«Просто купить землю у государства не получится»: почему — объясняет министр агрополитики Роман Лещенко
С 1 июля 2021 в Украине открывается рынок земли. Сейчас парламент уже принял все необходимые для этого законы. Согласно им право на покупку украинской земли в течение первых лет получат только физические лица. В течение первых двух с половиной лет будет действовать ограничение на покупку: не более 100 гектаров в одни руки. А с 2024 года ограничения составит до 10 тысяч гектаров в одни руки. Арендатор будет иметь преимущественное право на покупку, но об этом намерении он должен письменно уведомить собственника.
Зато не смогут покупать землю компании и холдинги. Также законами прописан запрет продавать государственные и коммунальные земли. Собственно, не смогут купить украинские черноземы и иностранцы. Правда, впоследствии планируется провести референдум и вынести этот вопрос на усмотрение народа. В то же время независимо от результатов волеизъявления украинцев, землю, расположенную ближе 50 км от государственной границы, не позволят продавать иностранцам.
Несмотря на законодательные ограничения, открытие рынка земли — едва ли не самая дискуссионная реформа для Украины. Многие откровенно опасаются ее внедрения. Кто-то говорит о том, что землю, несмотря на законодательные запреты, скупят иностранцы, другие говорят, мол, олигархи уже давно поделили наши черноземы.
Планируют ли возвращать в государственную собственность незаконно приватизированные земли, как это может происходить и сколько будет стоить гектар с 1 июля 2021 года, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко.
«В Украине более 8 млн га земли не облагаются налогом»
— Роман Николаевич, не раз приходилось слышать мнение, что украинские земли поделены между олигархами. Поэтому рынок земли, по сути, мало что изменит, ведь крупные холдинги уже ею владеют.
— Не согласен. У нас насчитывается более 10 олигархов, если оценивать их по критериям, названным президентом. А в Украине земель сельскохозяйственного назначения более 42 млн га. В основном, самые богатые люди Украины управляют так называемыми агрохолдингами и хозяйствуют на земле, которую они арендуют (их еще называют латифундии) в объеме 100−200 тыс. га. Крупнейший в Украине агрохолдинг арендует 500 тыс. га.
Как ни странно, но у нас самый большой олигарх — украинский чиновник. Именно он в течение 20 лет работает на разную власть и через механизмы бесплатной приватизации аккумулирует землю и формирует наделы по всей стране через систему, как мы ее называем, «сеток». С помощью которых землю оформляли на родственников, близких людей, перерегистрировали и формировали целые такие кластеры.
Наш анализ показывает, что из 10 млн га государственных земель Украины 5 млн га перешло в частную собственность. Вот такие последствия моратория. Это большая проблема, поскольку земли, о которых я только что говорил, вышли из госсобственности благодаря механизму бесплатной приватизации. Распоряжались ею украинские чиновники.
Читайте также: Земля на продажу: юрист разъяснил, что и как можно будет продать или купить с 1 июля
— Сегодня уже есть рейтинг крупнейших владельцев земли?
— Мы через национальную инфраструктуру геопространственных данных откроем информацию о так называемых владельцах, которые в собственности имеют землю по всей территории Украины. Это будет делаться через механизм открытия данных лица, кадастровые номерав соответствующих земельных участков и концентрацию земель в одних руках.
Поверьте, в Украине очень много людей, которые обладают не 100 гектарами, ограничения в отношении которых мы прописали в законе, а гораздо большими объемами, и не только на основе права собственности, но и на праве, предоставленном им другими договорами и отягощениями.
— Сейчас наиболее дискуссионная реформа фактически началась, однако как можно продавать землю, если много гектаров остаются… неучтенными. То есть фактически они есть, но по документам их не существует?
— Чтобы навести порядок, мы планируем ввести прозрачную систему налогообложения. Это даст возможность понять — кто стоит за тем или иным участком. Через спутниковый мониторинг видно, что земля обрабатывается, а когда смотрим и анализируем кадастровую карту, то видим свободный участок, который принадлежит условному умершему владельцу или человеку с ограниченной дееспособностью. Эти вещи бросаются в глаза. Подчеркиваю — у нас такой земли очень много.
