Благодаря ей международный песенный конкурс состоялся в Киеве в 2005 году. Ее «Дикі танці» покорили не только Европу, но и собрали ряд престижных мировых наград. Руслана сделала несколько громких творческих и социальных проектов, снимала клипы и отправлялась в туры. А потом ушла со сцены на несколько лет. Как говорит певица, на то были причины. И вот спустя 12 лет после победы Русланы на «Евровидении» престижный конкурс снова прошел в Киеве. Благодаря уже Джамале.
Именно на сцене этого конкурса Руслана решилась представить свою новую песню «It's Magical» («Волшебство»). Украинская версия песни называется «Я люблю». Певица черпала вдохновение в Карпатах, посещала так называемые места силы и изучала древнюю карпатскую вокальную технику. Изменился и ее внешний образ. Вместо кожаных минималистических элементов одежды Руслана вышла на сцену в кольчуге весом 10 килограммов, эффектно подчеркивающей спортивную фигуру певицы.
— Какие эмоции ты испытала, выйдя вновь на сцену «Евровидения»?
— Это было очень волнительно для меня. Я прошла большой путь: успеха, разочарования, боли, провалов… И сейчас получила награду за свои труды — новую глубокую композицию, каждое слово в которой выстрадала. Когда в 2004 году в Стамбуле заняла первое место на «Евровидении», нужно было понять, что делать дальше. Я пыталась извлечь максимальную пользу из этого успеха. Во-первых, в музыкальном плане. Показала свое творчество миру, получила несколько престижных наград, в том числе World Music Awards, попала в топ мировых чартов, собрала награды по всей Европе, а также в Корее, провела успешные туры в Италии, Греции, Прибалтике, Германии, США, Канаде… Во-вторых, я очень хотела быть полезной своей стране, и меня занесло в парламент. Как меня тогда уговорил президент Виктор Ющенко, до сих пор не знаю. Сейчас понимаю, что просто попала в политический капкан. И это лишило меня музыкального развития. Тогда у меня был мировой релиз, подписан контракт с американским лейблом. Но я все оставила, поскольку поверила в то, что, кроме меня, никто не поможет европейской интеграции Украины. Признаюсь, была очень наивна. Отдала очень много сил двум революциям. Тогда просто не могла по-другому. Чувствовала себя на своем месте, ведь, вкладывая в родную страну, мы инвестируем в собственную жизнь. Время шло, а ничего нового в музыке придумать я не могла. Что бы ни делала, «Дикі танці» невозможно было превзойти.
— Разве сейчас ты стала другой?
— Как минимум не дикой. «Я люблю» — совершенно иная песня, с другим наполнением и концепцией. И еще новый образ, который придумал для меня режиссер Олесь Санин («Поводырь»). Именно он предложил надеть кольчугу из металла. Ее в руках сложно удержать, не то что танцевать и петь на сцене. А в качестве реквизита было только мое чистое сердце.
Для меня было очень важно представить песню именно на «Евровидени», ведь имею к этому конкурсу непосредственное отношение. С самого начала была уверена в Джамале, в ее победе. И как только это стало реальностью, попросилась в оргкомитет конкурса, чтобы помочь достойно провести «Евровидение» в Украине. Ведь у нас был опыт, мы занимались этим в 2005 году. Что бы сейчас ни говорили, считаю, что мы круто провели нынешний конкурс. Я окунулась в работу, хотя еще год назад у меня был почти готов новый альбом, который дался очень непросто.
— Почему?
— Сначала погиб близкий друг Андрей Кузьменко, что стало для меня настоящим ударом. Кузьма помогал мне, вместе мы работали над текстами, в том числе над «Дикими танцями». Ему можно было позвонить в любое время и услышать профессиональное мнение. Потом еще одна потеря — ушел из жизни руководитель музыкальной группы клавишник Василий Кондратюк, с которым мы объездили весь мир. Я осиротела в музыкальном плане, не знала, что делать дальше. Питала иллюзии, что нужен иностранный продюсер, который поможет с новым материалом и сделает меня крутой. Это было ошибкой. Вместо того чтобы поверить в себя, я искала помощи извне. В итоге писать альбом мы сели с гитаристом Андреем Онискевичем. Сначала хотела выпустить альбом «Дикі танці-2». Но подготовив его, задала себе вопрос: а кому он нужен, если мне самой это уже не интересно? Не знала, чего хочу, как представить новую себя.
