Мужские хороводы, танцы и пение: как отмечают иудейский праздник Симхат Тора
С заходом солнца 28 сентября до захода солнца 29 сентября (23 числа месяца тишрей по еврейскому календарю) живущие вне Израиля иудеи отмечают Симхат Тора — праздник дарования еврейскому народу Торы. (В Израиле он отмечается на день раньше, вместе с праздником Шмини Ацерет, как бы являясь продолжением одного из самых веселых иудейских праздников — Суккот.) Работать в этот день не разрешается.
Симхат Тора — праздник, наполненный весельем
Симхат Тора (Радость Торы) — это праздник, наполненный весельем и благодарностью еврейского народа Всевышнему за его дар. Слово «Тора» переводится как «закон», «учение». И в самом широком смысле слова Тора представляет собой вообще все учение иудаизма со всеми его законами. Но чаще всего Торой называют именно Пятикнижие Моисея — оно было продиктовано Всевышним Моисею после Синайского откровения во время странствий евреев по пустыне. Эти пять книг отражают историю еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моисея и содержат основы мировоззрения иудаизма.
Все пять книг Торы, написанные от руки на пергаменте, скатываются в один свиток, разделенный на пять частей. Одна часть отделяется от другой четырьмя пустыми строками. Части эти считаются «книгами Торы» и каждая из них называется по первому слову, с которого «книга» начинается: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие). Такие свитки хранятся в специальных ковчегах в синагогах.
В общей сложности пять книг содержат 54 раздела — по числу недель в году. Каждую субботу читается по одной главе, пока 23 тишрея по еврейскому календарю (а в Израиле — 22 тишрея) годовой цикл чтения Торы не завершится. По обычаю, возникшему в XII веке в Испании, как только один цикл закончится, немедленно начинается новый. Делается это по двум причинам — чтобы показать, что Тора вечна и непрерывна и «чтобы никто не мог сказать, что, дочитав Тору, евреи больше в ней не нуждаются».
Изначально в Израиле и в большинстве общин в странах рассеяния цикл чтения Торы был трехгодичным. Один год он длился только в Вавилонии. И именно эта традиция уже в раннем Средневековье стала применяться повсеместно.
Праздничными вечером и утром в синагогах из ковчегов Завета достают все хранящиеся там свитки Торы. Традиционно в ковчеге вместо взятых свитков оставляют зажженную свечу, чтобы ее пламя временно заменило свет Торы, который горит там все остальное время.
Женщины и мужчины танцуют отдельно
В начале XV века в Европе возник обычай, ставший центральным событием этого праздника. Он называется акафот («кружения»): особо уважаемые члены общины со свитками в руках возглавляют торжественное шествие-хоровод вокруг бимы (возвышения в центре синагоги, с которого обычно читают Тору). Первоначально биму обходили один раз, но с XVI века число «кружений» возросло до семи. Как правило, лидеры шествия меняются — сделав один обход бимы, возглавляющий шествие передает свой свиток и лидерство следующим претендентам.
Акафот сопровождается танцами под пение и хлопки вместо музыки. Всеобщее ликование присутствующих при этом выражает безграничную любовь и благодарность Творцу. Вокруг бимы танцуют только мужчины и мальчики, а женщины делают это на своей стороне синагоги, так как совместные танцы мужчин и женщин здесь считаются неприемлемыми. И взрослые, и дети держат в руках свитки Торы (настоящие и игрушечные), флажки с картинками и молитвами.
Детей одаривают подарками и угощают сладостями
Симхат Тора — это единственный день в году, когда к чтению завершающей главы Торы призывают всех без исключения присутствующих мужчин, вызывая их одного за другим. Таких вызовов всего восемь. И чтобы все присутствующие мужчины могли уложиться в эти восемь вызовов, отрывки, как правило, повторяют снова и снова. В больших общинах практикуется проведение параллельных чтений в соседних залах синагоги. Очень часто отдельное чтение организуют для несовершеннолетних детей.
Существует закон, запрещающий одному чтецу давать два свитка священной книги. Поэтому сначала принято было тому, кто заканчивал чтение последних строк Торы, тут же по памяти начинать новый цикл. Но в XII веке в Испании возник обычай вызывать к чтению двух человек. И как только один заканчивает читать недельную главу «И вот благословение» из Второзакония, другой, используя второй свиток, начинает новый годовой цикл с чтения недельной главы «В начале» книги Берешит.
В Симхат Тора танцуют, поют песни и гимны в честь Торы. И обязательно устраивают праздничные трапезы. Как всегда, особое внимание уделяют детям, которые участвуют во всех мероприятиях этого дня. Их принято одаривать подарками и угощать сладостями — конфетами, пирогами и яблоками, облитыми медом.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об одном из самых торжественных и светлых праздников в иудаизме — Йом Кипур, который тоже отмечается в сентябре.
Также на этот месяц приходится Новый год у иудеев — Рош ха-Шана.
705Читайте нас в Facebook