Никита Хрущев удочерил свою внучку, потому что ее маму посадили на 10 лет за «шпионаж»: историк о самом противоречивом советском лидере
— В жизни Никиты Хрущева было два ключевых события, благодаря которым он сделал исключительно успешную карьеру партийного и государственного деятеля, — говорит главный научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований имени Ивана Кураса НАН Украины, доктор исторических наук, профессор Юрий Шаповал. — Первое из событий произошло в 1929 году — Хрущева направили из Киева на обучение в Москву в Промышленную академию. Название чисто индустриальное, но на самом деле эта академия была кузницей партийных и хозяйственных кадров. Там училась жена Сталина Светлана Аллилуева. Вероятно, она разглядела в киевлянине способного организатора и рассказала об этом мужу. В результате Хрущева назначили руководителем партийной организации академии. Тогда еще в большевистской партии существовали оппозиционные течения — троцкистов, бухаринцев… Сталину был нужен в должности парторга человек, который решительно искоренил бы оппозиционеров из привилегированного вуза. Хрущев полностью оправдал его ожидания — действовал жестоко как непреклонный сталинист. Поэтому впоследствии был направлен «закручивать гайки» сначала в Бауманский райком партии Москвы, затем — в Краснопресненский. И там выдвиженец не подвел. Вскоре стал первым секретарем Московского областного комитета партии. Путь Хрущева по карьерной лестнице был кровавым — его подписи стоят на документах, по которым НКВД репрессировал тысячи человек.
Второе событие, которое помогло ему попасть на политический Олимп, произошло в 1938 году. Тогда перевели в Москву и вскоре репрессировали руководителя большевистской партии Украины Станислава Косиора. На освободившуюся должность Сталин назначил Хрущева. И уже в следующем году тот стал членом Политбюро Центрального комитета ВКП (б). Место в этой структуре для избранных дало после смерти Сталина шанс Хрущеву стать человеком номер один в стране, и он этот шанс использовал.
«Сталин как бы в шутку называл Хрущева «польский шпион Хрущевский»
— О Хрущеве ходит много легенд. В частности, о семейной тайне — вроде настоящим отцом Никиты Сергеевича был польский помещик. Как появилась эта версия?
— Наверное, она возникла из-за того, что Сталин, который, кстати, многим из своего окружения давал прозвища, как бы в шутку называл Хрущева «польский шпион Хрущевский». С какой стати он такое придумал, неизвестно. Есть документы, правдивость которых не вызывает сомнений, что отцом Хрущева был крестьянин из села Калиновка Курской губернии. Это село находится недалеко от Украины. Немало рядовых людей считают, что Никита Сергеевич был украинцем (вероятно, потому, что носил вышиванку и много лет возглавлял Украинскую ССР), но он неоднократно подчеркивал и даже настаивал, что является этническим русским. Другое дело, что его многое связывает с Украиной. В частности то, что третья жена Нина Федоровна, с которой он прожил большую часть жизни, была украинкой.
— С первой женой он развелся?
— Нет. Ефросинья Писарева, на которой он женился в 1914 году, умерла от тифа в бурном 1919 году. Никита остался с двумя маленькими детьми — дочерью Юлией и сыном Леонидом. В 1922 году женой Хрущева стала 17-летняя девушка по имени Мария. Об этом никогда не говорили, поскольку брак вскоре распался, хотя у них родилась дочь.
После этого Хрущев познакомился с Ниной Кухарчук. Она с Холмщины (сейчас это территория Польши). Нина обладала немалыми ораторскими способностями. В 1920-м ее, молодую большевичку, отправили агитатором в прифронтовые села, затем она училась в Коммунистическом университете в Москве и по назначению приехала на Донбасс. Вероятно, благодаря этим своим качествам она привлекла внимание Хрущева.
— Он был обижен на Сталина за насмешки и унижения?
