ПОИСК
История современности

Крушение «Адмирала Нахимова»: 35 лет назад теплоход утонул через 8 минут после столкновения с сухогрузом

8:10 29 августа 2021
Крушение «Адмирала Нахимова»
Советский круизный лайнер пошел под воду в Цемесской бухте возле Новороссийска, погибли 423 человека

27 августа 1856 г. Родился знаменитый украинский поэт Иван Франко.

27 августа 1941 г. Родился легендарный украинский актер Богдан Ступка.

28 августа 1986 г. Королева рок-н-ролла Тина Тернер удостоилась звезды на Аллее славы в Голливуде.

29 августа 1831 г. Английский физик Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции.

РЕКЛАМА

30 августа 1991 г. В Украине постановлением Верховной Рады была запрещена Коммунистическая партия.

Советский круизный лайнер «Адмирал Нахимов» 29 августа 1986 года вышел в очередной рейс по маршруту Одесса — Батуми — Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. В 14:00 31 августа корабль прибыл в Новороссийск, а в 22:00 взял курс на Сочи. На его борту находились 1 243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров. Вблизи мыса Дооб его курс пересекался с сухогрузом «Петр Васев», который по согласованию с береговым постом регулирования движения судов должен был пропустить пассажирский пароход.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко рассчитал, что при неизменных курсе и скорости суда разойдутся на расстоянии чуть меньше километра. Однако второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому приближение «Петра Васева» показалось опасным, и он стал постепенно поворачивать корабль на малые углы. Ткаченко вел судно исключительно по приборам, которые не зафиксировали изменение курса «Адмирала Нахимова». Только в 23:05 капитан балкера, наконец, отвел взгляд от экрана станции автоматической радиолокационной прокладки и увидел, что корабли сближаются.

РЕКЛАМА

Чтобы разойтись с «Адмиралом Нахимовым», Ткаченко начал сбавлять скорость. В 23:06 второй помощник на «Адмиралe Нахимове» принял решение отворачивать влево от «Петра Васева». Он вышел на связь и уточнил, остановлены ли на балкере машины. Ответив утвердительно, Ткаченко отдал приказ стопорить главный двигатель. На выполнение этой команды ушло 30 секунд, и Чудновский закричал по связи: «Петр Васёв», что вы делаете? Немедленно работать назад!" Капитан балкера скомандовал «Полный назад», сопроводив это звуковым сигналом — 3 коротких гудка. Из-за несвоевременных действий экипажа «Петра Васева» его скорость за семь минут снизилась только на 5 узлов (менее 10 километров в час), «Адмирал Нахимов» продолжал идти с неизменной скоростью — 12,5 узла (23 километра в час). В 23:10, когда расстояние между судами сократилось до 125 метров, Чудновский приказал «Лево на борт», Ткаченко же скомандовал «Право на борт».

Читайте также: Гигантский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул за считанные минуты: загадки крушения парохода

В 23:12, услышав три гудка, подаваемых балкером, на мостик «Адмирала Нахимова» спешно вернулся капитан Марков. Предотвратить катастрофу было уже невозможно — «Петр Васев» врезался в правый борт лайнера, пропоров в обшивке корабля пробоину площадью 84 квадратных метра. Капитан предпринял попытку посадить пароход на мель, но спустя 20 секунд после столкновения из-за затопления судовой энергетической установки пароход лишился электроснабжения — погас свет, отключились навигационные приборы и радиосвязное оборудование, корабль не слушался руля. За 4 минуты «Адмирал Нахимов» накренился на правый борт на 45°. Скорость поступления воды возросла за счет десятков открытых иллюминаторов. Спускать коллективные спасательные средства уже не представлялось возможным, поэтому начали сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты вместимостью от 10 до 32 человек.

РЕКЛАМА

На борту лайнера началась паника, многие стали прыгать за борт. Из поврежденных баков выливалось топливо, которое на поверхности моря образовывало толстую маслянистую пленку, сильно сковывающую движения. Вечером многие родители укладывали детей спать, запирали каюты и поднимались наверх. В суматохе и темноте почти никто из них не смог вернуться. Давя друг друга, люди застревали в узких коридорах. Из-за нарастающего крена стеллаж с запасными ключами от кают упал. 28-летняя стюардесса Вера Федорчук достала связку ключей, но открыть запертых детей и спастись сама не успела.

Капитан оставался на мостике, пока вода не выбросила его за борт, ему удалось спастись. Второй помощник отправился в свою каюту, заперся и утонул вместе с кораблем. «Адмирал Нахимов» целиком ушел под воду в 3,5 километра от берега и погрузился на дно на глубине 47 метров. Это произошло в 23:20, всего через 8 минут после столкновения. Оказавшиеся за бортом люди испытали острую нехватку спасательных средств. Сброшенные плоты вместили около 500 человек. В панике многие ожесточенно боролись друг с другом за любое плавсредство. Другие же вели себя прямо противоположно: отдавали жилеты женщинам и старикам, помогали удержаться на плаву ослабевшим и раненым. Трагедия унесла жизни 423 человек — 359 пассажиров и 64 членов экипажа.

Суд над обоими капитанами проходил в Одессе в марте 1987 года. Виктор Ткаченко и Вадим Марков были приговорены к 15 годам лишения свободы, однако в 1992 году оба были помилованы и освобождены.

Читайте также: «Когда тонул „Адмирал Нахимов“, какой-то мужчина крикнул мне: „Прыгай!“, но я не решалась…»

2257

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров