Под Зеленопольем мне оторвало левую стопу, посекло руки и ноги: десантник Евгений Исаев на протезе вернулся на фронт и овладел катанием на Sup-доске
Евгений родом из Запорожья. Срочную службу проходил в 79-й бригаде «крылатой пехоты». Демобилизовался накануне войны. А когда на Украину напал враг, вернулся в родную часть. Весной 2014 вместе с боевыми товарищами освобождал от российских оккупантов и их сторонников Донбасс.
«Наш лагерь под Зеленопольем сдали россиянам местные сепаратисты»
— В июле 2014 года подразделения нашей бригады получили приказ прибыть в сводный лагерь украинских военных в Зеленополье на Луганщине, — рассказывает «ФАКТАМ» Евгений Исаев. — Честно говоря, сейчас понимаю, что все было против того марша. Один бронетранспортер вышел из строя, в другом — короткое замыкание. Как будто Бог и судьба предупреждали: ребята, будет беда… Но у нас был приказ. После очень тяжелого марша поздно вечером прибыли на место назначения. В Зеленополье поразила беспечность отдельных бойцов и офицеров. Несмотря на присутствие врага под боком, многие ребята не рыли окопы и блиндажи, ночевали в палатках посреди голой степи. Техника стояла скученно. Ночью даже смотрели фильмы в импровизированном кинотеатре под открытым небом. Все как на ладони. Поэтому мы стали в жидкой лесополосе. Хоть какая-то маскировка. Впоследствии это решение наших офицеров спасло много жизней. В том числе и мою.
Мы как могли замаскировали технику среди невысоких деревьев и кустарников и легли спать… Проснулись от страшного грохота. Это было где-то в 4:30 утра. Взрыв за взрывом! Море огня… Пылало все, что могло гореть. По нашей «зеленке» тоже пошли «прилеты». Одним снарядом накрыло сразу восьмерых бойцов. К счастью, не насмерть. Кусты и деревья были хоть какой-то защитой, особенно от осколков.
— Как же вы спаслись?
— Я встал за небольшим деревом. Спрятал тело и голову за стволом, а руки и ноги уже не поместились. И вот один снаряд падает недалеко. Шквал осколков и взрывная волна накрыли меня. Но все же ствол принял основной удар на себя. Дерево было разбито пополам, но оно спасло мне жизнь.
Некоторые мои побратимы тоже так спаслись. Впоследствии ребята фотографировали это счастливое дерево.
Читайте также: Война с Россией: украинский пилот рассказал, как во время боев на Донбассе посадил подбитый боевиками самолет
Мне оторвало левую стопу, посекло руки и ноги. А еще — переломы, контузия, живого места не было. Между тем наши десантники спасали пехотинцев, танкистов, пограничников из уничтоженного основного лагеря. Было более ста раненых разной степени тяжести. И враг еще обстреливал нас и тех, кто пытался прийти нам на помощь. В результате эвакуировать раненых смогли только после 13 часов. Мы все искренне благодарны нашим офицерам, в частности бывшему боевому комбригу полковнику Курачу, который лично приложил все усилия, чтобы эвакуация прошла максимально быстро.
Позже мы узнали, что это был спланированный обстрел. Местные сторонники российских оккупантов сдали им наше местонахождение, вражеские разведчики даже в дуплах деревьев в лесопосадках онлайн-камеры поставили и видели все. Запускали над лагерем и беспилотники. А ночью выпустили несколько пристрелочных мин, и когда уже четко определили место обстрела, то ударили из всех «Градов».
— Как вам удалось встать на ноги после таких тяжелых ранений?
— Двое суток я был без сознания в областной клинической больнице имени Мечникова в Днепре. Далее меня и других раненых транспортировали в винницкий военный госпиталь специальным медицинским самолетом «Вита». Я еще шутил, что впервые в жизни лечу с комфортом. Далее были операция за операцией. Сколько осколков вытащили из моего тела? Трудно сказать. До сих пор во мне минимум 30. Есть мелкие, как пыль, а есть и больше. Некоторые сам выковыривал из ног и рук. Есть осколки, застрявшие возле вен и артерий, поэтому их вынимать опасно. Наверное, так и буду жить с ними. По сути, курс моего лечения и выздоровления продолжается.
Но винницкие военные врачи таки поставили меня и ребят на ноги. Далее еще госпитали — Одесса, Николаев, снова Винница. Учился ходить «с нуля». Медицинские корпуса винницкого военного госпиталя длинные, там есть, где тренироваться. Я раньше активно занимался боксом и легкой атлетикой, поэтому спортивные навыки помогли.
Искренне благодарен всем врачам и медицинским сестрам, особенно врачу Александру Васильевичу Олейнику. Благодарен и врачам центра стопы, которые разработали для меня удобный протез.
«Очень жалею, что в 2014 году у нас не было нужных знаний»
После выписки Евгений Исаев поселился в Виннице, где и начал новую жизнь.
— В Виннице я познакомился с волонтерами, которые всячески помогали нашим раненым в госпитале, — рассказывает Евгений. — Это Татьяна Хитрая, Ярослав Пашкевич, Наталья Ишкова, Ирина Мазур и другие. Когда я выписался из госпиталя, мы все вместе помогали ребятам на передовой, а также гражданским, живущим вдоль линии фронта. Я поступил в Донецкий национальный университет на отделение психологии. Этот вуз эвакуировался из Донецка в Винницу. Учиться было очень интересно, познакомился с замечательными людьми. Это, в частности, Михаил Жилин — бывший сотрудник Донецкого оперного театра, выехал с семьей после оккупации, воевал, был ранен, чудом выжил, а в Виннице стал преподавателем и волонтером. Сейчас он открыл кафе под названием Intermezzo, посвященное Михаилу Коцюбинскому.
