Конец эпохи «евроблях» в Украине: что делать тем, кто не сумел растаможить такое авто по льготному тарифу
За льготный период украинцы легализовали 85 тысяч авто, пополнив госбюджет на 3 миллиарда гривен
11 ноября 2021 года истек срок льготной растаможки «евроблях», что предусмотрено Законом № 4643, принятым в начале нынешнего года и вступившим в силу 15 июня. Напомним, что этот документ позволял легализовать автомобиль иностранной регистрации — растаможить его по сниженным тарифам и без оплаты ввозной пошлины и НДС, что является обязательным при растаможке всех прочих ввозимых в нашу страну автомобилей. Причем такая льготная растаможка была вполне доступной для человека, позволяющего себе заправлять свою машину. Например, сумма таможенных платежей за легализацию одной из наиболее популярных в Украине «евроблях» Audi А6 2010 года выпуска с дизельным двигателем объемом 3,0 литра обходилась в 750 евро, а Opel Vectra 2007 года выпуска с бензиновым мотором 2,2 литра — в 570 Евро. Однако не все отечественные пользователи таких авто воспользовались подобной возможностью.
Согласно данным Государственной таможенной службы, за 180 дней льготного периода украинцы легализовали 85 тысяч авто с еврономерами и пополнили госбюджет на 3 миллиарда гривен. В Украине на время начала действия льготной растаможки насчитывалось около 500—700 тысяч таких машин. То есть было легализовано всего около 17 процентов.
Впрочем, причина столь малого количества легализованных авто кроется не только в откровенном нежелании их владельцев платить налоги. Многие из них просто не имели такой возможности. Как рассказал юрист организации «Авто Евро Сила» Иван Казачук, было как минимум три категории проблемных «евроблях». Самая массовая — автомобили, которые делали перезаезд в Украину со стороны России (около 150 тысяч машин). С подобными трудностями в основном сталкивались водители из пяти областей: Харьковской, Сумской, Полтавской, Днепропетровской и Запорожской. Вторая категория — грузовики-микроавтобусы весом до 3,5 тонны, двигатели которых не соответствуют требованиям «Евро-5» (около 50—70 тысяч авто). И третья категория — «евробляхи», которые заехали в Украину в 2021 году (от 65 до 70 тысяч). Итого, около 300 тысяч авто с еврономерами, эксплуатирующимися в нашей стране, не смогли воспользоваться льготной растаможкой.
«Евробляхеры» винят в этом упомянутый Закон № 4643, которым были наложены соответствующие ограничения. Они не были отменены, несмотря на все старания и обращения к власти активистов «Авто Евро Силы».
Чего же теперь ждать пользователям таких автомобилей?
Поблажек для «евробляхеров» больше не будет
На сей раз власть заняла достаточно жесткую позицию и больше не собирается предоставлять ни отсрочек, ни поблажек для пользователей нерастаможенных машин. О чем и заявил глава парламентского комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев: «Больше никаких отсрочек/льготных периодов не будет. Теперь — закон один для всех. Прошу Национальную полицию принять меры к недопущению проезда „евроблях“ по улицам и дорогам нашей страны».
Поддерживают подобную позицию и в МВД. Глава ведомства заявил о готовности привлекать к ответственности владельцев авто с еврономерами. «На моей памяти было три или пять сроков для легализации таких транспортных средств. Полиция в течение всего этого времени не налагала штрафы. Но с 11 ноября Нацполиция будет выполнять предусмотренные законом нормы, в том числе и взимать штрафы с нарушителей», — подчеркнул министр внутренних дел Денис Монастырский.
А законом установлена достаточно серьезная ответственность за эксплуатацию нерастаможенной машины. В частности:
- управление автомобилем иностранной регистрации, который своевременно не покинул пределы Украины, — штраф в размере 8 500 гривен;
- управление автомобилем с иностранными номерными знаками другим лицом (не ввезшим автомобиль на территорию Украины) — штраф в 8 500 гривен;
- повторное нарушение в течение года — штраф в 17 000 гривен и лишение водительского удостоверения на один год.
При этом полиция после привлечения водителя «евробляхи» к ответственности передает информацию о нарушителе в Гостаможслужбу. А в таком случае наказание будет очень ощутимым — за просрочку вывоза транспортного средства его пользователю грозит штраф в 170 000 гривен или его конфискация.
Таким образом, владельцам авто с еврономерами грозит как минимум два штрафа — от полиции и от таможни. При этом важно отметить, что оплата этих штрафов не освобождает владельца от обязанности растаможить подобный транспорт либо вывезти его за пределы Украины. Избавиться от нерастаможенной машины незаконным путем (сдать на авторазборку, бросить на улице, сжечь
Хотя у пользователей «евроблях» не всегда есть возможность вывезти машину за границу. Это утверждают руководители общественной организации «Авто Евро Сила». «Большинство евроблях уже без действующего европейского техосмотра и без страховки. Это усложняет и делает практически невозможным их ввоз в ЕС», — объясняют они ситуацию.