— И ты ушла в подполье?
— Неожиданно для всех я прервала работу с музыкантами, искала ответ в Карпатах, которые вдохновили меня на «Дикі танці» и подсказали новую идею. Там я узнала о вокальной технике энерготранса. Это когда поешь всем телом, с особыми вибрациями. Частично такое пение можно увидеть в фильме Параджанова «Тени забытых предков». Начала изучать это, совершая одну за другой экспедиции в Карпаты. Пела на вершинах, в реках, водопадах, прошла по знаковым местам в Карпатах, перетащила в горы студию с аппаратурой.
Записывая вокал, мы с группой оказались на вершине высотой две тысячи метров в эпицентре грозового облака. Вдруг стало темно, холодно, полил дождь, град, нас буквально стало сносить с горы порывами ветра. Я летела кубарем вниз вместе с холодной жижей, камнями, пытаясь ухватиться за корни деревьев. Пережив такое, я поняла — это же идея. Вот она, экзотика, в наших корнях. Я стала работать с этнографами, знающими о гуцульской культуре все. Мы с командой работали ежедневно, чтобы вынести на публику не просто музыку, но и новый смысл. И чудо случилось.
Подготовка к конкурсу шла полным ходом, я все ждала, что меня позовут выступить. Но нет — молчат. Тогда я сама пришла к шведским продюсерам «Евровидения» и напросилась: «У меня есть оригинальная идея, номер, я снова верю в себя и в свои силы». — «Мы подумаем, может, будет такая возможность в полуфинале». У меня ком к горлу подошел, но я ждала. И только в марте ответили: «Этот номер должен быть в финале, ты будешь хедлайнером конкурса». Я чуть не упала в обморок от счастья, ведь эту роль предоставляют обычно мировым звездам. Например, в прошлом году был Джастин Тимберлейк. Европейские продюсеры «Евровидения» признали, что моя новая песня достойна мировой премьеры.
— После премьеры обсуждают не только песню, но и твою физическую форму. Как тренировалась?
— Я всегда вела активный образ жизни. Через день бегаю, закаляюсь, зимой обтираюсь снегом. Кроме того, по два раза в день занимаюсь танцами и пою одновременно. В Карпатах чистый воздух, вода, о силе которой рассказывают древние легенды, вот почему я часто бываю там. А тело — всего лишь инструмент, которым можно научиться владеть с помощью занятий спортом. Еду стараюсь готовить сама из простых натуральных продуктов. Утром варю овсянку на козьем молоке, добавляю ягоды, творог, мед. Днем — гречка, белое мясо или рыба, вечером — энергетический коктейль перед концертом: кунжут, какао, цикорий, изюм, мак, кефир. Но самый главный рецепт — это любовь и впечатления. Без них человек превращается в застоявшееся болото. Нельзя ограничивать себя только домом и работой, нужно искать новое в путешествиях, музыке, в том, чего никогда раньше не делал.
— Не могу не спросить о гонораре в 394 тысячи гривен для тебя и 1,5 миллиона гривен для Джамалы. Объясни, почему такие цифры?
— Названные суммы не являются гонораром артиста за выступление. Это бюджет, который выделен на подготовку и постановку номера для всей команды. И никакие другие формулировки тут не уместны. Можете спросить об этом у любого артиста, в том числе у Джамалы. Она три раза выходила на сцену, поэтому и стоило ее выступление дороже. Со мной на сцене были 25 танцоров из балета «Життя», с которым работаю уже более
14 лет, и музыканты. Все они живут во Львове. Им же нужно было на какие-то средства приезжать на репетиции, где-то жить, что-то есть. А еще костюмы, свет, сценография, подготовка специального видеоряда… Все это ведь делается не бесплатно. Чтобы достойно представить номер, мне пришлось еще и свои деньги вкладывать. В результате получилась сумма, которая в несколько раз больше озвученной.
