Как растаможить «евробляху», если она оформлена на польскую или литовскую фирму
Оказалось, что при покупке «евробляхи» многие украинцы гнались за дешевизной и не думали о том, что рано или поздно ее придется растаможивать. Поэтому зачастую по документам автомобиль принадлежит некой польской или литовской фирме, сотрудником которой якобы является номинальный владелец авто. Таким образом он, конечно, сэкономил на услугах нотариуса (цена в странах ЕС стартует от 75 евро за доверенность или оформление купчей), но теперь не имеет никакого права распоряжаться этим авто. Найти же сейчас контору, на которую была оформлена машина, в большинстве случаев нереально — она уже давно закрылась.
Не в лучшей ситуации и украинцы, которые покупали автомобили с иностранной регистрацией с рук уже в Украине. У большинства из них есть доверенности на управление транспортным средством, но снять авто с учета они не могут. А ведь снятие с учета в стране регистрации «евробляхи» — обязательное условие растаможки такого автомобиля.
Чтобы хоть как-то решить возникшие проблемы, владельцы таких авто начинают искать помощь на стороне. А, как говорится, спрос рождает предложения. Сейчас интернет пестрит объявлениями различных фирм и фирмочек, которые за «долю малую» (обычно цена таких «решал» стартует от 1500 грн) предлагают свою помощь буквально по всему спектру услуг, обещая растаможку «евробляхи» «под ключ». Вот только не все они честно исполняют взятые обязательства. Именно в такой ситуации оказался киевлянин Максим Завальский, который поделился своей историей с «ФАКТАМИ».
— Два года назад я купил в Польше Audi А6 2003 года выпуска в максимальной комплектации всего за 2600 евро, — рассказал Максим Завальский. — Тогда деньги на оформление купчей у меня были, но друзья отсоветовали. Мол, зачем платить лишние евро нотариусу, если за 70 евро тебя оформят сотрудником польской фирмы и будешь спокойно себе кататься. Я так и сделал, не задумываясь о том, что в будущем ее придется растаможивать. Теперь же, когда появилась возможность легализировать свое авто по адекватной цене оказалось, что той польской конторы уже давно нету. Поиски бывшего директора этой фирмы не увенчались успехом. Немного погуглив в интернете, нашел компанию, которая за 3 тысячи гривен обещала подготовить весь пакет необходимых к растаможке документов, в том числе и снять машину с польского учета. Правда, за это нужно было доплатить еще 200 евро.
После недолгих раздумий я согласился, так как цена меня вполне устраивала. Мы встретились с представителем компании, подписали «договор», после чего я передал ему деньги. Вот только, после того как деньги были переданы компании, ее представители начали «тянуть резину». Сначала они мне рассказывали, что возникли проблемы с поиском хозяина, а через неделю вообще пропали. После сотни безрезультатных звонков и SMS-сообщений на все указанные в объявлении номера, я понял, что меня попросту кинули на деньги.
— Как тогда удалось выйти из сложившейся ситуации и все-таки растаможить автомобиль?
— Случайно узнал, что в моем гаражном кооперативе есть человек, который уже прошел эти «круги ада» с растаможкой своей «евробляхи» и помогает другим. Я к нему и обратился. Благодаря помощи Алексея уже через полторы недели смог спокойно растаможить свое авто. Правда, обошлось мне это дороже: 4 тысячи гривен и 50 евро, которые я дал за услуги Алексею по оформлению купчей. Еще 350 евро отдал за снятие с учета автомобиля в Польше. После растаможки мне еще пришлось получать сертификат соответствия автомобиля, так как на нем было установлено газобаллонное оборудование (ГБО), которое не значилось в техпаспорте. За сертификат соответствия я отдал 1500 гривен и еще 600 гривен за вписывание в него ГБО. Имея все эти документы, я в течении часа поставил автомобиль на учет, заплатив 3% от стоимости авто в виде налогов, а также за украинские номера и техпаспорт.
