«Ваша 13-летняя дочь уже зарегистрирована, у нее есть семейный врач»: в Украине массово фальсифицируют записи в системе helsi.me. Что делать?
Звучит неправдоподобно? Тем не менее это правда. «ФАКТЫ» пытались разобраться, почему такое происходит, кому это выгодно и что делать человеку, который стал жертвой подобной ситуации.
«Мне кажется странным, что регистрацию ребенка в системе может произвести незнакомый человек»
О том, что у ее 13-летней дочери подписана декларация с педиатром из поликлиники, в которой девочка даже ни разу не была, киевлянка Галина узнала случайно.
— Началось все с того, что я пришла в поликлинику на столичном Печерске именно для того, чтобы подписать за дочь декларацию с педиатром, — рассказала «ФАКТАМ» Галина. — Подала документы, а мне говорят: «Так она уже зарегистрирована, и у нее есть доктор». Я сначала подумала, что, возможно, система подтянула дочку к моей карточке (а у меня семейный врач действительно есть). Но нет — это была декларация именно с педиатром. Педиатром из поликлиники на улице Богдана Хмельницкого, где дочь ни разу не была! Фамилия педиатра нам тоже была незнакома. Что еще интересно: в карточке дочери, как ее мать, была указана я, а как контактное лицо — некая Мария Дубинская из Донецка. Номер телефона тоже был ее, а не мой.
Были в системе и другие некорректные данные.
— Например, место регистрации, — говорит Галина. — Там указана квартира, в которой дочка никогда не была зарегистрирована и не проживала. Там раньше была зарегистрирована я, но не она. Неправильным был и номер свидетельства о рождении. Несколько лет назад мы поменяли этот документ, а в системе отображался номер старого, уже недействительного свидетельства. Все выглядит так, как будто для регистрации дочки в системе кто-то использовал старую, давно уже не актуальную базу данных. Но кто и зачем это сделал?
— Что вам на это сказали в поликлинике?
— Я бы не сказала, что там удивились. Подозреваю, что у них это уже не первый случай. Сначала меня пытались убедить в том, что это я что-то перепутала или забыла: «Но вы же регистрировались!» Я снова и снова повторяла, что никаких деклараций мы не подписывали, и указанные в системе данные неправдивые. А когда сказала, что к разбирательству, видимо, нужно привлечь прокуратуру, сотрудники поликлиники насторожились и заявили, что больше не сообщат мне никаких сведений.
— Вы смогли подписать декларацию для дочки в поликлинике, куда пришли?
— Нет. Это отдельная история. Врач (единственный, у которого еще есть места) заболел и не известно, когда теперь выйдет на работу. Поэтому пришлось ехать в другую поликлинику. Там врач на месте был, но вот декларацию с ним мы так и не подписали. Как я уже сказала, в качестве контактного лица в карточке моей дочери в системе указана какая-то женщина из Донецка. А при попытке перерегистрировать пациента на другого врача, sms с кодом приходит именно на номер телефона, который значится в системе как контактный. Вот и получилось, что в поликлинике отправили несколько таких сообщений с кодами, но я, естественно, их не увидела, ведь доступа к телефону некой Марии Дубинской у меня нет. На вопрос, что же делать дальше, сотрудники регистратуры развели руками: дескать, не знаем, система не пропускает.
Пообещали отправить запрос в НСЗУ (Национальная служба здоровья Украины. — Авт.) с просьбой разрешить замену номера телефона. Но все это очень странно. По логике разработчиков системы человек не может поменять старый номер телефона. А вот зарегистрировать чужого ребенка с указанием некорректных данных — запросто. Мне кажется странным уже то, что регистрацию ребенка в системе может проводить незнакомый человек. Разве такое право не должно быть только у родителей?
Сейчас Галине с дочкой в поликлинике сказали ждать, когда хотя бы решится вопрос с номером телефона, чтобы все же подписать декларацию с новым врачом.
— Но что если медицинская помощь дочке, не дай Бог, нужна была бы сразу? — говорит Галина. — Не говоря уже о том, что у врача, с которым мы хотим подписать декларацию, могут закончиться места (он и так в поликлинике единственный, у которого они еще остались). Учитывая эту ситуацию, у меня есть большие сомнения в том, что врачи (семейные и педиатры), у которых прием расписан на две-три недели вперед, принимают реальных пациентов, а не мертвые души.
Например, судя по записи в системе, дочка была у своего педиатра в самый канун Нового года, 31 декабря. Но этого же не было! А запись о приеме есть. Возникает вопрос: кого в это время принимал врач? «Своего» пациента, который не проходил по системе? Или врач просто пил тогда кофе? А в это время пациенты, которым действительно нужна была медицинская помощь, не могли попасть на прием.