Растаможить на прежних условиях еще можно, но не всем
Есть ли выход у припозднившихся пользователей автомобилей иностранной регистрации? Самый простой и законный — легализовать их на нынешних условиях, то есть растаможить по действующим таможенным ставкам. Для этого придется оплатить:
- ввозную пошлину (10 процентов от оценочной стоимости авто);
- акцизный сбор (зависит от типа двигателя, его объема и возраста автомобиля);
- НДС (20 процентов от суммы стоимости авто, ввозной пошлины и акцизного сбора).
Для понимания приведем примеры растаможки на сегодняшний день тех «евроблях», для которых мы делали расчеты для льготного периода. Так, общая сумма таможенных платежей за Audi А6 2010 года выпуска с дизельным двигателем объемом 3,0 литра и стоимостью 4 100 евро обойдется уже в 4 000 евро, а Opel Vectra 2007 года выпуска с бензиновым мотором 2,2 литра и стоимостью 3 500 евро — в 2 800 евро. И да, эти суммы как минимум в пять раз больше тех, что предусматривались льготными условиями, и сопоставимы с фактической стоимостью «евроблях».
Вполне очевидно, что сейчас растаможивать такие авто экономически нецелесообразно. Реальных выходов из сложившейся ситуации осталось немного. Так, согласно действующему законодательству с 11 ноября правом льготной растаможки могут воспользоваться только участники ООС — для них такая возможность все еще действует до 8 февраля 2022 года. Начнут ли владельцы «евроблях» массово искать знакомых военных, непонятно, но по льготному тарифу один гражданин может растаможить лишь один автомобиль.
«Все, кто успел растаможиться, смогут ездить после 10 ноября без штрафов. Остальные, кто не успел, ставят „евробляхи“ в гараж и после 15 ноября звонят нам на горячую линию, чтобы узнать, как можно растаможиться с помощью товарища атовца», — написал один из руководителей организации «Авто Евро Сила» Александр Чернявский на своей странице в «Фейсбуке».
Схема такой легализации «евроблях» вполне понятна. Пользователи такого транспорта будут искать участников ООС, которые согласятся «повесить» на себя машину с еврономерами, растаможить ее на действующих для них льготных условиях и затем передать ее назад «евробляхеру». Но при этом де-юре именно военные становятся владельцами машины, а прежний владелец сможет эксплуатировать ее только с разрешения участника ООС.
Напомним, что в Украине действует система автофиксации нарушений ПДД, при которой все штрафы приходят фактическому хозяину машины (на которого она зарегистрирована). Впрочем, впоследствии участники ООС могут переоформить этот автомобиль на «евробляхера», после чего он станет его законным владельцем.
Противозаконная легализация предполагает уголовную ответственность
Кстати, некоторые пользователи авто с еврономерами прибегают к откровенно противозаконным способам легализации, покупая документы на аналогичную машину с украинской регистрацией, которые впоследствии планируют использовать как «оригинальные» для нерастаможенной «евробляхи».
«Это происходит методом создания разного рода „двойников“, подделки техпаспортов и перебивки вин-кодов на кузове автомобиля. Люди просто покупают документы на украинские автомобили, которые были разбиты в ДТП, у владельцев которых остались все бумаги и кто не против на этом заработать», — рассказал Иван Казачук.
При этом юрист предупреждает, что подобные действия могут закончиться весьма плачевно. В частности, за это предусмотрена уголовная ответственность по двум статьям Уголовного кодекса — «Уничтожение, подделка или замена номерных агрегатов транспортных средств» и «Поддделка документов и использование таковых».
«Иногда люди даже не задумываются и от отчаяния идут на такие действия, но они могут привести к страшным последствиям, вплоть до тюрьмы», — разъясняет юрист. Так, за вмешательство в номерные агрегаты грозит штраф от 170 250 до 283 750 гривен, или исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, а за подделку документов предусмотрен штраф до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан (по уголовным делам один НМДГ составляет 1 135 гривен), то есть космическая сумма в 1 135 000 гривен, либо арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до двух лет.
Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию и не рисковать своей свободой, Иван Казачук настоятельно советует не прибегать к противозаконным способам легализации. Лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам и искать законный выход из сложившейся ситуации. А владельцам дорогих «евроблях», которые не имеют возможности законной легализации в Украине, он посоветовал вывести их из страны с целью дальнейшей перепродажи. Но это возможно лишь для супердорогих машин, ввезенных в нынешнем году, у которых сохранились непросроченная страховка и ТО.
Читайте также: Растаможка авто онлайн и доставка курьером водительского удостоверения: в правительстве подготовились к карантинам и локдаунам
Фото: Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
86084Читайте нас в Facebook