Читайте также: «Ольга прошла курс обучения, который и ребята не выдерживали, и получила в подарок снайперскую винтовку»
Также познакомился с Романом Бенцаком — военным медиком-добровольцем, который со студенческой скамьи Винницкого национального медицинского университета ушел на фронт. Он успешно учился и воевал, спасая жизни наших побратимов. Именно после общения с Романом я решил стать медиком-тактиком, потому что сам в долгу до конца жизни перед нашими врачами и медсестрами. Прошел специальный курс в Киеве. И тут как крылья за спиной выросли. Я почувствовал, что вся моя сущность требует новых знаний, умений и навыков. Это помогло мне прийти в себя и встать на ноги после пережитого фронтового ужас.
Закончив спецкурс по домедицинской помощи, я вернулся в ряды Вооруженных Сил Украины и на фронт. А еще получил образование психолога.
— Что вы и ваши коллеги делаете на востоке?
— Мы учим бойцов. Были под огнем на Луганщине. Из-за обстрела ранения получили сразу девять ребят. Кого легко задело, кто был весь в крови. Вот здесь и пригодились все мои навыки. Слава Богу и людям, наших побратимов спасли. Очень жалею, что в 2014 году у нас не было нужных знаний, тогда под Зеленопольем жертв было бы меньше. Помогали и местным жителям, в частности тем, кто пересекал контрольно-пропускные пункты. Иногда доходило до смешного: меня, русскоязычного украинца родом из Запорожья — называли «бендерофашистом». Но со временем большинство людей понимало, что мы здесь, чтобы на самом деле помочь им.
— В июне этого года вы завоевали третье место на соревнованиях за звание лучшего специалиста по тактической медицине среди парамедиков ВСУ. Расскажите об этих соревнованиях.
— Соревновались 20 боевых медиков-фронтовиков из всех родов войск. Условия — максимально приближенные к боевым. Эвакуация раненых, обстрелы, бомбардировки — все как на войне. В полной форме и защитном снаряжении, в шлемах и с оружием. Этапы были в личном зачете и среди эвакуационных групп. Я завоевал третье место в личном зачете.
Читайте также: На гору Казбек на протезах: уникальный проект ветерана АТО
Каждый участник имеет свою невероятную историю, все участвовали в боях, оказывали помощь раненым, работали под огнем. Это не конкуренты, а боевые побратимы и сестры. Никто не вставлял палки в колеса друг другу. Когда я прошел дистанцию, побратимы подбежали, поздравили, помогли снять «броник» и каску, дали воды. Конечно, здоровая конкуренция присутствовала, однако на первом месте оставались человечность и боевое братство.
«Я раз 15 упал в воду с доски, пока, наконец, не удержал равновесие»
Сейчас Евгений Исаев продолжает службу в ВСУ. Работы хватает, так как специалисты обучают своих товарищей не только из ВСУ, но и из других силовых структур. А еще боец изрядно увлекся интересным видом спорта — плаванием на SUP-досках.
— В свое время я подружился с Игорем Гембой — добровольцем «Правого сектора», мы участвовали в «Играх непокоренных», — рассказывает Евгений Исаев. — Сейчас Игорь является директором Винницкого центра помощи и поддержки ветеранов войны Украины за независимость VeteranHub. Именно он рассказал мне о новом виде спорта, познакомил с Константином Прилепским — руководителем клуба SUP-плавание, который выехал в Винницу из оккупированного Луганска. Вот так я стал пловцом.
Сначала мне выдали доску для начинающих шириной десять сантиметров. Со смехом вспоминаю, как я с нее раз 15 упал в воду, пока научился держать равновесие. Но потом убедился: я смогу на этой доске даже со своим протезом плавать. К нам приходят фронтовики и волонтеры. Хотим, чтобы больше ветеранов-фронтовиков, бойцов после ранений, травм присоединились к этому замечательному и очень полезному виду спорта. Поэтому на соревнованиях в клубе уже ввели категорию «ветеран», чтобы поддержать ребят. А еще для досуга и отдыха там устраивают водные прогулки по реке. Профессионалы тренируются, пока реку не скует лед. Плавают дистанцию в 5, 8 или 11 километров по Южному Бугу.
Да, этот вид спорта достаточно дорогой. Оборудование может стоить десятки тысяч гривен. Но все равно мы хотим приобщить к нему как можно больше людей.
— Устраивают SUP-пловцы сейчас соревнования по своему виду спорта?
— Недавно наш клуб впервые в Виннице провел своеобразный парад гребцов и плавсредств под названием «Все на всем!». Желающие плыли Южным Бугом на лодках, SUP-досках, на байдарках, импровизированных плотах… За этим парадом наблюдала едва ли не вся Винница.
Читайте также: «Режьте ногу так, чтобы можно было заниматься спортом»: ветеран АТО завоевал три «золота» на «Играх Героев»
Фото предоставлено Евгением ИСАЕВЫМ
1582Читайте нас в Facebook