Этот вопрос «ФАКТЫ» хотели задать тому самому педиатру, с которой у дочери Галины подписана декларация. Но в регистратуре поликлиники сказали, что подозвать педиатра к телефону не могут, как и предоставить какую-либо информацию по поводу деклараций, которая является конфиденциальной. Телефон некой Марии Дубинской, которая указана в анкете девочки как контактное лицо, не отключен. Но наши многочисленные попытки позвонить по нему в течение недели не увенчались успехом — никто не берет трубку.
«ФАКТЫ» обратились по поводу этой ситуации и в Департамент коммуникаций НСЗУ. Там утверждают, что подписать декларацию без ведома пациента невозможно и объяснить, как такое могло случиться, не могут:
«Декларация с врачом первичного звена вступает в силу после того, как пациент его лично подписал. Если подписи пациента нет, декларация не действительна. Соответственно, заключить декларацию без ведома пациента или его законного представителя невозможно».
Что касается ситуации с заменой номера телефона, то в НЗСУ предлагают следующий алгоритм действий:
«Изменить номер телефона можно через электронную форму на сайте НСЗУ в разделе „Громадянам“. Чтобы подать запрос, нужно указать сведения о пациенте, а именно: ФИО, дату рождения, идентификационный номер, документ, удостоверяющий личность. А также наложить квалифицированную электронную подпись (КЭП). Получить ее можно несколькими способами: в фискальной службе, казначействе, „ПриватБанке“
Тем временем в Helsi говорят, что решить вопрос Галины и ее дочери можно быстрее:
«В таком случае пациент может просто переподписать декларацию и предыдущая автоматически разорвется. Не нужно ничего ждать. Также не требуется доступ к старому номеру. Пациент может заключить новую декларацию на новый номер без каких-либо препятствий. И предыдущая декларация будет автоматически разорвана. Законодательно нет ограничений, сколько раз пациент может переподписывать декларацию».
«Что касается фейковых приемов — это действительно бывает и мы понимаем, что врачи злоупотребляют своим положением. Мы сейчас разрабатываем механизм подтверждения пациентом приёма в кабинете. Однако за контроль корректности внесения данных в Единую государственную систему здравоохранения, которые являются основой для оплаты труда врачей, отвечает Национальная служба здоровья Украины. Если пациенты находят ошибочные визиты к врачам, мы сразу же рекомендуем обратиться к руководителю медучреждения или на горячую линию Национальной службы здоровья Украины для регистрации жалобы (16−77)» — уточнили в Helsi.
«За три месяца доказать, что сын не посещал психиатра, мне не удалось»
О фейковых записях, которые десятки украинцев случайно обнаружили в системе helsi. me, «ФАКТЫ» писали в ноябре 2021 года, когда жительница Днепра Анастасия Кулакова узнала, что ее сын-школьник якобы регулярно посещает психиатра и фтизиатра, у которого лечит туберкулез.
— Я обнаружила, что сына в июне этого года якобы принимал врач-психиатр городской поликлиники № 1. Хотя в этих числах Тимы вообще не было в городе. А в январе 2021 года, когда мой ребенок якобы пять раз (!) был на приеме у фтизиатра с подозрением на туберкулез, сын был на занятиях в школе, — рассказала «ФАКТАМ» Анастасия. — Увидев все это, я начала звонить по номерам телефонов клиник, где моего ребенка якобы принимали эти врачи. Но не смогла дозвониться: где-то телефон не отвечал, где-то был отключен. В Национальной службе здоровья Украины сказали, что зафиксировали мое обращение, и на этом все. А после того как я написала об этой ситуации в «Фейсбуке», выяснилось, что наш случай не единичный. Только среди моих знакомых нашлось с десяток тех, кто, зайдя в систему helsi. me, тоже увидел там фейковые записи. Среди них и мама одноклассника моего Тимы. Ее сын, судя по информации из системы, тоже был у фтизиатра, и происходило это в те же дни, что и у моего ребенка.
Пообщавшись с людьми, которые оказались в такой же ситуации, «ФАКТЫ» выяснили, что проблема массовая. Фейковые визиты у всех разные: кто-то недавно узнал, что в течение года регулярно посещал офтальмолога, а кто-то обнаружил девять подряд (!) визитов к гинекологу.