«ФАКТЫ» разыскали Алексея Моргунова, чтобы расспросить его подробно, какова процедура оформления купчей и как снять с учета «евробляху» в стране ее регистрации. По его словам, чтобы не стать жертвой «решал», нужно помнить, что все платежи в той же Польше или Литве вполне можно проводить с помощью онлайн-банкинга даже находясь в Украине.
— У меня все просто: деньги вперед за свою работу я не беру, а расчет с клиентом происходит по факту выполненной работы. Это позволяет заказчику быть уверенным, что я его не кину, — рассказал Алексей Моргунов. — Если у машины клиента не просрочена страховка, то проблем нет. Он мне дает доверенность и я снимаю авто с учета даже без самой машины. Главное, чтобы все документы были в наличии. Стоит эта процедура в Польше от 200 до 500 евро, в зависимости от типа авто. Эти деньги клиент через онлайн-банкинг переводит на счет польского сервисного центра, и процедура снятия идет без проблем. При этом получать транзитные номера не обязательно. После снятия с учета автомобиль вполне может находится в Польше еще 10 суток. Этим, кстати, начали пользоваться некоторые владельцы «евроблях». Они официально снимают эти авто с учета и растаможивают их, но не ставят на украинский учет, а продолжают ездить на иностранных номерах. Правда, как мне известно, такие «гении» не смогут покинуть нашу страну без регистрации авто, а вот насколько это законно, мне неизвестно.
А вот если срок страховки истек, то такой финт уже не получится. Ведь без наличия авто новую страховку оформить нельзя, так как эта процедура предусматривает прохождение машиной техосмотра. Да и в базах регистрации такой автомобиль уже может не числиться. Так что его снова придется ставить на учет, а потом снимать.
— А как быть тем владельцам «евроблях», у которых на руках нет купчей? К примеру, авто было оформлено на фирму, а владелец — ее сотрудником?
— Тут конечно придется немного повозиться, но решения есть. Если фирма еще «на плаву», то проблем нет — с ее директором оформляется договор продажи, где прописывается та сумма, за которую клиент купил авто или же немножко меньше. Ведь если сумма не будет указана, то таможня будет оценивать ее через электронный каталог б/у авто из Европы Schwacke («Швак»), где их цена немного больше реальной.
Если же фирмы уже нет, но она не обанкротилась, то бывшего ее владельца можно найти по базам данных и договориться об оформлении купчей.
Ну, а если контора обанкротилась, то все авто должны передаваться в доход государства. Тут придется узнавать, остались ли за этой фирмой долги. Если нет, то вполне можно через госструктуры оформить все договора на нового владельца. Правда, в этом случае ему самому придется приехать на автомобиле в Польшу.
Если же обанкротившаяся компания оставила долги, то в этом случае «евробляху» будет проще продать в Украине на разборку, чем гасить все чужие задолженности. Без этого оформить машину на нового владельца не получится.
Некоторые дельцы предлагают еще одну схему легализации проблемных «евроблях» — создание автомобиля-двойника. В украинских базах находят похожую машину, уже стоящую на учете, и под нее создают фальшивый техпаспорт и номера. Тем более что с последними сейчас нет никаких проблем — только в столице несколько десятков фирм предлагают за полчаса изготовить любой автомобильный номер. Правда, ездить на такой машине можно будет исключительно по территории Украины и до первого патруля, который решит проверить vin-код авто (он у каждой машины индивидуален). В этом случае можно получить очень серьезные проблемы с законом, вплоть до тюремного заключения.
Как сообщали ранее «ФАКТЫ», уже 22 февраля заканчивается льготный период растаможки в Украине автомобилей с иностранной регистрацией. После этого у владельцев «евроблях» есть еще время до 24 мая, чтобы успеть легализовать свое авто. А после этой даты в Украине начнут действовать более жесткие штрафы за нарушение срока пребывания стране таких автомобилей.
Впрочем, драконовские штрафные санкции не коснутся заробитчан, которые находятся на консульском учете в стране пребывания. Они смогут ввозить автомобили с иностранной регистрацией без залога (равен сумме растаможки) на срок до 60 суток, но всего один раз в год.
*Фото автора
9033Читайте нас в Facebook