В Украине более 8 млн га земли вообще не облагаются налогом. Таким образом, не понятно — кто же на самом деле ее обрабатывает, кто именно стоит за ней и так далее. Не все хотят, чтобы эти данные были открытыми. Мы хотим провести налогообложение и в режиме реального времени отслеживать и понимать, что происходит с этими участками.
В нашем понимании сегодня вся земля должна быть обложена налогом, и громада, которой мы ее передали, должна контролировать, инвентаризировать и охранять ее. То есть логика такая — землю передали людям на места и они, контролируя, платя налоги с нее, наполняют бюджет своей громады. За эти деньги строятся сады, школы, дороги и тому подобное. В этом заключается суть нашей философии.
«Те, кто находился у власти, сразу приватизировали землю для себя»
— Вы сказали, что был проведен аудит, по результатам которого стало видно, что более 5 из 10 миллионов гектаров государственных земель нечестно приватизировали. Какие схемы чаще всего использовались?
— Розпорядителем земли был Госкомзем, который впоследствии переименовали в Госгеокадастр, то есть вывеска менялась, а принципы работы — нет. Так вот, чиновник принимал решение — кому сейчас давать 2 гектара земли, а кому отказать. Объединенные территориальные громады или в целом органы местного самоуправления не влияли на этот процесс. Фактически в село приезжали люди, которые говорили — мы собственники земли, и начинали ее обрабатывать. При этом они показывали какие-то документы, в частности, выписку из государственного реестра, где отмечалось, что они безвозмездно приватизировали землю. Кто эти люди, на каком основании они получили наделы — это был открытый вопрос. Эти чиновники постоянно менялись.
Фактически чиновничьи кланы формировали эти процессы. Те, кто находился у власти, сразу приватизировали землю для себя. Были «донецкие» у власти — приватизировали огромные массивы земли на востоке Украины, «винницкие» делали то же самое, но в своей области, то есть в Центральной Украине. Каждая смена власти приводила к тому, что участки перепродавали. Эта земля находилась на правовом титуле ЛПХ (земля для ведения личного подсобного хозяйства). То есть это были наделы, которые не подпадали под действие моратория: их можно было свободно покупать, продавать, даже иностранцам, ставить на балансы юридических лиц. Однако люди, которые имели земельные паи, наоборот подпадали под действие моратория и не могли распоряжаться своей собственностью.
— То есть всеми процессами заправляли чиновники?
— Ловкие чиновники создали условный офшор и сделали на этом рынке базар. Они отчуждали землю, торговали ею и тому подобное. То есть происходила полная анархия. Фактически у нас образовался квазирынок, на котором одни чиновники, приватизируя землю, делали рынок, а владельцы паев вообще не могли ничего с ней делать. Единственное, что им оставалось — умереть и передать ее по наследству другому лицу. Тут была полная несправедливость. Мы проводим реформу, чтобы показать все эти схемы, по которым обманывали людей и наживались, рассказывая о любви к родной матушке-земле. На этих миллионах гектаров проворачивали многочисленные коррупционные схемы.
Читайте также: Впервые в истории громады будут самостоятельно управлять землей на условиях прозрачного рынка, — Кирилл Тимошенко
— Как вы только что сказали, едва ли не самой распространенной схемой по выводу земель из госсобственности было оформление наделов на третьих лиц, которым за это давали буквально пять копеек, но фактическим владельцем был агрохолдинг. Неоднократно приходилось слышать опасения, мол, эту же схему могут использовать после старта реформы для оформления черноземов на иностранцев.
— Для предотвращения таких моментов внедряется земельный мониторинг. В режиме реального времени обнародуется информация о владельце, кто и сколько купил земли, за какие деньги. Все эти аспекты общество будет отслеживать.
Если заметим злоупотребления, сразу начнем проводить проверки, устанавливать соответствующие факты и тому подобное. Покупка земли должна осуществляться только в нотариальной форме через банковское учреждение с соответствующим подтверждением источников доходов. То есть просто купить землю у государства не получится, придется отчитаться — где ты взял деньги, официально заплатить все налоги и тому подобное. История с так называемыми подставными лицами уже не пройдет, поскольку система сразу будет сигнализировать и показывать нам, что этот человек нигде никогда не работал, просто взяли его паспортные данные и идентификационный код. Мы открываем рынок для того, чтобы была прозрачная система взаимодействия.
Фото предоставлено пресс-службой Романа Лещенко
1137Читайте нас в Facebook