— По-твоему, целесообразно было тратить многие миллионы гривен сейчас, когда идет война?
— Во-первых, не гривен, а евро. Во-вторых, это бюджет формальный, а реальные затраты мы узнаем, когда организаторы дадут отчет о потраченных деньгах. И в-третьих, из этой суммы в бюджете конкурса страной потрачена только половина, остальное — деньги спонсоров, муниципалитета, Европейского вещательного союза и сборов от продажи билетов и аренды комментаторских кабин. Это, по моему мнению, самые что ни на есть оптимальные деньги, за которые можно было провести мероприятие такого уровня в стране, где инфраструктура еще совсем не подготовлена к подобным мероприятиям.
Изначально организаторы поставили перед собой задачу жесткой экономии, урезали статьи необязательных расходов. Мне было очень обидно, когда во время подготовки на организаторов лилась грязь, обвинения, что мешало работать и выбивало из колеи. Это гавканье, простите за слово, создавало просто невыносимую атмосферу. Вместо того, чтобы подойти и сказать: «Вот это вы делаете плохо, я знаю, как лучше, давайте помогу», была только огульная критика. Это как минимум не профессионально и не патриотично. Ведь украинский народ, а не политики, которые разбазарили все то, что было сделано на Майдане и то, что наши защитники делают в АТО, должен вызывать симпатию.
Такие мероприятия, как «Евровидение», делают нас ближе к Европе, демонстрируют, как мы живем и относимся к ценностям. Иностранная пресса пишет о том, что у нас не проводятся реформы на должном уровне, о коррупции. А сейчас мы даем мощный толчок развитию, о «Евровидении» положительно отзываются все СМИ и делегации 42 стран. Слава Богу, что не произошло никаких ЧП, терактов, которых боялись иностранные гости. Все сработали как большой механизм. И это самое главное.
— Тем не менее выходка пранкера в прямом эфире, когда он показал зрителям голый зад, явно не поспособствовала имиджу нашей страны.
— Голой задницей сейчас в мире никого не удивишь. Эта выходка не нова, глупа да и только. Посмотрите глубже, кому это может быть выгодно? Во время выступления Джамалы на сцену выскакивает какой-то сумасшедший, чтобы украинскую певицу запомнили именно в связи с этим. Для российской пропаганды лучше не придумаешь.
— В адрес Джамалы также прозвучало немало критики за провал Украины на «Евровидении». Ведь именно она поставила высший бал группе O. Torvald в национальном отборе.
— И правильно сделала. O. Torvald — отличные ребята, хорошо выступили. Они были не лучше и не хуже других. Мне за них точно не стыдно. Парни показали современную музыку. Но это конкурс, в нем всегда есть победители. Я видела, как ребята работают, как их принимали в Лондоне. Повторюсь, негативные отзывы только подливают масла в огонь, чтобы нивелировать победу Джамалы на «Евровидении». Такое впечатление, что над этим работает целая интернет-армия. У меня после победы была практически аналогичная ситуация. Джамалу хоть оставили в платье на сцене, а меня выставили в неприглядном виде. Сразу после конкурса в сети всплыли смонтированные фотографии, на которых я выступаю на сцене якобы без нижнего белья. И ракурс соответствующий. Это одни и те же технологии. Люди, откройте глаза и перестаньте поливать Джамалу грязью. Не нужно разрешать промывать себе мозги.
— Как же охрана позволила этому человеку выйти на сцену при таких мерах безопасности?
— После моего выступления сотрудники охраны говорили, что на сцену пытались выйти люди с флагами, но их остановили. Я пела на основной, большой, сцене, а Джамала — на сцене в самом зале, практически среди зрителей. Вот пранкер и воспользовался моментом. Человек проявил агрессию, неуважение ко всей мировой аудитории и своей стране, которую пытался опозорить. Ни к Джамале, ни к «Евровидению», ни к нашей стране это не прилипнет. Считаю, он должен осознать это и публично извиниться.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
3545Читайте нас в Facebook