— В мемуарах Никиты Сергеевича есть ответ на этот вопрос. Процитирую по памяти на языке оригинала: «Что мне Сталин плохого сделал? Заставлял танцевать (во время застолий советской верхушки на даче вождя)? Из моих родственников сидела только невестка». Так Хрущев доказывал оппонентам, что у него не было личных мотивов мстить Сталину (развенчивать культ личности вождя). То, что его, члена Политбюро (фактического высшего органа власти в стране), «Хозяин» заставлял паясничать и невестку приговорили к 10 годам заключения, Хрущев считал не слишком большой бедой. Почему? Потому что сравнивал это с тем, что выпало на долю миллионов советских людей (в том числе представителей номенклатуры), которые попали под нож сталинских репрессий. НКВД безжалостно расправлялся с целыми семьями.
Кстати, невестка Хрущева много лет жила в Киеве. Я был знаком с ней. Ее звали Любовь Илларионовна Сизых. Несмотря на то, что прошла лагеря, эта женщина прожила 102 года. Умерла в 2014 году. Она была женой сына Хрущева от первого брака Леонида, военного летчика, пропавшего без вести в 1943 году (его самолет подбили). После Любу посадили на 10 лет как «немецкую шпионку», потому что она была учительницей немецкого языка. Тогда ходила версия (возможно, запущенная спецслужбами), что Леонид сдался врагу. Впоследствии стало понятно, что это ложь.
— Хрущев пытался спасти невестку от ГУЛАГа?
— Нет, даже пальцем не пошевелил. При Сталине сидели жены и другие родственники многих высших руководителей (например, Молотова). Никто из них ничего не мог с этим поделать. Я спрашивал Любовь Илларионовну, ее били, пытали в НКВД? Обошлось без пыток. Поскольку она родственница высокопоставленного лица, с ней разговаривал лично Виктор Абакумов, возглавлявший тогда СМЕРШ. Он сказал: «Ты такая молодая, красивая. Если не подпишешь признание, зубов у тебя уже не останется, волос — тоже». Женщина подписала. Она знала, что Хрущев не пытался ей помочь, но говорила о нем всегда с уважением.
— У них с Леонидом были дети?
- Да, двое маленьких детишек, сын и дочь. Сына отправили в детдом. А трехлетнюю внучку Юлечку Хрущев удочерил. Впоследствии Юлия выучилась на журналистку, жила и работала в Москве, погибла в 2017 году — попала под электричку.
Я был знаком и много общался не только с мамой этой женщины, но и другими родственниками Хрущева — сыном Сергеем, дочерью Радой. В частности, когда они приезжали в Киев для участия в публичных выступлениях, посвященных их отцу. К сожалению, обоих уже нет в живых.
— Как вы с ними познакомились?
— Когда началась горбачевская перестройка, я взялся исследовать длительный (11 лет) период в жизни Никиты Хрущева, во время которого он руководил советской Украины. Написал на эту тему несколько статей. Их прочел и связался со мной Сергей Хрущев. Так мы познакомились и начали общаться. Нас объединял профессиональный интерес, потому что он также занимался историческими исследованиями, связанными с отцом.
«Казалось, что в рюмке много алкоголя, а на самом деле — мало»
— В 1994 году исполнилось 100 лет со дня рождения Никиты Хрущева, — продолжает Юрий Шаповал. — Сергей пригласил меня в Америку, в город Провиденс, выступить на научной конференции, посвященной юбилею. Тогда я впервые побывал в Соединенных Штатах. Там познакомился с дочерью Хрущева Радой, внуком Никитой, а также с участниками конференции: скульптором Эрнстом Неизвестным (он потом сделал надгробие на могиле Хрущева), писателем Виталием Коротичем, который тогда преподавал в США, журналистом Мэлори Стуруа, философом Георгием Шахназаровым, дипломатом Олегом Трояновским… Был среди них автор, на мой взгляд, лучшей книги о Хрущеве — американский исследователь Уильям Таубман. Он впоследствии приезжал в Киев, и я показывал ему места, связанные с Никитой Сергеевичем — на Печерске, на Лукьяновке.