Фейковые записи в helsi. me обнаружили и несколько сотрудников «ФАКТОВ». Особенно те, кто вакцинировался против коронавируса. Помимо, собственно, самой вакцинации у многих в системе появились записи о приеме даже не у терапевта, а у офтальмолога, гастроэнтеролога и других узких специалистов, которых человек во время вакцинации точно не посещал.
Вопрос, как теперь удалить поддельные записи о сыне из системы, Анастасия Кулакова задавала во время прямого эфира на ресурсе «Информатор», где директор Департамента коммуникаций Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Лилия Гудзь подтвердила, что проблема с фейковыми записями в helsi. me существует:
«К нам действительно обращаются люди, обнаружившие приемы, которых не было. И мы понимаем, что это проблема. Но не имеем права вмешиваться в медицинские записи. Больницы отчитываются перед НСЗУ, мы проверяем их отчеты. И если есть очевидные ошибки (например, женщина дважды за год родила ребенка или обнаружится декларация с уже умершим пациентом), мы обратим на это внимание и, естественно, не оплатим такие приемы. Но в ситуациях, как у Анастасии, мы просто видим прием у фтизиатра и не можем знать, был ли этот прием на самом деле. Чтобы решить проблему, Анастасии следует обратиться к главврачу больницы, где была внесена фейковая запись, и попросить удалить ее из системы».
Еще в НСЗУ сообщили, что «в каждой больнице появится новая должность — медицинский администратор, который будет иметь право верифицировать данные пациентов и удалять фейковые записи».
Читайте также: «Из-за сбоя в системе helsi я с июля не могу вакцинироваться от коронавируса»: в Украине массово нарушается право людей на медуслуги
Медицинский администратор в поликлиниках, как выяснили «ФАКТЫ», пока так и не появился. А удалось ли Анастасии решить ее проблему?
— Не удалось, — сообщила «ФАКТАМ» Анастасия, с которой мы на днях связались. — Все мои жалобы и обращения так ни к чему не привели. Из психоневрологического диспансера пришел ответ о том, что они разобрались и выяснили: мой ребенок точно был у них на приеме. Я даже туда ездила, и мне показали явно только что заполненный журнал посещений с записью о нашем визите. И не важно, что моего ребенка в тот день даже не было в городе. Доказать, что ты не верблюд, невозможно.
Кто может специально оставлять в системе фейковые записи? Пообщавшись с врачами, «ФАКТЫ» выяснили, что липовые декларации вполне могут быть выгодны семейным врачам — ведь за каждого пациента они получают от государства деньги. Этим можно объяснить ситуацию с дочкой киевлянки Галины. Или, например, недавний случай в одесской клинике, где вскрылось, что врачи заключили 175 деклараций… с покойниками.
Но деньги семейный врач получает только за декларации, а не за последующие визиты. У профильных специалистов ситуация иная — там сумма, которую лечебное учреждение получит от государства, действительно зависит от того, сколько было приемов у врачей.
«Поэтому здесь теоретически возможно, что клиники умышленно вписывают фейковые приемы, — сказал „ФАКТАМ“ пожелавший остаться неизвестным врач из Киева. - Но, зная, как устроена эта система, могу сказать, что это довольно сложно — нужно заполнить массу документов, потратить не один час времени. И при этом идти на риск, ведь пациент может обнаружить фейковый визит и поднять скандал. Проще принять одного или двух пациентов в частном порядке и сразу заработать куда больше, чем можно получить за эти несуществующие приемы. А система helsi, к сожалению, далека от совершенства, и там часто происходят ошибки. Например, система может выдать однофамильца — и, если врач не проверит у пациента паспорт (а многие этого не делают, потому что элементарно не хватает времени), визит может быть ошибочно вписан другому человеку с такой же фамилией».
Как бы там ни было, ошибка это или умысел, не перестает удивлять настойчивость, с которой сотрудники медучреждений отказываются признавать, что та или иная запись фейковая. Нашумевший случай Анастасии Кулаковой тому пример. Что же делать, если на ваши жалобы чиновники не реагируют? Юристы советуют собирать доказательства, подавать заявление в полицию и, возможно, даже иск в суд.
— Советую в любом случае обратиться в правоохранительные органы, чтобы расследовать подобные вещи, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию старший партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — Если вы направили письменный запрос в администрацию helsi. me с просьбой удалить фейковые данные из системы, и в течение 30 дней этого не произошло, остается только обратиться в суд с требованием обязать администратора системы исключить эти данные из карточки клиента.
Напомним, в системе helsi появилась функция загрузки медицинских документов. Кроме того, при входе в личный кабинет можно поставить метку, чтобы система запомнила ваш пароль на этом устройстве.
Фото: pixabay.com
13021Читайте нас в Facebook