Читайте также: Эрнст Неизвестный: «Хрущев вошел в раж и стал совершенно неуправляемым. Казалось, у него вот-вот будет падучая»
— Вам удалось разобраться, что конкретно побудило Хрущева пойти на серьезный для себя риск — выступить с развенчанием сталинизма на ХХ съезде партии? Соратники по Политбюро могли за это устроить против него мятеж.
- Они так и сделали. Но заговор в 1957 году провалился. Я убежден, что Хрущев разочаровался в сталинской политике казарменного социализма именно во время работы в Украине. Она началась в январе 1938-го, а в конце того года в Москве сняли с должности наркома внутренних дел печально известного Николая Ежова. На его место Сталин назначил Лаврентия Берию. Началась первая волна реабилитации — так называемая бериевская. Понятно, что она была очень ограниченной, но все же отпустили немало осужденных. Хрущев собственными глазами видел, как много людей пострадали невинно, и это признало государство. Когда он начал входить в курс дел в Украине, его шокировало то, что здесь репрессировали руководителей почти всех районов (!), не говоря уже за областном руководстве. Никита Сергеевич вспоминал: «По Украине как Мамай прошел». Учтите еще и то, что Хрущев много ездил по областям, воочию видел (в отличие от чиновников в Кремле), чем живут люди. Понимал, что жестокие сталинские порядки надо менять на более мягкие, следует освободить политзаключенных, он видел фактически крепостной статус крестьян (им не выдавали паспортов). К слову, паспорта начали оформлять, уже когда Хрущева не было на свете, в 1974-м.
Интересно, что после смерти Сталина первым о необходимости либеральных реформ заговорил Лаврентий Берия. Другие члены Политбюро очень боялись этого решительного и жестокого человека — понимали: если захочет, без колебаний с ними расправится. К тому же Лаврентий Павлович как многолетний глава НКВД слишком много знал о каждом из них. Но его подвела самоуверенность — он упустил заговор против себя, организованный кремлевской верхушкой — Хрущевым, Маленковым, Молотовым, Ворошиловым, Кагановичем и маршалом Жуковым, который обеспечил военную поддержку. Берию арестовали 26 июня 1953 (через три с половиной месяца после смерти Сталина) во время заседания Совета министров СССР. В зал вошла группа офицеров во главе с Жуковым. Они Берию связали, засунули в рот кляп, закатали в ковер и вывезли из Кремля. Ему предъявили целый список обвинений — от распущенности до шпионажа в пользу иностранных государств. Расстреляли в конце декабря того же года. Как говорится, горе побежденным.
Читайте также: Виктор Суворов: «Жуков заявил руководству СССР: «Танки вам не подчиняются, они подчиняются мне»
— А что происходило в стане победителей?
— В сентябре 1953-го соратники выбрали Хрущева первым секретарем ЦК Компартии Советского Союза, а затем и главой правительства. Началась хрущевская оттепель. Кстати, период десталинизации получил именно такое название благодаря повести писателя Ильи Эренбурга «Оттепель», которая была впервые опубликована, когда изменения в стране только набирали обороты — в 1954 году.
— С Хрущевым связывают Карибский кризис, который едва не привел к ядерной войне. Сын Хрущева Сергей рассказывал вам малоизвестные подробности этой истории?
— Нет, к сожалению. Дело в том, что в семье Хрущевых придерживались неписаного правила: отец дома о своей работе не рассказывает. Несмотря на это Сергей все же попытался расспросить у него именно о Карибском кризисе, потому что это Хрущева-младшего очень интересовало. Получил ответ: «Не лезь в это! Это не твоего ума дело!»
Читайте также: После поездки Хрущева в Америку в СССР появились автоматы с газировкой и столовые самообслуживания
Но Сергей мне рассказывал о других историях. В частности, о том, как Никита Сергеевич на заседании в ООН снял с ноги ботинок и, стуча им, угрожал показать оппонентам «кузькину мать». По словам Сергея, это произошло не совсем так, как представила пресса. Советская делегация сидела на своих местах в сессионном зале, слушала чье-то выступление на трибуне. Слова докладчика возмутили Никиту Сергеевича. Он начал эмоционально высказываться, ерзать, даже специально несколько раз толкнул кого-то из испанской делегации, которая сидела впереди. В какой-то момент заметил, что развязался шнурок. Наклонился, чтобы завязать, а потом произошло то, что произошло, — снял ботинок, постучал им, выкрикивая угрозы, поставил перед собой, что и зафиксировали фотографы.
— Эксцентричное поведение стало одной из причин того, что соратники отправили его на пенсию?
- Это была одна из многих, но не основная причина «дворцового переворота». Собственно, заговоров против Хрущева было два. Первый, как я уже говорил, произошел в 1957 году. Тогда кремлевская верхушка, не удовлетворенная развенчанием на ХХ съезде культа личности Сталина, сплоченно выступили против Хрущева на заседании Президиума (так тогда именовали Политбюро). Был объявлен перечень претензий к нему. В частности, эксцентричное поведение, нежелание считаться с мнением других деятелей и даже злоупотребления алкоголем. Возможно, тогда проблема со спиртным и была. Но впоследствии, как мне рассказывал Сергей Хрущев, его отцу сделали хитрую рюмку с толстыми стенками, которая имела свойства увеличительного стекла. Казалось, что в ней много водки или коньяка, а на самом деле — совсем мало. Во время приемов в Кремле Хрущев обходил с этой рюмкой зал, чокался с гостями. Хотя сам пил мало, но заставлял других изрядно выпить.
Во время первого мятежа Никита Сергеевич придумал, что ответить своим критикам — предложил вынести его персональный вопрос на широкий круг номенклатурщиков — на пленум Центрального комитета партии. Это позволило ему перехватить инициативу. Он быстренько объявил Молотова, Маленкова, Кагановича и, как тогда говорили, «примкнувшего к ним Шепилова», антипартийной группой и приказал выгнать с властного Олимпа. Например, Георгия Маленкова отправили руководить Экибастузской теплоэлектростанцией в Казахстане.
Второй мятеж осенью в 1964 году был удачным, в частности, потому, что заговорщики действовали скрытно. Понятно, что руководителей раздражали определенные решения Хрущева. Хотя бы история, которая привела к Карибскому кризису. Это была авантюра. Он направил на Кубу 36 ракет средней и 24 ракеты большой дальности. Запуск одной ракеты мог спровоцировать мировую войну. На Кубу отправили примерно 42 000 (!) солдат и офицеров. Хотя военное руководство его предупреждало: если начнется ядерная война, СССР проигрывает. Для подготовки к запуску советских ракет требовался час, а американских — в три-четыре раза меньше. Возмущало, например, и то, что Хрущев единоличным решением списывал миллиардные долги других государств. Но главной причиной мятежа стало то, что он замахнулся на интересы номенклатуры — поднял вопрос об изменяемости кадров руководителей. Те испугались, а вдруг этот эксцентрик действительно начнет заменять их на молодых.
К тому же Хрущев оскорблял людей у власти. Брежнева называл «балериной», ибо, работая в Днепропетровске, выполнял любые указания — им крутили как хотели. Был случай, когда во время награждения Фиделя Кастро Брежнев (тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР) собственноручно прикрепил тому Золотую звезду Героя Советского Союза, а Хрущев со словами: «Леня даже орден не умеет правильно одеть» — снял звезду и прикрепил ее на два сантиметра выше. Подгорного он называл «сахарный инженер», ибо когда-то работал в пищевой промышленности. Секретарей ЦК партии — «кобелями, которые ссут под каждым фонарным столбом». Во главе мятежа стали как раз Брежнев и Подгорный. Все хрущевские выходки вспомнили. Ничего не забыли.
— Ставился вопрос о том, чтобы арестовать Хрущева?
— Когда вопрос о «недостатках» Хрущева обсуждали на пленуме ЦК (общественностью), номенклатурщики, которые занимали среднего уровня должности, восклицали: «Под суд его!» Но решающее слово было за новым советским лидером Леонидом Брежневым и его ближайшим окружением. После окончания пленума к Хрущеву подошел Анастас Микоян (с июля 1964-м глава Президиума Верховного Совета СССР), сказал, что за Никитой Сергеевичем остаются резиденция на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах (почти в центре Москвы), должность члена президиума Верховного Совета СССР, номенклатурные привилегии.
Читайте также: Никита Хрущев, покидая из-за интриг пост генсека, сказал: «Пусть теперь справляются сами»
— Власть сдержала эти обещания?
— Нет, не выполнила ни одного. Хрущева поселили на даче в скромном деревянном доме в селе Петрово-Дальнее под Москвой. Организовали круглосуточное наблюдение КГБ. Никита Сергеевич впоследствии на комиссии партийного контроля возмущался, что за ним наблюдают даже в туалете. Эмоционально заявил партийцам: «Вы что, пердеж слушаете?!»
— Как же при таком надзоре он смог написать мемуары да еще и передать их за границу?
— Хрущев не писал воспоминания, а диктовал. Это — 250 часов магнитофонных записей. Диктуя, он не подбирал слов, употреблял нецензурную лексику. Разумеется, при подготовке текста к печати мат убрали. Пленки превратились в 3 500 машинописных страниц.
Если бы руководитель КГБ Юрий Андропов захотел помешать созданию Хрущевым мемуаров, то мог, по крайней мере, приказать заранее забрать магнитофон. Но он этого не сделал. Передача мемуаров за границу без сомнений организована самим КГБ.
— Как конкретно была проведена эта передача?
— Когда Хрущев еще диктовал мемуары, ему предоставили возможность общаться с советским военным разведчиком и журналистом Львом Петровым. Впоследствии машинопись с мемуарами через Петрова передали чрезвычайно интересному человеку — журналисту Виктору Луи. Это он передал для западных медиа информацию о снятии Хрущева с должности, хотя в Кремле еще не приняли решения. Его отец был русским немцем — поэтому такая фамилия. В начале 1950-х годов Виктор был осужден по обвинению в спекуляции. После освобождения стал одновременно советским и британским журналистом. Это было бы невозможно, если бы он не сотрудничал с КГБ. Чекисты использовали Луи для неформальных контактов с влиятельными людьми на Западе. Его и привлекли для передачи мемуаров Хрущева на Запад, выбросив из текста все негативные упоминания о Брежневе.
— Сергей Хрущев рассказывал, какие блюда больше всего нравились его отцу?
— Сергей говорил, что Никита Сергеевич не требовал деликатесов, ел обычную домашнюю пищу, которую готовила Нина Петровна. Однажды в Петрово-Дальнем отец с сыном где-то раздобыли импортные супы и каши в пакетиках. На природе приготовили. Никите Сергеевичу фастфуд очень понравился. Сказал, что еда в пакетиках показалась ему вкуснее домашней. Кстати, на дачу Хрущеву привезли еще одно в то время чудо — портативный транзисторный приемник. Он цеплял его себе на шею и ходил с ним, слушая радиопередачи, удивлялся, что такое возможно.
— Сейчас на той даче мемориальный музей Хрущева?
— Нет, к сожалению. После смерти Никиты Сергеевича дачу снесли — чтобы не было никакого музея. Наверное, это было решение тогдашнего советского лидера Леонида Брежнева.
Читайте также: Бывшие руководители разведки США и Румынии заявили, что Хрущев лично приказал агенту КГБ Освальду убить Кеннеди
Фото из архива Нины Хрущевой
6843Читайте нас в Facebook